Выступления на Муждународных конференциях, печатные материалы в сборниках научных трудов

Наталия Стоянова

1.      Применение проектной технологии при обучении иностранному языку//Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков, №11 2009 г.

       2      Сотрудничество преподавателя и студентов в рамках научно- исследовательской работы//Проблемы филологии и методики преподавания иностранных  №12 2010 г., стр. 134-137   

       3.     Необходимость применения технологии «Project teaching» в рамках специальности страноведение//Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков, №11 2009 г.

       4.     Выступление в докладом на тему: ''Новые формы и методы обучения иностранным языкам в экономическом вузе. '' ( секция) на Всероссийской научно-методической конференции ''Реформа высшего                      образования .Новые образовательные стандарты."   СПбГУЭФ,  2012г.

      5.      Pабочая программа по дисциплине Английский язык для студентов з/о.

      6.      Задания для контрольно-измерительных материалов (КТ) по модулям 1-2 курсов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формирующее оценивание (Plickers)80 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание на уроке английского языка с использованием интернет-ресурса «Plickers

Сегодня каждый успешный педагог видит ученика как центр образовательного процесса, активного и самостоятельного, и готов сменить свою позицию с позиции «все знаю», «все могу», «всех научу», на позицию «знаю, как помочь», «знаю, как направить», «знаю, как добиться результата».

 И сейчас необходимо сделать следующий шаг, дать возможность обучающимся активно принимать участие в оценивании, знать критерии и корректировать свой образовательный маршрут. Формирующее оценивание (“formativeassessment”, Harlen and James) или, как его называет М.А. Пинская, «оценивание для обучения» позволит реализовать указанный подход к оцениванию.

«Оценивание для обучения» происходит в процессе обучения, ежедневно, ежечасно, ежеминутно в классе. Это действительно спланированный, непрерывный и интерактивный процесс, цель которого – отслеживание прогресса учащихся, диагностики их потребностей и ежедневная корректировка процесса учения.

Такое оценивание, смотрит вперед, готовит учеников к тому, что будет завтра, а не оценивает конечный результат, в момент, когда уже поздно что-то изменить. Учитель получает возможность более эффективно преподавать, направлять каждый шаг, работая с реальными детьми, а не гипотетическим классом с усредненным уровнем знаний.

 Пол Блэк1 сравнивает формирующее оценивание с процессом приготовления, «именно когда сам повар пробует свой суп, мы имеем дело с формирующим оцениванием». Очень важно показать, насколько ценен процесс познания и обучения, путь к получению знаний и решению поставленных задач, а не только результат, который мы обычно оцениванием. Важно научить детей учиться. Именно так можно пробудить интерес и привить любовь к обучению на всю жизнь, вырастить действительно самостоятельных учеников. При таком оценивании нет смысла в списывании, у самого себя не спишешь, но есть огромный стимул к продвижению вперед, ведь каждая трудная ситуация воспринимается как показатель развития.

Формирующее оценивание не всегда носит формальный характер, сюда входит все: ваша беседа с обучающимися во время урока, мини-эссе, или более творческие виды работ. Примерами неформального (как правило, анонимного, с отсроченной во времени обратной связью) формирующего оценивания может служить техника использования интернет-ресурса Plickers, основанная на особом типе мышления, которая была апробирована нами на уроках английского языка.

Клиповое мышление, что это?

Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нём. Такое мышление называют клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью.

 В экстремальных ситуациях, требующих высокой скорости обработки большого количества информации и оперативного принятия решений, клиповое мышление обеспечивает эффективное поведение с точки зрения адаптации и выживания. Таким образом, возникает очевидный конфликт особенностей мышления разных поколений, напр., учитель-ученик, приводящий в условиях образовательных систем к существенному снижению эффективности традиционных методов  и стилей преподавания.

 Традиционная консервативная школа строит обучение на основе привычного для нас, педагогов, понятийного мышления. Исходя из этого становится очевидным, что современные образовательные технологии призваны обеспечить эффективность не за счёт внедрения технических новшеств, а за счёт использования педагогами приёмов организации образовательной деятельности, построенных на знаниях особенностей мышления современного поколения.

