Концепт «Милосердие»

Каткова Ульяна Сергеевна

Статья исследует концепт «милосердие» как важный элемент нравственных норм и социального поведения в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsept_miloserdie_docx.docx176.31 КБ

Предварительный просмотр:

Концепт «Милосердие»

Значимость культурных концептов в жизни общества не подвергается сомнению, поэтому концепт милосердие  является объектом пристального изучения философов, культурологов, литературоведов. В современной жизни данный концепт является одним из наиболее актуальных для выявления нравственных норм и социального поведения человека, о чем свидетельствует постоянное присутствие идеи милосердия в СМИ.  Среди культурных концептов изучаемый концепт остается наименее изученным, хотя в новой ситуации служит одним из наиболее актуальных для выявления современных нравственных норм и социального поведения человека.

«Феномен милосердия, как замечает Л.А. Швачкина, - несомненно, является культурной универсалией, в течение долгого исторического времени сопровождающей человечество. Милосердие не было присуще человеку изначально, а появилось в ходе исторического и культурного развития»[1]. Первые мотивы гуманистического начала, милосердия как человеколюбия мы уже в древних мифах, легендах, сказаниях. В христианской литературе милосердие выражается в таких словах как напоить жаждущих, одеть нагого, посетить в темнице, навестить больных, странника принять в дом и успокоить. В христианстве идеалом милосердия выступает Бог, он наделяет человека божественным благом, благодатью, через которые Бог проявляет свою любовь к человеку и открывает ему путь к спасению души, наделяя его способностью следовать заповедям Бога и творить добро. Так, в полном церковнославянском словаре, составленным протоиреем Григорием Дьяченко, милосердие приравнено к милости и состраданию. Здесь указано: «Господь милует до 1000 раз, т.е. очень много, а наказывает до третьего или четвертого рода, т.е. сравнительно меньше»[2].  Согласно словарю символов в христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Он часто содержит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящих своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними [6].

Обратимся к этимологии слова. Согласно словарю М.Фасмера, существительное милосердие заимствовано из старославянского языка (милосрЬдие), где оно является словообразовательной калькой с латинского misericordia – «сострадание, жалость» (» («miser» –  «достойный сожаления, милости», «cord» – «серд», «ia»- «ие»). Лексикографами установлена связь данного слова с его вариантами в других славянских языках: древнерусском слово – «милосьрдъ», словацком – «milosrdenstvo», словацком – «milosierdzie» Иными словами, милосердие – это «милующее сердце». Производные слова: милосердный, милостивый, милость [3].

Понятие «милосердие» состоит из двух слов – милость и сердце, перевести его можно как «милость сердца» - милосердие.

В словаре символов (Н.Джюльен) сказано, что старославянское слово «милосmyagkiy_2рдие» восходит к корню «милость» - «добродетель, состоящая вспомоществовании ближним» [6].

 По монографии Цейтлин Р.М. «Лексика старославянского языка» слово «милосердие» пришло в русский язык из старославянского языка. Согласно древнеболгарским рукописям X—XI вв. (евангелию Зографскому, евангелию Мариинскому, Савиной книге) словообразование понятия «милосердие» показано на рисунке 1. [7]

 Рисунок 1. Этимология слова «милосердие» [7, 251].

Толкование слова значительно изменилось с течением времени. Так, «Словарь русского языка XI – XVII веков» приводит следующее синонимическое толкование: «Милосердие, сочувствие, сострадание», также присутвуют: милосердный, милосердно, милосердовати, милосердство, милосердый, миловати, миловательне, помилосердствовати, умилосердити, миловати («проявлять сострадание, сочувствие, милосердие»), милостивне и милостивно, милостивство («милосердие, милостивость»), милостивец («тот, кто проявляет милосердие, сострадание, оказывет помощь, поддержку», милостный, милостыня в значении «милосердие, сострадание»[8].  Большая часть этих слов и лексико-семантических вариантов ушла из языка либо осталась как принадлежность священных текстов (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. – Евангелие от Матфея, гл.5). Представлено такое противопоставление, как жестосердый, жестокосердый («твердый, негибкий») – мягкосердый, мягкосердечный, ныне это тоже утрачено. Такое противопоставление (антонимия) отчетливо представлено у Пушкина в «Анджело»: Она опять/ Усердною мольбой стыдливо умолять / Жестокосердного блюстителя Закона/ «Поверь мне, - говорит, - ни царская корона, / Ни меч наместника, ни бархат судии, / Ни полководца жезл – все почести сии - / Земных властителй ничто не украшаеь / Как милосердие. Оно их возвышает..»

