Тестирование по литературе как прием обучения, форма опроса и контроля знаний учащихся

Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Основным средством в образовательном процессе, позволяющем выявить степень усвоения знаний учащимися, является систематическая проверка знаний учащихся в разных формах.

Использование тестовых заданий при овладении новыми знаниями, с одной стороны обеспечивает более сознательное и четкое усвоение каждой порции учебного материала, формируя логичность в рассуждениях, а с другой – развивает его мышление, приучает к систематической учебной деятельности и способствует установлению связи теории с практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование по литературе как прием обучения, форма опроса и контроля знаний учащихся

Одной из важных проблем организации образовательного процесса для обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является повышения качества обучения.

Качество определяется как соответствие свойств объекта, процесса или явления заданным нормативом. Образовательные процессы в школе ориентированы на достижения специальных нормативов – государственных образовательных стандартов. Степень соответствия этим стандартам является показателем качества обучения.

Основным средством в образовательном процессе, позволяющем выявить степень усвоения знаний учащимися, является систематическая проверка знаний учащихся в разных формах.

Использование тестовых заданий при овладении новыми знаниями, с одной стороны обеспечивает более сознательное и четкое усвоение каждой порции учебного материала, формируя логичность в рассуждениях, а с другой – развивает его мышление, приучает к систематической учебной деятельности и способствует установлению связи теории с практикой.

Актуальна проблема формирования навыков решения тестов и на этапе контроля в обучении, так как важнейшим показателем качества образования является объективная оценка достижений учащихся. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизованными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизованную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Задания и оформление тестов стандартизировано, включает основные элементы содержания:

-инструкция

-содержание задания

-ответы

-оценка

На сегодняшний день существует общепринятая и используемая повсеместно классификация тестовых заданий по форме:

-задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

-задания открытой формы

-задание на установление соответствия

-задание на установление правильной последовательности.

Что же они включают?

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Эти задания содержат один или несколько правильных ответов вкупе с неправильными, тестируемый должен узнать нужные. Эти задания самые простые, но и здесь немало зависит от психологических особенностей тестируемого и от сложности вопроса. Задание сформулировано утверждением без концовки, и это не вопрос. Ответ выглядит как окончание предложения. Ответы должны быть ёмкими и, по возможности, небольшими. Чтобы задание было более понятным, такие слова как «самый», «наибольший», «наилучший» рекомендуют располагать в начале основной части. Не рекомендуется использовать в разных вариантах ответов слова разных частей речи.

Задания открытой формы.

Таких заданий два вида – задания, которые требую дополнения в предложении (тексте) и задания свободного изложения. Особенность этих заданий в том, что тестируемому нужно самому записать одно или несколько слов. Здесь предполагаются свободные ответы без ограничений. Но задание должно быть сформулировано таким образом, что правильный ответ будет только один.

Задание на установление соответствия.

Форма таких заданий очень разнообразна, есть возможность использования по всем учебным предметам. В задачу испытуемого входит подбор соответствия подходящего ответа. Тест представляет собой две колонки, с одной стороны располагаются вопросы, с другой ответы.

Задание на установление правильной последовательности.

Такие задания используются нечасто. Их удобнее использовать в точных науках. Допускается объединение разных тестовых заданий в системы. Системы заданий в свою очередь подразделяются на тематические и цепные задания. Тематические задания более распространены. Они объединяют контрольные вопросы по одной теме.  Форма тестов может быть как одинаковой, так и разной – с выбором ответа, соответствием или последовательностью.

Цепные задания обуславливают правильность следующего ответа от предыдущего.

Правильность подхода к составлению теста – использовать несколько взаимосвязанных заданий.

Система оценивания предусматривается разработчиком. За правильный ответ обычно дают 1 балл, за отсутствующий – 0 баллов. Иногда вводится оценка за неправильный ответ –минус 0,5 или минус 1 балл.

Повседневная практика показывает, что удобно проводить про межуточное тестирование, оно помогает определить, насколько обучающиеся знакомы с текстом, такое тестирование занимает не больше 5-10 минут. Такое тестирование выполняет обучающую функцию.

Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав конкретных учебных пособий. Там учащийся сможет найти ответы на них, но для этого потребуется не просто заглянуть в соответствующий раздел пособия, а еще раз поработать с ним.

Приведем пример тестов каждого вида, предложенных чуть выше в данной главе. Чтобы проиллюстрировать не только типологию возможных тестов, но направленность их комплекта на контролирование различных аспектов знаний, умений, навыков учащихся это будут тесты, посвященные одному писателю. Десять подобных тестов по итогам изучения темы, рассчитанного на 15–20 минут работы. Он может включать 10 тестов: 5 – обычной сложности, 5 – повышенной. 

Тип теста 1 (1 балл)

Наибольшее внимание автора «Война и мир» привлекают:

  1. герои, никогда не изменяющие высоким нравственным принципам.
  2. персонажи, имеющие исторических прототипов.
  3. люди, способные к изменениям, не застывшие, развивающиеся.
  4. представители простого народа как главного творца истории.

Номер верного ответа: 3

Тип теста 2 (2 балла)

Кого из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» характеризуют приведенные высказывания?

  1. В начале романа он склонен думать, что его личное участие может и должно повертывать историю в нужном направлении, все изменилось после Аустерлица.
  2. Он выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер. Открыт, условностями не привержен, естественен в каждом слове. Правдив, как ребенок.
  3. Порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат. Которых он возглавлял, и миллионы мирных людей, которых они представляли.
  4. Он в изображении писателя – себялюбивый позер. Человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории.
  1. Наполеон
  2. Андрей Болконский
  3. Пьер Безухов
  4. Кутузов

Правильная последовательность элементов:

А –2 В – 3 С – 4 D – 1

Тип теста 3 (2 балла)

Укажите правильную последовательность создания указанных произведений Л.Н. Толстого.

  1. «Война и мир»
  2. «Севастопольские рассказы»
  3. «После бала»
  4. «Детство»

Правильная последовательность элементов:

А – 3 В – 2 С – 4 D – 1

Тип теста 4 (2 балла)

Какие значения слова «мир» важны в названии романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Образцы ответов: отсутствие военных действий; совокупность социальных слоев, личностей, составляющих общество, народ; близкие, наиболее дорогие человеку люди, явления или все человечество; все живое и неживое в природе, взаимодействующее по законам, которые стремиться постигнуть разум.

Тип теста 5.

Это особый тип тестирования, представляющий задание для проверки способности творчески мыслить на основе знания и понимания материала, формировать свое мнение о прочитанном и излагать свои идеи в письменной форме. Их совершенно необходимо использовать, чтобы в максимально возможной степени избежать недостатков, возможных при тестовой форме контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся. По сути дела, подобные тесты – переходный тип работы между сочинением и собственно тестированием. Их целесообразнее всего использовать отдельно – как классную контрольную работу на один академический час – или в структуре проверочно-экзаменационной работы.

Таким образом, тестирование фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года и является средством контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и попутное повторение.