Например, сам по себе компьютер, установленный в каждом учебном кабинете, не обеспечит эффективности образования, если учитель не организует целенаправленную учебную деятельность, в которой компьютер является средством обучения способам получения, обработки, презентации, хранения и передачи информации. Для обеспечения нового результата он должен стать средством обучения нового типа, а не заменой телевизора, диапроектора, магнитофона, учебника, и т. п. Параллельно с изменением условий обучения должен меняться и стиль  преподавания — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.

Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при планировании уроков? Носители клипового мышления не воспринимают однородную по содержанию и одностильную по способу предъявления информацию (длительное объяснение учителя, чтение больших статей, текстов). Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.

Не отрицая эффективности клипового мышления для выживания и социальной адаптации, следует отметить, что для обеспечения личностного прогресса (говоря современным языком — карьерного роста) его носители должны уметь систематизировать информацию, анализировать её, использовать для принятия обоснованных решений.

Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить): развитие понятийного мышления (системная работа с информацией,  установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними); развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации). Важным аспектом любого учебного занятия является отбор информации.

Максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);

-  является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Приведённые параметры согласуются с особенностями клипового мышления.

 Главным вопросом для педагога является вопрос «как учить?». В целом ответ очевиден — с опорой на особенности господствующего ныне клипового мышления. Рассмотрим основные особенности применения и типы приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленные на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления.

Использование интернет-ресурса «Plickers» на уроке

английского языка

Использование ресурса Plickers – это простой способ дать каждому из учеников шанс высказаться и не бояться ошибиться, «поиграть» в критическое мышление, а педагогу в реальном времени увидеть ответы учеников на мобильном устройстве (телефоне, планшете) и оценить успешность решения поставленной задачи, скорректировать следующий шаг. Необходимо зарегистрировать ваш класс на сайте и каждому из учеников присвоить карточку (максимально 60 шт.), в которой зашифрованы варианты множественного выбора A, B, C, D. Сделав это однажды, можно пользоваться карточками в течение всего процесса обучения. На уроке задаем вопрос множественного выбора (максимальное количество ответов 4 - A, B, C, D), ученики поднимают карточку (буква выбранного ответа должна быть вверху карточки), вы сканируете мобильным устройством карточки и получаете мгновенно обработанные данные. Plickers покажет сколько учеников выбрали A/B/C/D и что ответил каждый ученик. Формирующее оценивание в руках учителя действительно уникальный инструмент по оценке образовательных результатов школьников. Учителя думающего, готового реагировать на полученные данные, изменять ход урока и творить его вместе с учениками и для учеников. Формирующее оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога необходимой информацией, которая позволит максимально приблизить обучение к потребностям ученика.

Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах.

Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком. Камерой планшета (телефона) учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами с по их мнению правильными ответами.

Что нужно для работы с Plickers

 один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;

 набор карточек с QR-кодами;

 проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View. Проектор в целом необязателен, но очень полезен, особенно для создания «вау-эффекта».

Что не нужно для использования Plickers

 наличие мобильных телефонов у детей.

Карточки

Карточки представляют собой простые распечатанные бумажки. Идеально — на картоне, в этом случае они прослужат дольше. Распечатка одного комплекта будет стоить в типографии 200–300 рублей, либо это можно сделать бесплатно на школьном принтере на обычной бумаге.

Макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте. Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. Если же вы не хотите знать результаты конкретного ученика, карточки можно раздавать случайным образом.

Вот доступные на сайте наборы:

 Standard (стандартный): на один лист А4 влезает 2 карточки, всего — 40 различных карточек. Для 99% школ этого хватит, так как количество учащихся явно меньше 40.

 Expanded (расширенный): то же самое, что и выше, только карточек 63.

 Large Font (большие шрифты): варианты ответов A, B, C, D на карточках написаны существенно большим шрифтом. Это подходит, например, для маленьких детей, которым сложно читать мелкие буквы. Но в то же время это сделает более лёгкой возможность подсмотреть ответ соседа.