Современный «Толковый словарь русского языка начала XXI века» под ред. Г.Н. Скляревской дает лаконичное и емкое определение значения: «Сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание к людям» [9]. В связи с общей тенденцией внимания к понятийному содержанию слов религиозного характера появляется особая помета – «как христианская добродетель». Это важное дополнение отражает значимость для современного сознания христианской милосердной любви как одной из трех – наряду с верой и надеждой – богословских добродетелей.

Сравнив эти две словарные статьи, мы видим, что в истории русского языка в целом наблюдается неуклонное сокращение словообразовательного и синонимического гнезда слова милосердие.

Исследователи  Л. А. Жданова и О.Г. Резвина (1991 г) представляют образ милосердия в виде ряда типичных метафорических моделей, например как погружение во вместилище – о человеке и его социуме (Для всех, в ком живет милосердие), как олицетворение абстракции, передающее автономное существование (сочетание: милосердие живет, умирает, уходит, возвращается) [10].  

Слово милосердие когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, госпиталях. Это были девушки и женщины, ставившие целью принести пользу обществу в деле оказания помощи раненым, порой жертвуя свои сбережения и даже ущемляя своё личное счастье.

 А уже в послереволюционный период милосердие считалось отжившим понятием. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Как пишет Д.А. Гранин  (книга посвящена проблемам нравственного возрождения человека. В книгу вошли очерки, написанные в последнее время: о Д. Лихачеве, А. Фадееве, статьи в защиту окружающей среды и др.), чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. В связи с этим слово милосердие включалось в некоторые словари как нечто архаичное, устаревшее, требующее разъяснения, было утрачено и первоначальное значение этого слова. [11].  

А такой исследователь как Е.В. Какорина на основе многочисленных контекстов демонстрирует, что значение слова милосердие сузилось настолько, что оно стало высоким, но уже обесцвеченным синонимом слова благотворительность. [12].  

По мнению Е.Г. Логуновой, в русском языке по отношению к термину «милосердие» можно составить две понятийные пары:

1) первая проявляется в оппозиции милосердие – благотворительность; 2) вторая – в оппозиции милосердие – помилование.

 Сравнение понятийных пар на синхронном уровне дает следующую дифференциацию значений.

Милосердие  – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается: проявлять милосердие, взывать к милосердию

– сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)

– сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость, мягкосердечность (пуще Божьего милосердия)

– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (проявить милосердие)

Благотворительность – оказание материальной помощи бедным (устар. частная благотворительность);

 – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему; была совершенно чужда классической древности (например, древним грекам и римлянам)

– творить добро, помогать бедным, свойство, качество благотворящего

– оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости

Помилование – освобождение от наказания за преступление по постановлению высших органов власти;

– в уголовном праве рассматривается как один из способов погашения наказания;

 помиловать – простить, отдать вину его, не карать; оказать милосердие, пожалеть, внять раскаянью; в церковной службе – как заключение молитв (Бог помилует, свинья не съест, Господи помилуй!)];

помиловать, миловать – отменив приговор, освободить

На основе приведенного анализа можно сделать вывод, что понятийные пары милосердие – благотворительность, а также милосердие – помилование очень близки по своему содержанию. «Отличие милосердия от благотворительности состоит в том, что акцент в благотворительности делается на ценностно-мотивационную сторону человеческой деятельности, а в милосердии – на эмоционально-чувственную. Милосердие – это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь, больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий».

Обратимся к рассмотрению пары милосердие – помилование. Помилование – это освобождение конкретного лица от уголовного наказания (полностью или частично), смягчение ему наказания или снятие судимости, если он ранее отбывал наказание. Обычно право помилования принадлежит главе государства. Таким образом, помилование – это больше юридический, правовой термин.

В школьном толково-этимологическом словаре Афониной Г.Н. милосердие определяется как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Словарь русского языка Ушакова Д. Н. трактует милосердие как готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

В Большом энциклопедическом словаре написано, что милосердие - это любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и т.д.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность.

