Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 166 «Цветик-семицветик»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект занятия
по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
«Поможем Буратино»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей квалификационной категории
Николаева Т.В.
г. Чебоксары-2023
Тема: «Поможем Буратино»
Задачи:
Продолжать формировать знания о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр.
Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания «Въезд запрещен»,.
Развивать осторожность, внимательность, способность ориентироваться в меняющейся обстановке.
Воспитывать дисциплинированное поведение на улице.
Ключевые слова: игра, мяч, велосипед, скейтборд, самокат, роликовые коньки скорость, тормоза, осторожность, внимательность
Предварительная работа:
- беседа: «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «В городском транспорте».
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», Б.Житков «Светофор»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус».
Ход занятия.
Дети свободно играют в группе.
В группу приходит Буратино.
Буратино: Здравствуйте , ребята.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, кто же к нам пришел?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Проходи Буратино, что случилось расскажи.
Буратино: ребята, сегодня я гулял по городу, заблудился в нем и испугался. Я не знаю, как вести себя в большом городе, помогите пожалуйста мне, научите меня как себя вести на улицах большого города.
Воспитатель: Поможем Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: А в каком городе мы живем?
Дети: в городе Чебоксары .
Воспитатель: а как будет Чебоксары на чувашском языке?
Дети: Шупашкар.
Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не бояться ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. И для начала отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети: Улица.
Воспитатель: посмотрите, ребята, здесь какой- то знак стоит, подскажите Буратино, как он называется? (знак «Автобусная остановка») Расскажите как заходим в автобус?
Дети: друг за другом, не толкаемся, в автобусе не шумим, пристегиваемся.
Воспитатель: ребята, пока мы едем, предлагаю заглянуть в прошлое.
Расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.
Как вы думаете, на чем передвигались люди?
Дети: пешком, на лошадях, на повозках. (слайды)
Воспитатель: правильно, ребята!
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….
Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Поедем с вами дальше.
Автобус подъезжает к остановке, а чтобы узнать как называется наша остановка, нужно послушать стихотворение.
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофёр! Красный глаз:
Глядит в упор-
Это строгий (дети хором) Светофор.
Воспитатель: А зачем он нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение.
Воспитатель: сколько сигналов светофора для машин?
Дети: У светофора есть три сигнала огонька:
Красный свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!;
Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;
Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»
Воспитатель: для пешеходов сколько сигналов? (Два)
Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?
Дети: На зеленый свет.
Воспитатель :А теперь поиграем в игру . Она называется «Светофор», все вы водители машин. Если я поднимаю красный флажок, машины стоят, на желтый готовитесь к движению, заводите мотор, на зеленый начинаете движение. Будьте внимательны. Как рычит мотор? РРРР, скажите громко, тихо, мальчики, девочки, Буратино. (индивидуальная, хоровая, подгруппами работа над звуком). А теперь начинаем игру.
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор? Буратино , расскажи зачем нужен светофор?
Дети, Буратино: чтобы не было аварий и т.д.
Воспитатель: садимся в автобус. Едем дальше. Ребята, представьте, что экран, это окно автобуса, что же вы там увидели?
(на слайде изображены автомобили и дети в разнообразных играх недалеко от проезжей части: с мячом, на велосипеде, скейтборде, роликовых коньках…)
Воспитатель: В какие игры играют дети? Можно ли заметить здесь опасные ситуации?
Дети: мальчик побежал за мячом на проезжую часть. Это опасно, потому что рядом едет машина. А другой мальчик едет на скейтборде тоже близко к проезжей части- он может не справиться с управлением и попадет на проезжую часть.
Воспитатель: Какие правила нарушают дети?
Дети: Нельзя внезапно выбегать на проезжую часть.
Воспитатель: Почему это правило так важно?
Дети: Проезжающий автомобиль не может быстро остановиться, он тяжелый.
Воспитатель: какие еще правила надо соблюдать, играя на улице? Почему это важно?
Дети: Нельзя играть на проезжей части, выбегать из-за кустов или из стоящих машин. Нельзя выезжать на велосипеде или роликовых коньках на проезжую часть. Из-за домов не видно машины, которая может внезапно выехать из-за поворота.
Воспитатель: как вы думаете, почему дети так невнимательны возле дороги?
Дети: им весело, они играют и забывают об осторожности.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас гимнастика для глаз, наши глазки устали, пусть отдохнут. (посмотрели вправо, влево, вверх, вниз,….)
Воспитатель: расскажите, как вы идете из дома в детский сад и из сада домой? По дороге вы идете? Нужно ли вам переходить проезжую часть? Какие правила перехода вы соблюдаете? (3-4 рассказа).
Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.(знаки помогают водителям и пешеходам найти нужное место и правильно действовать на дороге)
Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет
Загадки по ПДД: (отгадки проверяем на слайде)
- Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) - Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".) - В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети). - Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен). - Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
Буратино: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения и помогли мне справиться с трудностями, теперь мне совсем не страшно передвигаться по городу. Спасибо Вам и до свидания.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что вы расскажете дома?