 Large Cards (большие карточки): то же, что и стандартный набор, но сами карточки больше размером и на один лист помещается ровно 1 карточка. Всего их тут 40.

 Large Cards Expanded (большие карточки, расширенный набор): Large Cards плюс Expanded = 63 большие карточки размера А4.

Ещё раз повторимся: для обычной школы стандартный набор является оптимальным выбором.

Интерфейс веб-приложения Plickers

Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки. Вот что мы там видим

Веб-интерфейс Plickers с пояснениями

Question (вопрос) — ключевая единица системы. Каждый вопрос содержит:

 текст. К нему можно добавить картинку. Сам текст не должен быть очень длинным, чтобы вмещаться на экран компьютера при большом шрифте.

 тип ответа (варианты ответа и/или система «правда/ложь»)

 ответы (их может быть не более четырёх). Правильный ответ выделяется галочкой.

Folder (папка) — группировка вопросов по определённой теме или признаку. Например, «теория эволюции» или «линейные уравнения». Позволяет проще ориентироваться в вопросах. Можно создавать папки внутри папок.

Class (класс) и Queue (очередь). После того, как сами вопросы подготовлены, из них нужно создать очередь для определённого класса. Один вопрос может использоваться сколько угодно раз в любом классе.

Чтобы создать класс, нажимаем на меню «Classes» вверху и на открывшейся странице нажимаем на кнопку «Add new Class».

Как создать класс в Plickers

Самый простой способ — называть классы по их реальному названию: 6а, 6б, 10а и т.п. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 6а-1, 6а-2 и так далее.

После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue»

Добавление вопроса в очередь к классу

Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.

Итого, что у нас имеется на данный момент:

1. Мы создали папки и вопросы в них.

2. Мы создали классы, которым мы хотим задать вопросы.

3. Мы добавили вопросы в очереди соответствующим классам.

Это — подготовительные шаги. Они займут в первый раз некоторое время, но в дальнейшем вам нужно будет только обновлять базу вопросов и составлять очередь. С опытом это будет занимать максимум несколько минут перед уроком.

Теперь переходим непосредственно к процессу опроса.

Процесс опроса

Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Live view». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.

В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс:

Мобильное iOS-приложение Plickers: выбор класса

После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.

Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Live view. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.

Дети читают вопрос и поднимают с карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.

В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, кстати, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» — всё это учтено разработчиками программы. В приложении сразу же показывается базовая статистика распределения ответов. Справа внизу имеется кнопка для очистки статистики. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов.

На этом, собственно, основная инструкция и заканчивается. Кратко резюмируем последовательность действий:

1. Создаём вопросы.

2. Создаём классы.

3. Добавляем вопросы в очереди классов.

4. Открываем на компьютере сайт Plickers на вкладке Live View.

5. Выводим через проектор.

6. Раздаём детям карточки.

7. Открываем мобильное приложение Plickers.

8. Выбираем класс.

9. Выбираем вопрос.

10. Сканируем ответы.

11. Повторяем пп. 9-10 с остальными вопросами из очереди данного класса.

12. Анализируем результаты статистики.

Как можно использовать Plickers?

1. Фронтальный опрос в конце урока.

Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.

2. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам.

Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.

3. A/B-тестирование подачи материала.

Цель — выяснить, как лучше рассказывать детям тот или иной материал. Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце урока проводим фронтальный опрос и сравниваем результаты.

4. Проведение тестов / проверочных работ.

При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.

5. Анализ работы учителя в динамике.

Результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний учащимися. Plickers позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.

Самое главное в этом всём — начать. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers — это очень простая технология, которая не требует практически ничего, и которую любой учитель может начать применять хоть завтра.

Заключение

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Умения учителя работать, используя интерактивную доску, интернет-ресурсы очень важно в наше время. Овладев этими навыками, мы живем в ногу с нашими детьми.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.



Список использованной литературы

  1. Paul Black, Formative assessment raising standards inside the classroom, School Science Review, December 1998
  2. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  3. М.А. Пинская. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода (тут есть сравнение традиционного и формирующего оценивания, интересный анализ)
  4. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание для обучения