В словаре  Ожегова С. И. милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В философской энциклопедии написано, что милосердие – это сострадательное,  доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В толковом словаре Кузнецова С. А. написано, что милосердие - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванная такими чувствами .

Проанализировав  толковые словарей, мы  видим, что разницы значения слова в них практически нет. Можно сделать вывод, что милосердие в толковых словарях определяется как «готовность из сострадания оказать помощь, кто в ней нуждается».

Статистика электронной версии Русского ассоциативного словаря Ю. Н. Караулова на запрос «милосердие» следующая: всего реакций на стимул – 100, различных реакций на стимул – 67, одиночных реакций на стимул – 50, отказов – 6 [16].

Реакции, представленные в РАС, можно разделить на следующие смысловые группы:

 кто проявляет милосердие: Красный Крест (5), Божье (3), Бог (2), сестра (2), Вайнеры (1), белая косынка (1), благотворительность (1), больница (1), врач (1), его (1), женщина (1), мамы (1), мед. работник (1), наше (1), полковник (1), фонд (1), человек (1), человека (1), храм (1), церкви (1);

 к кому проявляется милосердие: к людям (3), старушка (1), всем (1), к ближнему (1), к падшим (1);

 качества и свойства милосердия и проявляющих его: доброта (5), добро (3), и здоровье (3), любовь (3), жалость (2), крест (2), человечность (2), безграничное (1), взаимопомощь (1), гуманизм (1), женское (1), жизнь (1), здоровье (1), зов души (1), людское (1), норма жизни (1), от всего сердца (1), прекрасно (1), сердце (1), слабость (1), сострадание (1), спасет мир (1), хороший (1), хорошо (1), человеческое (1);

  действия: нужно (2), проявить (2), надо оказывать (1), начинается (1), необходимо (1), нет (1), популярно (1), просить (1), проявлять (1), сострадать (1);  нереализованная помощь, сомнения в ее искренности: в прошлом (1), лицемерия (1), некролог (1), плакать (1), плач (1).

В сознании современного общества милосердие осмысляется не только как явление, которое может быть проявлено одним, но и как необходимая потребность другого. Осмысление милосердия показывает наличие у него определенных свойств и качеств и соотнесение его с конкретными действиями.

В Русском ассоциативном словаре В. Е. Гольдина слово-стимул милосердие показало наличие следующих реакций: жалость (5), простить (2), жалеть, помогать, простота, сочувствие (1); милосердие – добро (1); милосердность – справедливость (1) [17]. Данное ассоциативное осмысление демонстрирует тесную связь изучаемого концепта МИЛОСЕРДИЕ с чувством жалости (жалость, жалеть), доброты (добро), стремлением прощать (простить), помогать (помогать, сочувствие), причем милосердие, по мнению реципиентов, является чувством понятным (простота) и необходимым в жизни (справедливость).

В словаре синонимов……

Если говорить о классической литературе, то в пример можно привести творчество А. С. Пушкина. Например,  его стихотворение «Памятник» содержит прямой призыв к милосердию [5]:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Вообще, во всех произведениях  А. С. Пушкина милосердие играет очень активную роль и реализуется в разных аспектах. Милосердие выражает общечеловеческие  ценности: любовь и дружбу, человеческое достоинство и благородство, совесть и справедливость, миротворчество. Ярким примером милосердия служит его повесть «Капитанская дочка».

Примеры милосердия встречаются в творчестве и Н. В. Гоголя (повесть «Тарас Бульба», «Шинель»), и  И. С. Тургенева («Муму», «Ася»), и Л. Н. Толстого («После бала», «Кавказский пленник»), и Ф. М. Достоевского («Белые ночи», «Преступление и наказание»), и А. П. Чехова («Лошадиная фамилия»  и другие его рассказы), и М. Горького («Челкаш», «Детство»). И за ними, гигантами, следовали Н. С. Лесков («Левша»), В. Г. Короленко («В дурном обществе»), Леонид Андреев («Кусака»), А. И. Куприн («Куст сирени») и другие.

Таким образом, практически в любом произведении мы можем встретить примеры милосердия.

