ТЕСТ «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»
1.Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления | 2.Возможность получения истинного знания отрицается:
|
3.Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения | 4.Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта |
5.Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
Психические процесс | ОПИСАНИЕ |
1) ощущение | А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие | Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление | В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение | Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция | Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление | Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
6.Прочитайте текст и выполните задания к нему
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы вается вне сферы науки.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис тину...
В социальной психологии, изучающей причины социального поведе ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
- Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
- Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи те две черты.
- В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
Приведите пример, конкретизирующий один из них.4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.