Конспект урока «Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире».
Дата проведения – 11.12.12
Группа – С – 31.
Тема урока – «Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире».
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Вид урока – урок-дискуссия.
Студент должен знать:
· Сущность, функции и роль философии в культуре человечества.
· Философское учение о целостной личности и о роли философских знаний в формировании личности.
· Наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, оказавшие влияние на мировой исторический процесс, на человеческое общество.
Студент должен уметь:
· Определить влияние фундаментальных философских идей на развитие личности.
· Осознавать самого себя в системе общественных отношений как деятельного существа, несущего ответственность за свои поступки, обладающего системой ценностей и самосознанием.
· Отстаивать собственные взгляды в монологической и диалогической речи; иметь личностную гражданскую позицию в определении социально-значимых качеств для развития собственной личности.
Цели урока:
· Образовательная – выяснить, какие основные функции выполняет философия в человеческом обществе; какова роль философии в формировании целостной личности человека.
· Воспитательная – воспитывать у студентов гуманистическое отношение к человеческой личности, стремление к самосовершенствованию своих способностей, к формированию таких качеств культурной личности как терпимость, справедливость, преодоление догматизма и невежества.
· Развивающая – способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, применять умение и навыки составления компьютерных презентаций, развивать коммуникативные навыки.
· Методическая – активизация познавательной деятельности студентов на уроках основы философии, организация самостоятельной работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Белгородский строительный колледж»
Цикловая комиссия гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Открытый урок по основам философии
По теме «Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире.
Разработала и провела:
Преподаватель Савченко В.Н.
Белгород 2012 год
Дата проведения – 11.12.12
Группа – С – 31.
Тема урока – «Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире».
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Вид урока – урок-дискуссия.
Студент должен знать:
- Сущность, функции и роль философии в культуре человечества.
- Философское учение о целостной личности и о роли философских знаний в формировании личности.
- Наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, оказавшие влияние на мировой исторический процесс, на человеческое общество.
Студент должен уметь:
- Определить влияние фундаментальных философских идей на развитие личности.
- Осознавать самого себя в системе общественных отношений как деятельного существа, несущего ответственность за свои поступки, обладающего системой ценностей и самосознанием.
- Отстаивать собственные взгляды в монологической и диалогической речи; иметь личностную гражданскую позицию в определении социально-значимых качеств для развития собственной личности.
Цели урока:
- Образовательная – выяснить, какие основные функции выполняет философия в человеческом обществе; какова роль философии в формировании целостной личности человека.
- Воспитательная – воспитывать у студентов гуманистическое отношение к человеческой личности, стремление к самосовершенствованию своих способностей, к формированию таких качеств культурной личности как терпимость, справедливость, преодоление догматизма и невежества.
- Развивающая – способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, применять умение и навыки составления компьютерных презентаций, развивать коммуникативные навыки.
- Методическая – активизация познавательной деятельности студентов на уроках основы философии, организация самостоятельной работы студентов.
Оснащение урока:
Компьютерная презентация по теме «Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире».
Межпредметные связи
Основы философии
История Литература Социальная психология
Русский язык
Культура речи
- История. Историческая периодизация человеческого общества. История Древнего мира: история Древней Индии, Китая, Древней Греции. Общественно-политическое устройство, культура и религиозные взгляды.
История Нового и Новейшего времени. История буржуазных революций, утверждение капитализма, потребность в развитии научных знаний.
- Литература. Высказывания русских и зарубежных писателей о роли философии в развитии человеческого общества.
- Социальная психология. Социализация личности.
Представления о личности в социальной психологии.
Социально-психологические механизмы социализации.
- Культура речи. Требования к развитию монологической речи.
Макроструктура урока:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап:
- мотивация;
- актуализация опорных знаний.
- Организация и осуществление деятельности студентов:
- беседа по выявлению определения философии, наиболее полно отражающего его сущность;
- составление опорного конспекта по характеристике функций философии;
- самостоятельная работа по текстам учебника и дополнительной литературе;
- защита собственных презентаций на тему «Учеником какого философа я хотел бы быть и почему?»;
- анализ самостоятельных работ студентов.
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие гостей и студентов).
- Знакомство с темой урока, её местом в изучении дисциплины, её целями и за задачами.
- Вводная беседа по вопросу: «Что же такое философия?»
Какое определение на Ваш взгляд наиболее полно отражает её сущность?
- Беседа об основных функциях философии.
- Презентация «Функции философии».
Философия выполняет следующие функции:
- Мировоззренческая: философия, формируя целостное представление о мире и человеке, помогает осмыслить вопрос о смысле жизни, месте человека в мире и культуре, его предназначении.
- Методологическая: философия исследует природу методов познания, их возможности и границы. Философия также вырабатывает собственные методы, осуществляет рефлексию над существующим. Истинные методы препятствуют «принятию ложного за истинное, и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствуют тому, что ум достигает истинного познания того, что ему недоступно».
- Гносеологическая: философия исследует природу и сущность мира, природу и сущность человека. Результатом этого исследования являются знания людей о мире. Но философия не только позволяет нам получать знания, она изучает сам познавательный процесс как таковой. Философия изучает познавательные способности человека, задаётся вопросами о познавательной деятельности человека вообще, даёт представление об истине вообще, а не о частных истинах физики, химии, биологии и т.д.
- Антропологическая: философия направлена по постижение природы и сущности человека, поскольку все философские системы тем или иным образом решают вопрос «что такое человек?»
- Аксиологическая: существование человека заключается не только в деятельности и познании, но также в выявлении ценностей и оценок. Фундаментальную значимость имеют ценностные ориентации человека и общества. Философия явно или неявно участвует в формировании ценностных ориентаций, анализируя природу ценностей – Добро, Справедливость, Красота; предмет, структуру, основания оценки, виды ценностей.
- Социально-коммуникативная: процесс философствования невозможен в одиночку. Для философии необходим предшествующий опыт и опыт общения, коммуникация с другими мыслителями, эпохами.
- Гуманистическая: философия всегда ставит во главу угла ценность человеческой жизни, занятие философией предполагает ориентацию на ценность личности, на развитие личности, совершенствование своих способностей.
- Культурно-воспитательная: знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентацию на истину, терпимость, достижение поставленной цели, преодолении догматизма, невежества.
- Критическая: любая философская концепция критична по своему содержанию. Философ начинает с критики – с опровержения иных, на взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка, а также с опровержения своих предшественников. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития истории.
- Информационная: одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.
- Эвристическая: философия содействует приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.
- Прогностическая.
- Интегрирующая: философия интегрирует знания частных наук; объединяющая роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов.
- Задание. Проиллюстрируйте на примерах ваше понимание значимости философского знания.
- Защита самостоятельной работы по теме «Учеником какого философа хотели бы вы быть и почему?»
- Охарактеризуйте идеи и взгляды философа, оказавшего на вас наибольшее влияние.
- Определите их практическую ценность
- Дискуссия о назначении философии.
- Послушаем голоса великих:
- Платон «Под воздействием философии человек становится подлинно совершенным»
- Томас Гоббс «Недостаток философии причиняет человеку много страданий»
- В.С. Соловьев «Я вижу назначение философии в стремлении к духовной целостности человеческого существования»
- Разделяете ли вы высказывания философов о роли философии и почему?
- А теперь послушаем ваши голоса, голоса присутствующих «философов»:
- В чем лично вы видите необходимость изучения философии? (какую роль она оказала на вас?)
- Как вы считаете, какова роль философии в современном обществе?
- Задание выполняется письменно. Демонстрируется на доске. Обсуждается.
- Подведение итогов урока.