Презентация на тему "Простое предложение как синтаксическая единица"

В презентации рассматривается грамматическое значение простого предложения, его структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_predlozhenie_kak_sintaksicheskaya_edinitsa.pptx78.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слайд 2

ПП КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА грамматически оф о р м л е нн а я по Предл о ж е н ие – это законам данного я з ыка це л о с т н а я е д ини ц а р е чи, я вл я ю щ а я с я г л а вн ы м средс т во м ф о р м и ров а ни я , выражения и сообщения мысли. В.В. Виноградов

Слайд 3

Предикативность – это отнесенность высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим (Лекант). Т.е. в предложении специальными грамматическими средствами обозначается, что то, о чем сообщается, или реально осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем, или же мыслится как ирреальное - возможное, желаемое, должное или требуемое. Весь этот комплекс грамматических значений называется объективно- модальными значениями (или объективной модальностью). Г Р АММ А Т И ЧЕС К О Е ЗН А ЧЕНИ Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 4

Синтаксические категории: Предикативность модальность время лицо ⁕ Г Р АММ А Т И ЧЕС К О Е ЗН А ЧЕНИ Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ Объективная модальность – отнесенность сообщаемого к действительности Реальная модальность ( соо т в е т с т в ие с о д е р жани е п ре д л о ж е ния реальной действительности) Рассвет. Наступил рассвет. Синтаксический Скоро рассветет. индикатив Ирреальная модальность (н ес о о т в е т ств ие с о д е р жан и я предложения действительности: с о д е р жани е п ре д л о ж е ния - ж е л а е м ое , т ре б у е м ое , п р е д п о лаг а е м о е (и т . п .) говорящим) Скорей бы наступил рассвет! Рассвело бы. Пусть рассветет!

Слайд 6

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ Синтаксическое время – это соотнесенность высказывания с моментом речи Синтаксическое настоящее время (содержание пр. совпадает с моментом речи) Сын работает. Ночь темна. Тишина. Синтаксическое прошедшее время (содержание пр. предшествует моменту речи) Сын работал. Ночь была темна. Была тишина. Синтаксическое будущее время (содержание пр. последует за моментом речи) Сын будет работать. Ночь будет темна. Будет тишина.

Слайд 7

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ Синтаксическое время морфологическое время Завтра я еду. Иду я вчера по улице, вдруг…

Слайд 8

Предикативность О б ъек ти в н а я модальность Синта к с и чес к о е время лицо ⁕ Реальная Ирреальная Настоящее Прошедшее Будущее Г Р АММ А Т И ЧЕС К О Е ЗН А ЧЕНИ Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 9

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Субъективно-модальное значение - отношение говорящего к сообщаемому. В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящего (или пишущего). Присутствие говорящего выражается в том, что он так или иначе относится к тому, о чем сообщает. Это отношение может быть нейтральным, никак не выраженным, или не нейтральным. → Говорящий при посредстве разных языковых средств так или иначе оценивает свое сообщение, что-то в нем акцентирует, соотносит с обстановкой речи, с источником своей информации, выражает уверенность или неуверенность в том, что говорит.

Слайд 10

СУ Б ЪЕ К ТИ В НО - М О ДАЛ Ь НО Е ЗН А Ч Е Н И Е Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений Интонация Очень смешно( - ) Как смешно! ( + ) Порядок слов Станет он тебя слушать! Поеду я с ним! Мало я слез пролила! Специальные конструкции Всем женихам жених. Так и поверила я ему! Пришел грустный-не грустный, а какой-то озабоченный. Учить-то учили, да не выучили.

Слайд 11

СУ Б ЪЕ К ТИ В НО - М О ДАЛ Ь НО Е ЗН А Ч Е Н И Е Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений Повторы, обозначающие интенсивность или длительность Учу-учу его. Она плакала-плакала. Ему бы жить да жить. Ходишь-ходишь в школу Частицы Он себе веселится. Пусть- ка он сам попробует. Ну как опоздаем! Как же, разбежался! Междометия Ох уж эти сплетницы! Сижу без денег, и вдруг – бац – перевод! Ей с ребятами ой нелегко! Вводные конструкции Ты, я думаю, устал. Дорога в город, как ему сказали, закрыта.

Слайд 12

СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Учение о структурной схеме предложения - Н.Ю.Шведова 2 точки зрения: Структурная схема включает лишь предикативный минимум (узкая трактовка) - Шведова; Структурная схема включает семантико-структурный минимум (широкая трактовка) – Золотова. Структурная схема предложения – это отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для построения предложения. РГ-80 (Н.Ю. Шведова): § 1893. Предикативная основа (структурная схема) простого предложения - это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение. § 1908. Структурная схема простого предложения - это абстрактный синтаксический образец, по к от о ро му м о ж е т б ыт ь по с т р ое н о о т д е льн ое м и н и ма ль н ое о т н о си т е л ьн о за к он чен н ое предложение.

Слайд 13

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ N 1 – nomen substantivum (1- номер падежа из парадигмы падежей) V f – verbum finitum – спрягаемая форма глагола Inf – infinitivus Adj - прилагательное Pron 1 – pronomen – местоимение в именительном падеже Adv – adverbum - наречие N u m 1 – n u m e r a lis - числит е л ьн о е C op – c opul a – с в яз ка Praed – praedicativum status ( категория состояния ) N 1 N 1/5 N 2 N 6

Слайд 14

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ N 1 V f Лес шумел Я люблю мечтать N 1 Cop N 1/5 Мой брат – учитель Студент станет врачом N 1 C op Adj f1/5 Улыбка у него добрая Эта книга интереснее Велика Москва! День оказался удачным Inf C op Inf Курить – здоровью вредить Inf C op N 1 / 5 Путешествовать – дорогое удовольствие

Слайд 15

ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Н. Ю. Шведова АГ-70, РГ-80. 2 точки зрения: широкое толкование: расширительное понимание парадигмы как любого ассоциативного ряда узкое толкование: непосредственно связано с морфологией (преобладает в науке) Парадигма предложения – это система его форм, подобная системе форм слова (по Шведовой) Парадигма предложения – это система форм предложения с одинаковым (или почти одинаковым) лексическим наполнением, но с разным грамматическим значением предикативности, то есть с разной соотнесенностью высказывания с действительностью в модально-временном плане.

Слайд 16

ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Реальная модальность Дождик идет. Дождик теплый. Дождик шел. Дождик был теплый. Дождик будет идти. Дождик будет теплый . Сослагательное наклонение (возможность осуществления того, о чем говорится) Дождик шел бы. Дождик был бы теплый. Долженствовательное наклонение (то, о чем говорится, обязательно для осуществления независимо от воли говорящего). Создается при помощи формы повелительного наклонения Дождик иди, (а радоваться некому). Дождик будь теплый, (а все попрятались). У нас будь тишина, а вам можно шуметь! Я и подай, я и убери. Ему и работа будь легкая, и зарплата большая.

Слайд 17

ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Желательное наклонение (желательность, эмоционально окрашенная отвлеченная устремленность к какой-то действительности) 6. Хоть бы шел дождик! Пусть бы дождик был теплый! Лишь бы… Вот бы… Побудительное наклонение (волеизъявление, направленное на осуществление чего-либо) 7. Пусть идет дождик! Чтоб дождик был теплый! Условное наклонение (выступает как формант придаточной части СП) – обозначает: то, о чем сообщается, является условием чего-либо 8. Если идет дождик, останемся дома. Если дождик теплый, много грибов вырастет.