_________________________________

В «Словаре автобиографической трилогии М. Горького» слово милосердие толкуется как «сострадание, жалость к кому-либо» [7]. В «Моих университетах» Горький задает свой главный вопрос: «Предо мною стеной встал вопрос: как же? Если жизнь – непрерывная борьба за счастье на земле, – милосердие и любовь должны только мешать успеху борьбы?». Здесь оппозиция концептов милосердие – борьба очень показательна. Вопрос в творчестве писателя остается проблемным в контексте многих произведений. Также соотношение концептов милосердие и жалость неоднократно звучит в произведениях писателя. И в автобиографической трилогии, и в драматургии («На дне», «Враги», «Варвары», «Мещане», «Старик») Горький выступал против милости, жалости не как личного отношения к бедам и несчастьям. Он хотел доказать их недостаточность и необходимость новых отношений и социальных перемен. Для него милосердие является более широким и значительным понятием, понятием социальным и общечеловеческим.

В наше время милосердие просто необходимо для мирного сосуществования разных людей.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Андрей Дементьев.

Если слова были бы как люди, то от слова «милосердие» исходили бы свет, тепло, умиротворение. Сейчас это слово по частотности употребления уступает множеству других слов. И мы часто слышим фразы с однокоренными словами «будьте милосердны», «этот человек милосердный», «он поступил немилосердно». И уж совсем осталось в прошлом выражение «сестра милосердия». Но мысль о милосердии как об идеальном состоянии души подсознательно живёт в людях.

Когда произносишь слово милосердие, чередование мягких согласных и гласных создаёт нежную, приятную мелодию, которая располагает к покою, тишине, неге. Возможно, это слово мы будем слышать чаще, так как сейчас при некоторых женских монастырях вводят институт милосердия, и давние традиции бескорыстного служения слабым, больным будут возрождаться. А общество со временем станет терпимее и милосерднее к тем, кто в этом нуждается. 

Милосердие – особое отличительное свойство русской национальной картины мира, связанное с любовью, исходящей от милующего сердца. Милосердие – высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях

Список используемой литературы:

1. Швачкина Л.А. Древний мир: рождение милосердия / Л.А. Швачкина// Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2010. -№ 7 (81). – С.155-156

2. Дьяченко Г.М. Полный церковно-славянский словарь. –М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1158 с.

3. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия «Русский язык от А до Я». Издательство «ЮНВЕС». – Москва, 2003.

4.        Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. / М. Фасме ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Прогресс, 1986—1987.

5.        Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка.- М.: Дрофа, 2000, 399 с.;

6.          Джюльен, Надя.Словарь символов : Ил. справ. / Надя Жюльен; [Пер. с фр. С. Каюмова, И. Устьянцевой]. - [2. изд.]. - Челябинск : Урал Л.Т.Д., [2000?]. - 497с.

7. 19.        Цейтлин Р.М. Лексика старославянского языка. – М.: «Наука», 1977

8. Словарь русского языка XI-XVII вв. Выпуск 09. М / Филин Ф.П, Бархударов С.Г. -М.: Наука, 1982. — 360 с.

9. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика/ под ред. Г.Н. Скляревской. –М, 1968. С. 215

10.         Жданова Л. А., Ревзина О. Г. "Культурное слово" милосердие // Н.Д. Арутюнова (ред.). Логический анализ языка: Культурные концепты. — М.: Наука, 1991. — С. 56–61.

11. 7.        Гранин, Д. А. Милосердие / Даниил Гранин. - Москва: Советская Россия, 1988. - 143 с.

12. Какорина Е. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на метериале языка газет) // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). –М., 2000

13. Логунова, Е.Г. Отражение феномена милосердия в романо-германской языковой группе / Е.Г. Логунова // Вестник Тюменского государственного университета. – Тюмень, 2011. – № 10. – С. 153 – 158.

14. Никитина, М.Ю. Концепт Милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя / М.Ю. Никитина // Известия Саратовского университета. – Саратов, 2012. – Т. 12. – Вып. 1. – С. 39 – 42.

15. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. – М., 2001.

16. . Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. М.: Помовский и партнеры, 1994-1998. Кн. 1-6. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 5.12.2018).

17. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативные реакции школьников I-XI классов: в 2-х т. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. Т. II. От реакции к стимулу. Ч. 1. А-

18. Н. Левонтина, И.Б. За справедливостью пустой / И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев // Зализняк А.А., Левонтина И.Б. Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. – М., 2005. – С. 362 – 377.

19. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1992

20. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / Д.Н. Ушаков. – М., 2000

21. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. – М., 2000