Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал" (средняя группа)
Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал" (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_hushuun_mal_1.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для средней группы.
Цель: прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей со сказкой «Репка»на бурятском языке, обобщить знания детей о пяти драгоценных животных, продолжать учить детей бурятским словам «дээрэ», «дооро», «ухэр», «хонин», «морин», «тэмээн», «ямаан» (название домашних животных).
Развивающие: развивать память через разучивание сказки, речь через художественное слово (бурятский фольклор); развивать мышление, умение отвечать на заданный вопрос, понимание заданного умение обобщать,
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, бережное отношение к животным, к друг другу, улучшает взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познание.
Материал к НОД: проектор, колонки, маски, презентация, мячик.
Ход образовательной деятельности:
Учитель-Сайн байна, ухибууд! Здраствуйте дети!Харыт энэ юун гээшэб? Посмотрите,что это ?Энэ шэдитэ абдар-волшебный. Это волшебный сундучок. Досоон юун байнаб харахамнайгу? Что внутри,посмотрим? Эндэ бэшэг байна, уншая. Бэшэг соо таабаринууд бэшээтээ байна,уншая. Тут письмо,какое же это письмо,откроем прочитаем?
Дети- Прочитаем.
Хоть крепки мои копыта, и остры мои рога,
Я добра и не сердита, нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: Му-му!
Молочка налить кому? (корова-унеэн)
Энэ хэн бэ? (ухэр) Про кого это загадка? (слайд 1)
Дети- Это корова.
Корова на бурятском языке Унеэн. Какую пользу приносит корова?
Дети-(дает молоко, мясо, шкура,) (слайд 2)
Учитель-Чемпионка в быстром беге,
я порой вожу телеги
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
Энэ хэн бэ? (морин). Про кого эта загадка?
Дети- Лошадь.(слайд 3)
Учитель-Лошадь на бурятском языке –Морин. Как используют люди лошадей?
Дети- (молоко, шкура, мясо, как транспорт) (слайд 4)
Учитель- Завиточки на рогах,
а колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек
Как зовут его?
Энэ хэн бэ? (хонин)
Дети- Овца. (слайд 5)
Учитель- Овца на бурятском языке Хонин. Какую пользу приносит овечка? Дети- (шерсть, мясо, шкура.) (слайд 6)
Учитель- Молоко ее полезно,
В огород она залезла,
И глядит во все глаза
Длиннорогая… (коза)
Энэ хэн бэ? (ямаан) Про кого эта загадка?
Дети- про козу.(слайд 7)
Учитель- Какую приносит пользу козочка?
Дети- (молоко, шерсть)(слайд 8)
Учитель- С гибкой шеей и горбатый,
С теплой шерстью рыжеватой
Груз тяжелый, всякий люд
По пескам везет (верблюд)
-Энэ хэн бэ? (тэмээн)
Дети- верблюд.(слайд 9)
Учитель- верблюд на бурятском языке Тэмээн.
-В каком качестве использовали в основном верблюдов? ( мех, транспорт, так как они самые выносливые животные. В качестве мяса верблюдов не использовали, в современном мире стали использовать, в основном монголы).
-Молодцы, все загадки разгадали. Таабаринуудые мэдэхэ бэрхэт даа!
(10 слайд)
-Хэды амитад болобо? Сколько животных получилось? Тоолое!(табан -пять)
-давайте посчитаем по-бурятски. (нэгэн,…..)
(11 слайд) - Как мы их вместе называем? (5 драгоценных животных)
- у какого народа почитались эти животные? (у бурят).
(12 слайд) – ушоо, Бэшэг соо Максарай нааданайнууд тухай бэшэгдэнэ. Максарай нааданайнууд эндэ тэндэ таранхай. Туhалыт гэнэ!
А еще в письме сказано, что игрушки у Максара везде раскиданы. Помогите ему найти. Поможем?
-Ухэр хаана байнаб? (стол дээрэ)
-морин хаана байнаб? (hуудал доро)
-Ямаан хаана байнаб? (стол доро)
-тэмээн хаана байнаб? (hуудал дээрэ)
- Зуб даа, бэрхэт! Помогли Максару найти его игрушки. А за это Максар отправил нам волшебный предмет. Энэ юун бэ? (бумбэгэн)
- бумбэгоор наадаха дуратайгут. Наадая? (дети: наадая!)
-сейчас всех я превращу в мячики.
Нэгэ, хоер, гурба
бумбэгэнууд бологты!!!!
- игра «Мой веселый звонкий мяч»( Хунгэн солобон бумбэгэм).
Хунгэн солобон бумбэгэм,
Хухин хайшаа бумбэрбэш?
Хухэ, улаан унгэтэй,
Хусэхэнь угаа бэрхэтэй. (С.Я. Маршак)
-энэ ямар бумбэгэн? (улаан, ногоон, хухэ, яагаан, хара).
- вам понравилась игра? Спасибо скажем Максару
Дети-hайндаа!
Учитель-Ухибууд, а сейчас мы с вами познакомимся со сказкой «Репка» на бурятский лад.
Инсценирование сказки «Репка».
«Гансараа яадааб, хамтаараа шадабди»
-hуугтыдаа, ухибууд!
-о чем мы сегодня говорили?
- с кем мы сегодня играли? (ухэр, хонин, ямаан, тэмээн, морин)
-какая игра вам больше всего понравилась? (бумбэгэн)
-Что больше всего понравилось?
-Что-то новое узнали? Или все вам было знакомо?