Сцена-эпизод в художественной системе Л.Н.Толстого

Зюко Мария Викторовна

Данная статья посвящена одному из главных композиционных элементов творческой системы Л.Н. Толстого. В статье рассматриваются некоторые особенности поэтики сценического эпизода, свойственные ряду толствоских произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сцена-эпизод в художественной системе Л.Н. Толстого

Художественная система Толстого начинает формироваться еще в 1847 году. В тот год Толстой начинает вести дневник, главной смысловой единицей которого является день – отдельно взятый эпизод из общего потока жизни. Учитывая данный факт, возможно выявить корреляцию выбора автором основного композиционного элемента своих произведений и дневниковых записей, в которых Толстой всесторонне запечатлел внутренние и внешние события одного дня, что впоследствии стало художественной доминантой творчества писателя в изображении человека и события.

Ещё в 1922 году Б.М. Эйхенбаум в книге «Молодой Толстой» заметил, что выбор сцены-эпизода как особого композиционного элемента, сцепляющего событийную канву повести «Отрочество» был обусловлен решением Толстого выйти за пределы исключительно нарративной формы: в границах эпического текста «его [Толстого – М.З.] беспокоило отсутствие драматического «интереса», т. е. отсутствие внутреннего движения, сцепляющего все отдельные сцены». [1] Для Толстого было важно изобразить человека в движении – человека во взаимодействии с обществом, временем, историей при детальном запечатлении его душевного состояния. Это требовало новых форм повествования, внутри которых было бы возможно синтезировать драматические и эпические художественные средства для создания более объемного образа героя.

В ходе нашего анализа мы постараемся пронаблюдать, как Толстой, разрабатывая сцену-эпизод, подключает драматические формы: 1) диалоги, очерченные ремарочным текстом – голосом автора, стремящегося объяснить внутреннее состояние героя; 2) конфликт, приводящий к внешним или внутренним противоречиям персонажей. Однако наравне с динамикой фабульного движения сцена заполняется статикой авторского повествования.  

Важно отметить, что повествовательный элемент внутри сценического действия подчинен закону драматического текста: ремарки у Толстого представлены как указания на жесты, позы, взгляды – сценические невербальные формы отображения внутренней жизни героя. Например, в сцене прощения-прощания Катюши и Дмитрия Нехлюдова в романе «Воскресение» каждое слово, сказанное героиней, сопровождается авторским словом, акцентирующим внимание читателя на «языке тела» – ее истинном душевном движении («жалостной улыбка», «глаза ее заблестели от вступивших в них слез», «сказала она, глядя ему в глаза»).

Сцена, являясь главной смысловой и композиционной единицей творческой системы Толстого, концентрирует в себе душевные движения героя, детально проработанные и зафиксированные словом автора с использованием эпико-драматических форм. Обрисовка внутреннего состояния героя позволяет Толстому представить для читателя развернутый, детальный психологический комментарий, при этом в контексте сцены он воспринимается в невербальном воплощении. Невербальное в сценах перебивается диалогами, которые становятся двигателями фабульного действия сцены. В сценах динамика повествования достигается за счет смены точек зрения: автора, автор-повествователя и героя. Центром сцены остается диалог или монолог персонажа, однако изображение истинного внутреннего состояния героя, что является главным предметом изображения в художественной системе писателя, рисуется посредством авторского слова.

Итак, сценический эпизод как особая прозаическая форма, несущая в себе элементы драмы, описанная на примере произведений Толстого А.А. Сабуровым и осмысленная современными теоретиками литературы, включает в себя следующие особенности:

1) в центре сценического эпизода находится диалог персонажей, сопровождаемый авторским ремарочным повествовательным словом;

2) в сцене-эпизоде присутствует внешний конфликт героев, приводящий к драматическим столкновениям;

3) в слове автора-повествователя большую роль играют указания на невербальные драматические элементы – жесты, взгляды, позы говорящего героя;

4) компоненты поэтики сценического эпизода оказывают воздействие на хронотопическое единство произведения, а также его композицию.

В творческой системе Толстого сценический эпизод – один из главных композиционных элементов, скрепляющий событийную канву произведений писателя. Поэтика сценического эпизода возникает в столкновении эпических и драматических начал. В этом столкновении, как покажет анализ сцен прощения, рождается единая для всей творческой системы писателя идея познания человека. В подобных ключевых сценах сопрягаются элементы эпоса и драмы и формируется новая, уникальная система художественного целого.


[1] Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: исследования. Статьи. ‒ СПб., 2009. С. 59.