УМК по дисциплине "Основы философии" для студентов медицинского колледжа

учебный материал для студентов, изучающих дисциплину "Основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._privetstvie.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon filosofiya_10.04.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемый Студент.

Я рада, что вас интересует информация по учебной дисциплине «Основы философии». В папке, которую Вы открыли, содержится информация, которая поможет Вам освоить основы этой особой области знания.

На изучение дисциплины в учебном плане по Вашей специальности отведено 48 часов. Занятия построены таким образом:

теоретическая часть занятия  - 45 минут

практическая часть – 45 минут.

Ваши задачи:

прослушать лекцию, составить конспект

выполнить задание для самостоятельной работы

изучить вопросы для самопроверки;

один из выбранных Вами вопросов изложить в портфолио

в микрогруппе решить философскую задачу

представить преподавателю итог работы на занятии

ответить на вопросы контроля знаний

В результате Вашей работы на занятии Вы получаете три оценки. Такая систематическая, поэтапная работа позволит Вам избежать пробелов в знаниях и успешно подготовиться к сдаче дифференцированного зачета (см папку «Контроль знаний»).

Для того, чтобы Ваша работа была успешной, Вам необходимо:

 внимательно слушать теоретическую часть занятия (см папку «Лекции»)

 иметь на занятии учебник по философии (см файл «Список литературы»)

 аккуратно вести портфолио (см файл «Портфолио»)

 активно участвовать в решении философской задачи (см файл «Философские задачи»)

 своевременно выполнить задание для самостоятельной работы (см файл «Самостоятельная работа»)

P по желанию Вы можете выполнить творческое задание (см файл «Творческие задания»)

Для того, чтобы Вам было удобно работать, отдельные занятия выделены в файлы. Конспект каждой лекции также выделен в отдельный файл и имеет №№ в соответствии с тематическим планом (см файл «Тематический план»).

Удачи и хороших оценок!



Предварительный просмотр:

Тематический план дисциплины «Основы философии»

Преподаватель: Еленина НН

Специальность: 060101.52 «Лечебное дело», 060501.51  Сестринское дело,  060102.51 «Акушерское дело»

№   п/п

Наименование темы

Макс. кол-во часов

Сам-ая учеб-ая нагр-ка

Обязательная учебная нагрузка

всего

теория

прак-тика

семи-нары

Лекционный курс

1.

Происхождение философии. Философия как наука

2

2

2

2.

Основные категории и понятия философии

2

2

2

3.

Специфика философского знания и его функции.

4

2

2

2

4.

Философия Древнего Востока.

2

2

2

5.

Развитие античной философии.

2

2

2

6.

Философия эпохи  Средневековья, Возрождения, Нового времени.

2

2

2

7.

Немецкая классическая философия

2

2

2

8.

Русская философия.

2

2

2

9.

Философия XX века.

4

2

2

2

10.

Основы научной, философской и религиозной картин мира.

2

2

2

11.

Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.

4

2

2

2

12.

Человек как объект философского осмысления.

2

2

2

13.

Человек как объект философского осмысления.

2

2

2

14.

Сознание, его происхождение и сущность.

2

2

2

15.

Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.

4

2

2

2

16.

Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.

4

2

2

2

17.

Общество как саморазвивающаяся система

2

2

2

18.

Общество как саморазвивающаяся система

2

2

2

19.

Проблема личности в философии

4

2

2

2

20.

Проблема личности в философии

2

2

2

21.

Проблема личности в философии

2

2

2

22.

Философия и медицина: общие проблемы и ценности

2

2

2

23.

Мировоззренческие основы философии.

4

2

2

2

24.

Мировоззренческие основы философии.

2

2

2

ИТОГО:

62

14

48

48

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 060109.51 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.

Организация-разработчик: Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Ишимский медицинский колледж»

Разработчик: Еленина Наталья Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

               

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 

                                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 060501.51  Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

-  самостоятельной работы обучающегося 14 часов.

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:

составление электронной презентации по заданной теме

подбор из различных источников изречений философов

выполнение творческой работы

составление конспекта

составление вопросов для самопроверки

написание рефератов


2

2

2

4

2

2

Итоговая аттестация  в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

6

Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука.

Содержание учебного материала

2

1

Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории философии

1

2

Мировоззрение и его структура и формы

1

3

Человек и его бытие как центральная проблема философии

1

Тема 1.2. Основные категории и понятия философии

Содержание учебного материала

2

1

Материализм и идеализм – основные направления в философии. Природа бытия

1

2

Основной вопрос философии

1

3

Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология

1

Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции.

Содержание учебного материала

2

1

Специфика категорий, законов, принципов и методов философии.

1

2

Методологическая роль философии и ее функции

2

Самостоятельная работа:

Составление электронной презентации на тему: «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей»

2

Раздел  2. История философии

12

Тема 2.1. Философия Древнего Востока.

Содержание учебного материала

2

1

Философское знание в Древней Индии

1

2

Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция

1

Тема 2.2. Развитие античной философии.

Содержание учебного материала

2

1

Философия Сократа. Философская система Платона

1

2

Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии

1

Тема 2.3. Философия эпохи  Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Содержание учебного материала

2

1

Теоцентризм средневековой духовной культуры

1

2

Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения

1

3

Эпоха научной революции. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта

1

Тема 2.4. Немецкая классическая философия

Содержание учебного материала

2

1

Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. Критическая философия И. Канта

1

2

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

1

3

Антропологический материализм Л. Фейербаха

1

Тема 2.5. Русская философия.

