Проблемы журналистики, филологии и методики преподавания филологических дисциплин

Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

. Статья посвящена рассмотрению проблемы журналистики, филологии и методики преподавания филологических дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema_zhurnalistiki_1.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ, ФИЛОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы журналистики, филологии и методики преподавания филологических дисциплин.

Ключевые слова: журналистика, проблематика, филология, методика преподавания, филологические дисциплины.

Abstract. The article is devoted to the problems of journalism, Philology and methods of teaching philological disciplines.

Keywords: journalism, problems, Philology, teaching methods, philological disciplines.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, деятель науки, а также защитник русской культуры, как-то раз отметил, собственно «филология находится в основе не только лишь науки, однако и единой человеческой культуры». Бесспорно, автор был прав, все же язык – источник всего, что имеется в обществе. Язык – национальное наследие. Данная отличительная черта непосредственно отображена в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования, где образовательная (предметная) область «Филология» занимает одно из важнейших мест. Она представляет собою неотъемлемую лингвистическую доля Базисного учебного плана (БУП) и включает русский язык, литературу и иностранный язык [1, с. 274].

Филология, равно как и иная дисциплина, имеет тенденцию к развитию. И кажется, что в нынешний век компьютеризации нет необходимости говорить о проблемах, когда есть технологические успехи, изучающие все методы и подходы к обучению и обмену опытом в мире. Однако наряду с поиском идеального школьного лингвистического образования существует и ряд недостатков. Каковы преимущества и недостатки? Попытаемся разобраться…

Если говорить о положительном влиянии факторов в образовании современной школьной лингвистики, то, прежде всего, мы видим потенциальное расширение предмета «Русский язык», то есть увеличение объема изучаемого материала за счет сближения школьного и научного (вузовского) курсов, а также за счет обособления в составе курса самостоятельных лингвистических дисциплин – культуры речи, стилистики, риторики, часть материала которых традиционно составляла часть основного курса «Русский язык».

Далее расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно-коммуникативные технологии, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ). Однако по какой причине страдает успеваемость учащихся? Ведь современная школа открывает для ребёнка огромные просторы! Существует целый ряд таких практических проблем.

С внедрением самостоятельной экспертизы качества знаний (включая, международные исследования PISA, и государственную итоговую аттестацию в формате ЕГЭ) стало очевидно, собственно учащемуся целесообразно практическое владение русским языком в его разнообразных функциональных разновидностях: устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной. Важно умение грамотно, без посторонней помощи и креативно излагать собственные мысли, разумно улавливать и выражать речь различных жанров и стилей и так далее. Становится ясным, что учителя не постоянно уделяют соответствующий интерес риторике и культуре речи [1, с. 275].

Важно сдать экзамен в старших классах, не хватает времени на поддержание и совершенствование знаний русского языка. Русского языка недостаточно, чтобы справиться с итоговым аттестатом для большинства детей-1 час в неделю и 1 час факультатива. Результаты говорят сами за себя. По статистике, минимальный процент школьников справляется с заданием С и использованием творческого задания в виде изложения ГИА. Да и отношение к этому обзору расплывчатое. Если дети и их родители испытывают стресс от экзаменационного процесса, то как добиться хороших результатов.

Филологическое образование в настоящий момент находится на уровне интенсивного развития. И филологическая тематика в преподавании в новых условиях, и новые требования к учащимся, и контроль знаний школьников в представлении часто меняющихся обстоятельств – все это спорно и требует коррекции. Но четких рамок и конкретики в обучении и контроле можно добиться только с учетом мнения населения и с учетом объективных требований к лингвистическому образованию и школьному образованию в целом [2, с. 22].

Интернет быстро ворвался в нашу жизнь, охватив фактически все сферы человеческой деятельности. Как информационно-коммуникационная платформа интернет стал ключевым компонентом нашей современной жизни. Интернет полностью изменил наше коммуникативное поведение. Пользователи персональных компьютеров знают, что в сети можно найти различные типы текстов: художественную литературу, научные труды, научную литературу, блоги, живые журналы – практически все возможные тексты текущих типов. Общение между людьми, представляющими особый интерес, происходит на различных типах интернет-сайтов. Так называемый электронный язык вызвал большой лингвистический интерес и все больше привлекает внимание лингвистов, обеспокоенных его влиянием на язык в целом.

Краткость онлайн-общения, электронная почта, мессенджеры, чат по скорости передачи информации по электронной почте, языковое поведение и культура в целом изменились, совершенно новый ряд действий поставил «кибер» язык и в виртуальное пространство.

В настоящее время ввиду постоянного развития и совершенствования СМИ, появляются новые проблемы в сфере журналистики. Наиболее актуальными проблемами современной журналистики являются: соблюдение моральных и этических общепринятых принципов в журналистских работах; соблюдение принципа объективности; защита авторских прав в сфере web-журналистики. Важнейшее значение приобретает защита авторских прав той или иной информации в сфере сетевой журналистики [3, с. 176].

Таким образом, в данной работе были представлены наиболее актуальные, с точки зрения автора, проблемы журналистики, филологии в современной России. В настоящий момент не уделяется должное внимание решению этих проблем, но с дальнейшим развитием СМИ и общества эти проблемы станут менее актуальными, появятся новые проблемы. И хочется надеяться, что прежде, чем появятся другие проблемы, сегодняшние будут устранены бесследно.

Список использованных источников и литературы:

1.        Александрова О. В. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии / О. В. Александрова, Е. О. Менджерицкая, А. А. Харьковская // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – № 5/2 (64). – С. 273–280.

2.        Ильин Д. Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы / Д. Ю. Ильин // Вестник ВолГУ. – 2009. – № 6. – С. 20-29.

3.        Проблемы современного филологического образования: сб. науч. ст.: [в вып.]. Вып. 16 / [отв. ред. В. А. Коханова; ред.-сост. Е. Ю. Колышева]; Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т гуманит. наук и упр., Каф. методики обучения филол. дисциплинам. – М.: МГПУ, 2018. – 254 с.