Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект занятия

по социально-коммуникативному развитию

 в старшей группе

«Поможем Буратино»

Подготовила и провела:

 воспитатель высшей квалификационной категории

Николаева Т.В.

г. Чебоксары-2023

Тема: «Поможем Буратино»

Задачи:

 Продолжать формировать знания о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр.

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания «Въезд запрещен»,.

Развивать осторожность, внимательность, способность ориентироваться в меняющейся обстановке.

Воспитывать дисциплинированное поведение на улице.

Ключевые слова: игра, мяч, велосипед, скейтборд, самокат, роликовые коньки скорость, тормоза, осторожность, внимательность

Предварительная работа:

- беседа: «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «В городском транспорте».

- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»

- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», Б.Житков «Светофор»

- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус».

Ход занятия.

Дети свободно играют в группе.

В группу приходит Буратино.

Буратино: Здравствуйте , ребята.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, кто же к нам пришел?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Проходи Буратино, что случилось расскажи.

Буратино: ребята, сегодня я гулял по городу, заблудился в нем и испугался. Я не знаю, как вести себя в большом городе, помогите пожалуйста мне, научите меня как себя вести на улицах большого города.

Воспитатель: Поможем  Буратино?  

Дети: Да.

Воспитатель: А в каком городе мы живем?

Дети: в городе Чебоксары .

Воспитатель: а как будет Чебоксары на чувашском языке?

Дети: Шупашкар.

Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не бояться ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. И для начала отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Дети: Улица.

Воспитатель: посмотрите, ребята, здесь какой- то знак стоит, подскажите Буратино, как он называется? (знак «Автобусная остановка») Расскажите как заходим в автобус?

Дети: друг за другом, не толкаемся, в автобусе не шумим, пристегиваемся.

Воспитатель: ребята, пока мы едем, предлагаю заглянуть в прошлое.

Расскажем Буратино   на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.

Как вы думаете, на чем передвигались люди?

Дети: пешком, на лошадях, на повозках. (слайды)

Воспитатель: правильно, ребята!  

Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….

Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята.  Поедем с вами дальше.

Автобус подъезжает к остановке, а чтобы узнать как называется наша остановка, нужно послушать стихотворение.

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей,

Шофёр! Красный глаз:

Глядит в упор-

Это строгий (дети хором) Светофор.

Воспитатель: А зачем он нужен, ребята?

Дети: Чтобы регулировать движение.

Воспитатель: сколько сигналов светофора для машин?

Дети: У светофора есть три сигнала огонька:

Красный  свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!;

Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;

Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»

Воспитатель: для пешеходов сколько сигналов?  (Два)

 Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети: На зеленый свет.

 Воспитатель :А теперь поиграем в игру . Она называется  «Светофор», все вы водители машин.  Если я поднимаю красный флажок, машины стоят, на желтый готовитесь к движению, заводите мотор, на зеленый начинаете движение. Будьте внимательны. Как рычит мотор? РРРР, скажите громко, тихо, мальчики, девочки, Буратино. (индивидуальная, хоровая, подгруппами работа над звуком). А теперь начинаем игру.

Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор? Буратино , расскажи зачем нужен светофор?

Дети, Буратино:  чтобы не было аварий и т.д.

Воспитатель: садимся в автобус. Едем дальше.  Ребята, представьте, что экран, это окно автобуса, что же вы там увидели?

(на слайде изображены автомобили и дети в разнообразных играх недалеко от проезжей части: с мячом, на велосипеде, скейтборде, роликовых коньках…)

Воспитатель: В какие игры играют дети? Можно ли заметить здесь опасные ситуации?

Дети: мальчик побежал за мячом на проезжую часть. Это опасно, потому что рядом едет машина. А другой мальчик едет на скейтборде тоже близко к проезжей части- он может не справиться с управлением и попадет на проезжую часть.

Воспитатель: Какие правила нарушают дети?

Дети: Нельзя внезапно выбегать на проезжую часть.

Воспитатель: Почему это правило так важно?

Дети: Проезжающий автомобиль не может быстро остановиться, он тяжелый.

Воспитатель: какие еще правила надо соблюдать, играя на улице? Почему это важно?

Дети: Нельзя играть на проезжей части, выбегать из-за кустов или из стоящих машин. Нельзя выезжать на велосипеде или роликовых коньках на проезжую часть. Из-за домов не видно машины, которая может внезапно выехать из-за поворота.

Воспитатель: как вы думаете, почему дети так невнимательны возле дороги?

Дети: им весело, они играют и забывают об осторожности.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас гимнастика для глаз, наши глазки устали, пусть отдохнут. (посмотрели вправо, влево, вверх, вниз,….)

Воспитатель: расскажите, как вы идете из дома в детский сад и из сада домой? По дороге вы идете? Нужно ли вам переходить проезжую часть? Какие правила перехода вы соблюдаете? (3-4 рассказа).

Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».

Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: ответы детей.(знаки помогают водителям и пешеходам найти нужное место и правильно действовать на дороге)

Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет

 Загадки по ПДД: (отгадки проверяем на слайде)

  1. Этот знак заметишь сразу:
    Три цветных огромных глаза.
    Цвет у глаз определенный:
    Красный, желтый и зеленый.
    Загорелся красный – двигаться опасно.
    Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
  2. Всем знакомые полоски,
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
  3.  В белом треугольнике
    С окаемкой красной
    Человечкам-школьникам
    Очень безопасно.
    Этот знак дорожный 
    Знают все на свете:
    Будьте осторожны, 
    На дороге … (дети).
  4. Тормози водитель. Стой! 
    Знак - запрет перед тобой. 
    Самый строгий этот знак, 
    Чтоб не въехал ты впросак. 
    Должен знак ты соблюдать, 
    «Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
  5. Долго ехали, устали, 
    И желудки заурчали, 
    Это нам они признались, 
    Что давно проголодались. 
    Не прошло пяти минут 
    Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 

Буратино:  Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения и помогли  мне справиться с трудностями, теперь мне совсем не страшно передвигаться по городу. Спасибо Вам  и  до свидания.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что вы расскажете дома?