рабочая программа СПО по философии
программа по философии с пояснительной запиской, календарно-тематическим планированием и планами семинаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_filosofii_spo_vse_materialy.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, утвержденной управлением среднего профессионального образования Минобразования России от 17 июня 2002 года и отвечает требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования).
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Цель программы – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
Программа составлена из расчета рабочего учебного плана:
- специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов
- специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов
Организация учебного процесса подчинена основным формам учебной деятельности (используются все типы и виды занятий):
- изучение нового материала (лекции, беседы, дискуссии, теоретическое исследование)
- применение и совершенствование знаний (выполнение творческих заданий)
- обобщение и систематизация знаний (семинар, философский турнир)
- комбинированные занятия (сочетание различных типов занятий)
- контроль знаний, умений и навыков (урок-зачет)
Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.
Программа реализует межпредметные связи с историей в темах «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и средних веков», «философия и история». Много общих изучаемых проблем у философии и обществознания в разделах «Духовная жизнь человека», «Социальная жизнь человека». Философия является началом многих наук. Философия находится в неразрывной цепи с психологией (тема «Сознание»), математикой (темы «Античные философы: Пифагор», «Научная картина мира. Цвет, ритм, числа»), информатикой (тема «Глобальные проблемы человечества). Региональный компонент реализуется в изучении тем русской философии XIX-XX веков (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев, И.Ильин), самобытности исторического пути России в мировой истории.
В первом разделе « Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и Средних веков». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются идеи, определившие направление культуры в целом.
Во втором разделе «Человек – сознание – познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.
В третьем разделе «Духовная жизнь человека» изучаются темы «Философия и научная картина мира», «философия и религия», «философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируются соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.
Четвертый раздел «социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «философия и культура», «философия и глобальные проблемы». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей 19-20 веков, сохраняющие свою актуальность и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах.
Требования к уровню подготовки студента
В результате изучения Основ философии студент должен знать/уметь:
- Студент, в результате усвоения курса, должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов.
- Студент должен понимать - стать человеком можно, лишь научившись философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
- Студент должен знать историю философии, представителей философской мысли и основные философские идеи, проблемы изучения человека, основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, социальные аспекты развития общества.
- Студент должен знать основные концепции исторического развития, особенности Российской самобытности, проблемы массовой культуры, глобальные проблемы.
- Студент должен уметь анализировать философские и научные представления о природе человека и общества, понимать связь между философским учением о познании и науками, которые он изучает.
- Студент должен уметь критически анализировать источники информации, систематизировать полученные знания, четко формулировать свои доводы и доказательства на семинарах и зачете.
Требования к минимуму содержания
(Основные дидактические единицы)
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования, человек и Бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль в обществе. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Итоговый контроль знаний по дисциплине – устный зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Введение. ( 1 час) Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии.
Требования к знаниям: студент должен знать истоки философии, ее функции, основной вопрос философии.
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени. (11 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение этой эпохи.
Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков (5 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать идеи семи мудрецов, которые положили начало всей античной науке, учение Фалеса, учение о Дао, теорию о числах и геометрических фигурах Пифагора, знать понятие бытия у Парменида. Студент должен знать сущность философии Сократа и Платона, киников, киренаиков, мегариков, стоиков. Студент должен знать содержание патристики и схоластики.
Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к семинару.
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур), циники, стоики, скептики.
Философия средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить рефераты «Философия в системе культуры», «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», «Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии», «Философия Византии».
- подготовка к семинару «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена» по плану:
- Гераклит и Парменид – два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.
- Сократ и Платон – учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.
- Древнегреческие циники, их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни. Скептицизм и его значение для человеческого познания.
Литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.
- Хрестоматия по истории философии. В 3т. Т.1. – М., Владос, 2000.
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени(6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать сущность метода индукции Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта, основы немецкой классической философии, сущность материализма и диалектики, студент должен знать философию «пессимизма», теорию о сверхчеловеке, русскую философию XIX века, философию XX века.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, сопоставлять, уметь определять мировоззренческие позиции, уметь работать с дополнительной литературой и самостоятельно готовиться к семинарскому занятию, доказывать свою точку зрения на семинаре.
