Статья "ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЖ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ"
В данной статье с различных литературоведческих точек зрения рассматривается понятие «персонаж», подробно проанализирована система персонажей, которая встречается при изучении произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshilova_v._akt_problemy_2019.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
В.П. Спешилова
Научный руководитель - д-р филол. наук, профессор О.М. Култышева
Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЖ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. В данной статье с различных литературоведческих точек зрения рассматривается понятие «персонаж», подробно проанализирована система персонажей, которая встречается при изучении произведений. В статье мы опирались на 2 точки зрения литературоведов: А.Б. Есина и Н.Л. Вершининой. Мы выяснили, что исследователи сходятся во мнении, что система персонажей в литературе подразделяется на главных (первого плана), второстепенных (побочных или второго плана), эпизодических. Пришли к выводу, что классификация Н.Л. Вершининой является наиболее обширной.
Ключевые слова: персонаж; система персонажей; главный персонаж; второстепенный персонаж; эпизодический персонаж.
В специальной литературе существует множество определений термина «персонаж» и классификаций персонажей художественного произведения. При литературоведческом анализе эпических и драматических произведений много внимания уделяется именно композиции системы персонажей, то есть системе действующих лиц произведения. Это происходит потому, что в образах персонажей отражаются определенные внутренние качества людей, типы их поведения, через образы персонажей читатель может проследить и сравнить этапы их эволюции, или, наоборот, деградации. В реализме персонаж есть продукт социума, поэтому по картине персонажа читатель может составить представление об образе эпохи, отраженной в произведении. Образы персонажей важны также при уяснении художественной идеи произведения. Рассмотрим понятие «персонаж» в работах литературоведов более подробно и охарактеризуем систему персонажей в художественном произведении.
А. Б. Есин в учебном пособии «Принципы и приемы анализа литературного произведения» отмечает, что персонаж − это, прежде всего, действующее лицо произведения. Исследователь отмечает, что в литературоведении при анализе эпических и драматических произведений литературоведам много внимания приходится уделять композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения, причем анализу не самих персонажей, а их взаимных связей и отношений [2, с. 134 ].
По классификации А.Б. Есина принято различать персонажей главных (они находятся в центре сюжета, вокруг них сосредоточено основное действие), второстепенных (им уделяется меньше авторского внимания, но они могут дополнять и раскрывать главного героя) и эпизодических (находятся на периферии авторского внимания).
Исследователь Г.Н. Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» обращается к истокам возникновения слова «персонаж» и говорит, что термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «persona» называли маску, которую надевал актер, а позднее − изображенное в художественном произведении лицо. Персонаж, по мнению ученого, − это не сумма деталей, из которых слагается изображение человека, но целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определенное отношение читателя [3, с. 189]. На взгляд Поспелова, именно с выявления системы персонажей начинается рассмотрение любого произведения. Литературовед считает, что можно выделить следующую систему персонажей: главные, центральные, второстепенные и эпизодические. Добавим, что данная точка зрения имеет право на существование, если вспомнить любимых героев Л.Н. Толстого из романа-эпопеи «Война и мир», в котором существуют именно центральные персонажи.
Рассмотрим точку зрения литературоведов Г. Г. Хазагерова и И. Б. Лобанова, которые в учебнике «Основы теории литературы» приводят следующее определение персонажа: персонаж − это любое действующее лицо, которое принимает непосредственное участие в действии или упоминается в нем лишь эпизодически [4, с. 90]. В зависимости от роли, которую персонажи играют в событиях, их также принято разделять на первостепенных (главных), второстепенных и эпизодических.
Н.Л. Вершинина в учебнике «Введение в литературоведение» тоже обращается к термину «персонаж» и выводит следующее определение: персонаж − вид художественного образа, субъект действия. Этот термин, по мнению Н.Л. Вершининой, в определенном контексте может быть заменен понятиями «действующее лицо», «литературный герой», но в строгом теоретическом плане это разные термины. Система персонажей, выстроенная Н.Л, Вершининой, является наиболее обширной из рассмотренных нами. С учетом роли литературных персонажей в художественном мире произведения их можно поделить на главных (первого плана), побочных (второго плана), эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий - на поступающих (активных) и пассивных [1, с. 28].
Исследователь В.Е. Хализев считает, что персонаж − это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев [5, с. 197]. По его мнению, персонаж является субъектом действия и является носителем определенных качеств, черт, характеристик.
Добавим, что понятие «персонаж» применимо для эпических и драматических произведений (хотя в драме чаще используется понятие «действующее лицо»), в меньшей степени для лирических, в последнем именуется лирический герой.
Таким образом, мы проследили и проанализировали несколько определений понятия «персонаж», рассмотрели систему персонажей с точек зрения разных литературоведов. На наш взгляд, сегодня в отечественном литературоведении классификация системы персонажей в литературе, принадлежащая А. Б. Есину, является наиболее простой, но в то же время понятной и всеобъемлющей.
Диаграмма 1. Система персонажей в литературе (по А.Б. Есину)
Самой же распространенной и подробной является система персонажей с точки зрения Н.Л. Вершининой:
Диаграмма 2. Система персонажей в литературе (по Н.Л. Вершининой)
Литература
1. Вершинина Н.Л.. Введение в литературоведение: учебник. М.:Юрайт, 2015. С. 479
2. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 248
3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение: учеб.для филол. Спец. Ун-тов. М.: Высш. шк.,1988. С. 528
4. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.316
5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 437