Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов.
Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stikh_shkolnik.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов
Николай Некрасов отличался от своих коллег по перу тем, что зачастую посвящал свою музу крестьянскому классу. Он отрицательно относился к неравенству, классовому разделению и к привилегиям дворянства. Сострадание Некрасова к крестьянам выражалось во многих произведениях поэта, таких так: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети» и других. В стихотворении «Школьник» автор поднял проблему безграмотности низших слоев. Произведение является одной из работ поэта, посвящённых острым вопросам участи крестьянства в России.
История создания
Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.
Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.
Композиционные особенности стихотворения «Школьник»
Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части. В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу. Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта.
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.
Темы и мотивы стихотворения «Школьник»
Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям.
Средства поэтической выразительности стихотворения
- Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
- Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
- Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
- Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».
Стихотворный размер
Стихотворение состоит из 10 строф, размер четырех стопный хорей, стопа двухсложная, с ударением на 1 слог, по жанру небольшая лироэпическая поэма, отражающая чувства автора и его личные воспоминания о детстве
Заключение
Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.
Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор и призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.