Философия Нового времени, спор сенсуалистов ( Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).
Пост классическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
Русская философия 19-20 веков.
Современная философия (Неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и пост структурализм).
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить рефераты «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма Шопенгауэра», «Гегель и Фейрбах: вершина и конец немецкой классической философии».
- подготовка к семинару «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» по плану:
- Философия нового времени. 17 век – утро рационализма.
- Эпоха просвещения – торжество рационализма
- Г.Гегель и Л. Фейербах: вершина и конец немецкой классической философии
- Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Литература:
- Философия. Учебник. 2-е издание. / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН, 2001.
- Хрестоматия по истории философии в 3т. Т.2,3. – М.: Владос, 2000.
Раздел 2. Человек – сознание – познание (14 часов)
Требования к умениям: Студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: Студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. Должен понимать связь между философским учением о познании приемами познания тех наук, которые он изучает.
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема (6 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать гипотезы о происхождении человека, фундаментальные характеристики человека, категории человеческого бытия.
Требования к умениям: студент должен уметь определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью, уметь анализировать природу человека, уметь понимать связь философии с естественными науками. Студент должен уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: не сводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить рефераты «Современная наука и философия о проблеме происхождения человека», «Фундаментальные характеристики человека».
- подготовка к семинару «Человек как главная философская проблема» по плану:
- Философия о происхождении и сущности человека.
- Основные отношения человека.
- Фундаментальные характеристики человека
- Основополагающие категории бытия.
Литература:
Губан В.Д. Основы философии. – М.: ТОН, 1999. Ч 2. гл. 1
Тема 2.2. Проблема сознания (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать философские представления о сознании, теории З.Фрейда и К. Юнга, современные научные интерпретации проблемы сознания и подсознания.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать, сопоставлять факты. Уметь должен самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Самостоятельная работа студентов:
- подготовить рефераты «Сознание, мышление, язык», «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»
- подготовка к семинару «Проблема сознания» по плану:
- Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).
- Идеальное и материальное.
- Сознание, мышление, язык.
- Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.
Литература:
- Губин В.Д. Основы философии. – М.:, ТОН, 1999. Ч.2, гл.»
- Философия. Учебник. 2-е издание под редакцией В.Д. Губина. – М.: ТОН, 2001. Ч.5 , гл.7.
- Фрейд З. Психоанализ, Религия, Культура. – М, 1992.
Тема 2.3. Учение о познании (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать о природе познания, методы и формы научного познания.
Требования к умениям: студент должен уметь различать взгляды сенсуалистов, рационалистов, агностиков на природу познания, уметь анализировать и определять свою точку зрения.
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм, научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.
Раздел 3. Духовная жизнь человека ( 10 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.
Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать категории научной картины мира, их философские интерпретации, философские представления о месте человека в космосе.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать факты, уметь использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, уметь сопоставлять античные и современные представления о структуре мира.
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить рефераты «Аристотель –энциклопедия античной философии», «Николай Коперник. Новые представления о мире», «Учение о Вселенной в трудах Джордано Бруно»
Тема 3.2. Философия и религия (2 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать мировые религии, сущность религии и ее влияние на человеческое общество, знать современные точки зрения о религиозном мировоззрении.
Требования к умениям: студент должен уметь размышлять, сопоставлять, доказывать свою точку зрения и уметь оценивать позиции людей в данном вопросе.
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема 3.3. Философия и искусство (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать функции искусства, проблему гения, психологическое и визионерское искусство, знать проблематику кризиса современного искусства.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать предметы искусства, уметь выражать свое отношение к ним, уметь различать высокое и массовое искусство.
Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодернизма.
Раздел 4. Социальная жизнь. (12 часов)
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контр культура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать роль и место отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что, значит, быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации.
