Статья " РОЛЬ ГЛАВНЫХ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ"
При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять именно композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshilova_2020_statya.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
В.П. Спешилова
магистрант кафедры филологии и массовых коммуникаций
Научный руководитель: д-р филол. наук, доцент О.М. Култышева
РОЛЬ ГЛАВНЫХ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять именно композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения.
Так происходит потому, что в образах персонажей отражаются определенные внутренние качества людей, типы их поведения, через образы персонажей читатель может проследить и сравнить этапы их эволюции, или, наоборот, деградации. Образы персонажей важны при уяснении идеи произведения.
Как известно, в литературе существует 4 типа персонажей:
Схема 1. Типы персонажей в литературном произведении
Главные – это те персонажи, которые находятся в центре всего повествования. Исследователи Хазагеров Г.Г. и Лобанов И.Б. придерживаются мнения, что главных персонажей часто называют персонажами первого плана или героями. Они считают, что судьба главного героя всегда находится в центре фабулы, что главный герой – это лицо, которому посвящено повествование [7, с. 91].
Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров − главный герой произведения, поскольку, если мы обратимся к учебному пособию А.Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения», то в нем сказано, что категорию персонажа возможно определить по двум параметрам: по степени его участия в сюжете и по объему текста, который ему отводится; по степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания [3, с. 135].
Обратимся к тексту романа: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» [6].
Неприятие и интерес Базаров вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Однако автор неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
Базаров — нигилист, и он настойчиво отстаивает свою позицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», – говорит он [6]. Автор неоднократно дает подробную характеристику персонажу, тем самым подчеркивая его значимость.
И.С. Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. До встречи с Анной Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него являлась представителем млекопитающих, и смотрел он на нее весьма скептически. Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, терпит поражение при первой встрече с настоящей жизнью. Но неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал», – говорит он Одинцовой.
У героя возникает конфликт с самим собой. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался, и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, от которых нельзя отказаться, – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.
Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Это персонажи второстепенной важности – отсюда и их название, т.е. они не занимают лидирующие позиции в сюжете. Однако, по мнению А.Б. Есина, второстепенные персонажи также довольно активно участвуют в сюжете, имеют собственный характер, но им «уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев» [3, с. 134]. То есть второстепенные персонажи также важны для понимания произведения.
Г.Н. Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» говорит о том, что роль второстепенных персонажей нередко сводится к функции так называемой «пружины», приводящей в движение механизм сюжета [5, с. 196]. Но иногда, утверждает Г.Н. Поспелов, второстепенные персонажи первостепенно важны для выражения идеи произведения.
В романе «Отцы и дети» второстепенными персонажами являются Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова. Эти персонажи помогают наиболее детально раскрыть образ главного героя.
Рассмотрим образ Анны Одинцовой. Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала объектом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность: «Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица...» [6].
Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность. Она никогда никого не любила. Нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов влюбляются в госпожу Одинцову, но женщина не отвечает взаимностью ни тому, ни другому: «...Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно...» [6].
Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако Одинцова не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни. Она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последний вариант. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих спокойной жизни чувств. Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало «и страшно и жалко его». Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком, как Базаров.
Эпизодические персонажи, по мнению А.Б. Есина, появляются в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеют собственного характера и находятся на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных [3, с. 135]. Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» эпизодическими являются такие персонажи, как Ситников или Кукшина.
Г.Н. Поспелов считает, что эпизодические персонажи, которым автор уделяет значительно меньше внимания, чем центральным фигурам, чаще всего играют в тексте вспомогательную роль.
Рассмотрим подробнее функции эпизодических персонажей на основе обращения к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одним из эпизодических персонажей произведения является кучер Чичикова − Селифан. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян. Но Селифан предано служит своему хозяину. Он необыкновенно любит свою профессию, общается с лошадьми, как с людьми: ведет нравоучительные беседы, дает коням дельные замечания. Для Селифана главное − жить по правде, честно служить, исполнять долг. Это все, что мы можем о нем сказать, но, тем не менее, он присутствует в произведении эпизодами. Селифан является выражением русского национального характера. Несмотря на то, что образ кучера Селифана не идеализирован Н.В. Гоголем, они раскрывают тему народничества.
Другой пример эпизодического персонажа − жена Собакевича Феодулия Ивановна: «Вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма». Феодулия Ивановна немногословна, как и ее муж. А лицо ее так же неподвижно, как и лицо Собакевича: «... Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» – и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью...». Судя по всему, отношения в семье Собакевича складываются хорошо. Феодулия Ивановна называет Собакевича «душенькой». Собакевич в ответ тоже называет жену ласково: «...Душенька...» [1]. Будучи практически двойником своего мужа, Феодулия Ивановна как эпизодический персонаж призвана оттенять основные черты характера Собакевича.
Внесценические персонажи – это те герои, которые присутствуют в произведении, но не появляются на сцене. Для примера рассмотрим внесценических персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
В комедии «Горе от ума» внесценические персонажи, несмотря на отсутствие у них реплик, играют важную роль в сюжете. Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный... книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз) [2] помогает автору произведения нарисовать читателю сатирическую картину московских нравов. В монологах Фамусова в том же действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Петрович — воплощение раболепия и низкопоклонства [4].
Другой пример: в третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц — Татьяну Юрьевну и Фому Фомича. Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина «низкопоклонника» и почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.
Также показателен еще один пример, где внесценическому персонажу уделяется особое внимание, хотя он и не появляется на сцене. Например, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» внесценическим персонажем является сам ревизор – настоящий чиновник, присланный из Петербурга, на сцене так и не появляется, но именно ожидание его визита запускает всю цепочку событий, от начала и до знаменитой финальной немой сцены, когда «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Таким образом, система персонажей в литературе многообразна. Каждый главный персонаж позволяет с помощью разных средств художественной выразительности, используемых автором, рассмотреть его натуру, внутреннее состояние, часто выражает художественную идею произведения, а такие персонажи, как второстепенные или эпизодические дают возможность читателю сформировать определенное мнение о главном или второстепенных героях (эпизодические), проследить их эволюцию, или, наоборот, деградацию, оттеняя их сущностные качества. Внесценические же персонажи обычно создают картину нравов общества, нарисованного в произведении.
Литература:
1. Гоголь Н.В. Мертвые души. URL: https://ilibrary.ru/text/78/index.html (Дата обращения 12.02.2020)
2. Грибоедов А.С. Горе от ума. URL: https://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html (Дата обращения 12.02.2020)
3. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 248 с.
4. Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. М.: МАКС Пресс, 2009. URL: https://studfile.net/preview/6311699/ (Дата обращения 12.02.2020)
5. Поспелов Г.Н., Николаев П.А.Введение в литературоведение. Учеб.для филол.спец.ун-тов. М.:Высш.шк., 1988. 528 с.
6. Тургенев И.С. Отцы и дети. URL: https://ilibrary.ru/text/96/p.2/index.html (Дата обращения 12.02.2020)
7. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 316 с.