Содержание учебного материала

2

1

Западники и славянофилы в русской философии

1

2

Русская религиозная идеалистическая философия

1

3

Русский космизм. Судьба русской философии в XX веке

1

Тема 2.6. Философия XX века.

Содержание учебного материала

2

1

Место и роль философии в культуре XX века

1

2

Философское открытие З. Фрейда.  Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

1

3

Экзистенциализм

1

4

Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм

1

Самостоятельная работа:

Подбор из различных источников изречений философов на тему: «Медицина – ежедневное испытание на человечность» (А.Чехов)

2

Раздел 3. Философское учение о бытии.

4

Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Содержание учебного материала

2

1

Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира

1

2

Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания

1

3

Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия

1

Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.

Содержание учебного материала

2

1

Категория «бытие» и ее роль в философии

1

2

Материя, атрибуты, уровни организации и виды

2

Самостоятельная работа: 

Выполнение творческой работы в форме буклета – ответа на вопрос: «Кем Вы себя считаете: агностиком, скептиком, оптимистом, рационалистом…?»

2


Раздел 4. Философское осмысление природы человека.

10

Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.

Содержание учебного материала

4

1

Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека

1

2

Основные этапы антропосоциогенеза. Внутренняя противоречивость человеческой природы

1

3

Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.

2

Тема 4.2.  Сознание, его происхождение и сущность.

Содержание учебного материала

2

1

Сознание как отражение бытия. Онтологический и гносеологический аспекты сознания

1

2

Основные структурные компоненты сознания.  Мышление. Рефлексия

1

Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.

Содержание учебного материала

4

1

Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания

1

2

Многообразие форм познания. Сенсуализм и рационализм

1

3

Субъект и объект познания. Практика - критерий истины

2

Самостоятельная работа:

Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».

4

Раздел 5. Философское учение об обществе.



10

Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о цивилизации как типе общественного порядка

1

2

Структура общества. Соотношение общества и индивида

1

3

Духовная жизнь общества. Понятие культуры

1

4

Глобальные проблемы  современности

2

Тема 5.2. Проблема личности в философии

Содержание учебного материала

6

1

Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности

1

2

Антропосоциогенез. Концепции взаимоотношения природного и социального в формировании человека

1

3

Социальные типы личности. Деградация личности

1

Самостоятельная работа:

Составление вопросов для самопроверки на тему: «Человек в информационно - техническом мире»

2

Раздел 6. Философия и медицина

6

Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности


Содержание учебного материала

2

1

Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины

1

2

Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др.

1

6.2. Мировоззренческие основы философии.

Содержание учебного материала

4


2


2

1

Анализ проблемы бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.

2

Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.

Самостоятельная работа:

Написание рефератов «Врачи – философы»:

1. Гиппократ - натурфилософ Античности и медик

2. Систематизация медицинского знания в учении Галена.

3. Исторические модель моральной медицины Парацельса.

4. Арабо-мусульманская философия Средневековья в трудах Авиценны

5. В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии».

2

Всего

62

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.

Оборудование учебного кабинета:

- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска

3.2.Информационное  обеспечение обучения

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М. : Проспект, 2009. – 215с.

Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д.  Основы философии.– М. : ФГОУ  «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с.

Марков Б. В. Философия. – СПб. : Питер, 2009. -  256 с.

Философия/ В. Г. Кузнецов [и др.]. – М. : Высшее образование. 2009. - 480 с.

Философия: учебник/ под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М. : Гардарики, 2008. - 506 с.

Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : Юристъ, 2008. – 304 с.


Базы данных, информационно справочные и поисковые системы:


Гуманитарное образование – федеральный портал высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. humanities. edu. ru.

Российское образование – федеральный портал  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www.  edu. ru.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. –  ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2011. - Режим доступа : http: // www. chool – collection. edu. ru.

Дополнительные источники:

Нижников С.А. Философия. Курс лекций. -  М.: Экзамен, 2007. -  396 с.

Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. -  М.: Высшее образование, 2009. - 335 с.

Философия медицины / под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.:  ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 408 с.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.


- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

- оценка результатов тестирования

Усвоенные знания:

-  основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;

- оценка индивидуальных устных ответов;

- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

- оценка точности определения различных философских концепций;

- оценка результатов защиты рефератов;

- оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций.


Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

(освоенные общие компетенции)

(освоенные умения,

 усвоенные знания)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость  своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

оценка индивидуальных устных ответов

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их методы и качество

Знание сущности процесса познания

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

оценка индивидуальных устных ответов;

оценка результатов письменного опроса в форме тестирования

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Знание о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

оценка индивидуальных устных ответов

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

оценка результатов защиты рефератов

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Знание основных категории и понятия философии;

Знание роли философии в жизни человека и общества;

Знание основ философского учения о бытии

оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Знание основных категорий и понятий философии;

Знание роли философии в жизни человека и общества

оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

оценка индивидуальных устных ответов;

оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

оценка результатов защиты рефератов

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Знание основ научной, философской и религиозной картин мира

оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Знание об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

оценка индивидуальных устных ответов

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

оценка индивидуальных устных ответов

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой  и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

оценка индивидуальных устных ответов

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

оценка индивидуальных устных ответов