Тема 4.1. Философия и история (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать три современные концепции исторического развитии, взгляды философов на развитие истории, знать историческую самобытность России.
Требования к умениям: студент должен уметь использовать знания истории для анализа философских представлений о развитии человеческой цивилизации, уметь выражать свою точку зрения, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой по русской философии для подготовки к семинарам.
Философские концепции исторического развития: концепции прогрессивного однолинейного развития, концепции многолинейного развития, циклического развития. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 4.2. Философия и культура (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать теории происхождения культуры, виды культур, кризисы культуры.
Требования к умениям: студент должен уметь сопоставлять факты, анализировать культурное наследие России, вырабатывать свою точку зрения на проблематику культуры.
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контр культура. Основные контр культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество, о контр культурах современности.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности (4 часа)
Требования к знаниям: студент должен знать глобальные проблемы современного общества, влияние науки на нашу жизнь, пути развития мирового общества.
Требования к умениям: студент должен уметь выражать свою гражданскую позицию, уметь философски мыслить, уметь понимать свою ответственность за нашу планету перед поколением потомков, самостоятельно уметь работать с дополнительной литературой.
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Самостоятельная работа студентов:
подготовить доклады о глобальном потеплении и его влиянии на будущее Земли, о глобальных проблемах человечества и путях их преодоления, о движении антиглобалистов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЖАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 57
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
(спо)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:
- специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 48 аудиторных часов
- специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 48 аудиторных часов
Москва 2007
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
_________ В.Л. Дупак
«__»_____________200___года
(Рабочая программа составлена в
соответствии с Государственными
требованиями к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускника по специальности)
АВТОР:
Преподаватель ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57
О.В. Максимчук ______________
Рецензенты:
- кто
- кто
СОГЛАСОВАНО
Протокол № _____заседания
Предметно-цикловой
Комиссии
От «___» ___________200__года
Председатель ПЦК
___________О.В. Максимчук
2. Тематика рефератов
Составлена преподавателем общественных дисциплин ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57 Максимчук О.В.
- Философия в системе культуры.
- Философия и наука: родство и различие функций
- Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.
- Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании
- Теория государства Платона
- Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
- Философия Византии
- Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.
- Декарт: Очевидность как критерий истины. «Мыслю - следовательно, существую».
- Эпикур и его учение о счастье
- Стоическая философия об идеале мудрой жизни
- Моральная философия Канта.
- Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
- Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.
- Фундаментальные характеристики человека.
- Основополагающие категории человеческого бытия.
- Сознание, мышление, язык.
- Культ и культура.
- Проблемы современной массовой культуры.
- Культура и контр культура, основные контр культурные движения.
- Проблема «конца истории».
Тематический план учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем | Макс.нагрузка | Аудиторные часы | Самостоятельная Работа студента | ||
Всего. | Практ. | Лабор. | |||
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | 17 | 11 | 6 | ||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | 8 | 5 | 3 | ||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени | 9 | 6 | 3 | ||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | 17 | 14 | 3 | ||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | 8 | 6 | 2 | ||
Тема 2.2. Проблема сознания | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 2.3. Учение о познании | 4 | 4 | |||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | 11 | 10 | 1 | ||
Тема 3.1. Философия и научная картина мира | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 3.2. Философия и религия | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Философия и искусство | 4 | 4 | |||
Раздел 4. Социальная жизнь | 14 | 12 | 2 | ||
Тема 4.1. Философия и история | 4 | 4 | |||
Тема 4.2. Философия и культура | 5 | 4 | 1 | ||
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности | 5 | 4 | 1 | ||
Всего часов по дисциплине | 60 | 48 | 12 |
Преподаватель общественных дисциплин __________ О.В. Максимчук
Тематическое планирование учебной дисциплины
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
на 2006-2007 учебный год
преподавателя Максимчук О.В.
Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторные часы | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Практические | Лабораторные | |||
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | 17 | 11 | 6 | ||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | 8 | 5 | 3 | ||
Семь мудрецов, Фалес, Лао-Цзы, Пифагор, Парменид и Гераклит, атомисты. | 1 | ||||
Софисты и Сократ, киники, киренаики, мегарики, Платон, Эпикур, Стоики | 1 | ||||
Философская мысль средних веков (Августин Блаженный, Фома Аквинский) | 1 | ||||
Семинар «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена». | 2 | ||||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени | 9 | 6 | 3 | ||
Ф.Бэкон и Р.Декарт, И. Кант | 1 | ||||
А. Шопенгауэр, Серен Кьеркегор | 1 | ||||
Философские воззрения русских мыслителей XIX века, (Ф. Достоевский о природе зла и Л. Толстой «непротивление злу») | 1 | ||||
Философия 20 века (Ф.Ницше и Н.Бердяев). Современная философия, неопозитивизм, аналитическая философия. Структурализм, пост структурализм. | 1 | ||||
Семинар «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» | 2 | ||||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | 17 | 14 | 3 | ||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | 8 | 6 | 2 | ||
Происхождение и развитие человека | 1 | ||||
Что из себя представляет человек? | 1 | ||||
Макс Шелер: пять идей о человеке | 1 | ||||
Основные характеристики человека. Категории человеческого бытия | 1 | ||||
Семинар «Человек как главная философская проблема» | 2 | ||||
Тема 2.2. Проблема сознания | 5 | 4 | 1 | ||
Сознание и человеческая природа | 1 | ||||
Мышление, его истоки сущность | 1 | ||||
Семинар « Проблема сознания» | 2 | ||||
Тема 2.3. Учение о познании | 4 | 4 | |||
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. | 1 | ||||
Роль чувств, воли, памяти, воображения в познании. | 1 | ||||
Что такое знание? Наивный реализм, научное знание. | 1 | ||||
Методы и формы научного познания. Проблемы истины | 1 | ||||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | 11 | 10 | 1 | ||
Тема 3.1. Философия и научная картина мира | 5 | 4 | 1 | ||
Объективный мир и его картина | 1 | ||||
Мир Аристотеля и Галилея | 1 | ||||
Основные категории научной картины мира | 1 | ||||
Научные конструкции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе | 1 | ||||
Тема 3.2. Философия и религия | 2 | 2 | |||
Вера | 1 | ||||
Смысл жизни | 1 | ||||
Тема 3.3. Философия и искусство | 4 | 4 | |||
Искусство как феномен, организующий жизнь. | 1 | ||||
Проблема гения | 1 | ||||
Психологическое и визионерское искусство | 1 | ||||
Кризис современного искусства | 1 | ||||
Раздел 4. Социальная жизнь | 14 | 12 | 2 | ||
Тема 4.1. Философия и история | 4 | 4 | |||
Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного развития. Г.В. Гегель, К.Маркс. Стадии роста. | 1 | ||||
Концепция многолинейного развития. О. Шпенглер: три души истории | 1 | ||||
Концепция циклического развития. А.Тойнби: мировые цивилизации | 1 | ||||
Мировые культуры Питирима Сорокина | 1 | ||||
Исторический путь России | 1 | ||||
Тема 4.2. Философия и культура | 5 | 4 | 1 | ||
Культура и культ | 1 | ||||
Проблемы массовой культуры | 1 | ||||
Культура и цивилизация | 1 | ||||
Культура и контркультура. | 1 | ||||
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности | 5 | 4 | 1 | ||
Кризис современной цивилизации. Создание мировой системы хозяйства. | 1 | ||||
Гражданское общество и государство | 1 | ||||
Семья | 1 | ||||
ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ | 1 | ||||
Всего часов по дисциплине | 60 | 48 | 12 |
Преподаватель общественных дисциплин ______ О.В. Максимчук
Преподаватель общественных дисциплин ________ О.В. Максимчук
Литература
Основная литература:
- Губин В.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Москва «Форум инфра-М», 2005 г..
Дополнительная учебная литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
- Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
- Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
- Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
- Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
- Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
- Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
- Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
- Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
- Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
- Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
- Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общетва», Республика, 1992 год.
- Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год