ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время существует ряд проблем в общеобразовательных учреждениях, одна из наиболее значимых – это педагогический подход к обучающимся и общение учителя с учениками. Именно правильный подход к учащимся с грамотным подбором интересного и интерактивного материала к уроку способствует эффективному усвоению информации. Мастерство педагога состоит в том, чтобы настолько увлечь обучающихся интересным материалом и тем самым направить их к получению новых знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_kak_osnova_vospitatelnogo_protsessa_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В настоящее время существует ряд проблем в общеобразовательных учреждениях, одна из наиболее значимых – это педагогический подход к обучающимся и общение учителя с учениками. Именно правильный подход к учащимся с грамотным подбором интересного и интерактивного материала к уроку способствует эффективному усвоению информации. Мастерство педагога состоит в том, чтобы настолько увлечь обучающихся интересным материалом и тем самым направить их к получению новых знаний, умений и навыков.
Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определённой социальной общности. [4] Уважительное общение учителя с учениками способствует созданию положительного психологического климата на занятии, снятию эмоциональной напряжённости, тем самым располагает обучающихся к усвоению материала и получению знаний, и также формированию личности.
Таким образом, общение, с одной стороны, – обмен информацией между его участниками, с другой стороны – их взаимодействие в ходе совместной деятельности и, с третьей стороны, непосредственно восприятие друг друга.
На самом деле существует большое количество исследований, посвящённых именно проблеме педагогического общения. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений (В.А.Кан–Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.А. Леонтьев и др.) В этом аспекте рассматриваются методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально – психологические тренинги, дискуссии и др. [4]
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучающимися (А.А.Бодалев, С.В.Кондратьева и др.) Контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между обучающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приёмов. [1]
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э.А.Гришин, И.В.Страхов и др.) [2]
Таким образом, педагогическое общение представляет собой социально – нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся.
При этом, обучение, создающее условия для полноценного развития, оказывается в некотором смысле «локомотивом», который ведет за собой весь «состав». Ведь именно оно позволяет ученику развиваться, воспитывает и делает более самостоятельным, способным. Именно при соблюдении этих условий обучение по праву может называться развивающим и выполнять стоящие перед ним цели и задачи.
Для того чтобы грамотно построить процесс обучения необходимо создать условия для развития психики и личности человека, нужно воспользоваться общением.
Существует несколько аспектов связи общения и обучения:
• реализация процесса обучения средствами общения;
• общение, предшествующее обучению;
• общение, следующее за обучением;
• обучение общению. [1]
Например, общение, предшествующее обучению, может быть специально организованным, а может носить спонтанный характер. Таким образом, если учить обучающихся писать отдельные элементы английских букв или даже буквы целиком и при этом не объяснять, зачем нужны эти буквы, то письменная речь у ни не возникнет до тех пор, пока они не осознают смысла того, что такое письменная речь, в каких случаях она используется, какие задачи и проблемы с ее помощью можно решать.
С другой стороны, общение, следующее за обучением, даёт возможность реализовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, позволяет ученикам использовать полученный «багаж знаний» в самых разнообразных жизненных ситуациях, они сами понимают практическую значимость изучаемого материала и способны к саморефлексии своих знаний.
В школе Я. А. Коменского была разработана система, в центре которой смоделировано своеобразное «Древо общения». Ствол этого дерева –психологическое сопровождение, которое заключается в диагностике, анализе результатов, необходимой коррекции и поддержке. Ветви и корни – уровни общения. Их выделено пять: личностный (общение один на один с педагогом, другим учащимся); уровень малой группы по интересам (как в урочной, так и во внеурочной работе); уровень класса, где просто собраны дети одного возраста; большие группы (общешкольный уровень, параллель); уровень общения с выходом в социум. [1]
Общение с учителем и одноклассниками является мотивом для изучения английского языка. Когда обучающиеся начинают понимать, что уроки английского языка –это уроки общения, то постепенно они начинают владеть техникой коммуникации, этикетом общения и именно благодаря этому создаются условия для повышенного уровня культуры общения. [3]
Вследствие этого ученики открывают для себя доступ к культурным ценностям новой для них страны. Чтобы подготовить учеников к диалогу культур необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он моделировал процесс межкультурного общения.
Обычно на занятиях по английскому языку преобладает ролевое общение, которое не является основополагающим в развитии мотивации у учащихся, так как учитель и ученик не особо интересны друг другу, они находятся в официальном статусе «учитель – ученик». К сожалению, между ними не происходит взаимодействия на основе интересующей обучааающегося деятельности, за исключением учебной. Ученик не обменивается своими чувствами и интересами с учителем, а лишь пересказывает заученные тексты. Другими словами, урок превращается в навязанный и неинтересный процесс.
Обобщая вышесказанное, всем учителям английского языка необходимо включать в свои занятия по предмету личностное общение, тем самым превращать иностранный язык в один из любимых уроков, который все будут ожидать с нетерпением. [3]
Передача, усвоение нового материала, контроль за процессом и результатом обучения, изменение сознания субъекта, превращение его из незнающего в знающего, из неумеющего в умеющего – все это происходит именно в общении, и реализуется через общение, а также осуществляется средствами общения и современная школа располагает возможностью обучать общению.
Список литературы
- Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник. М: Юнити –Дана, 2012.
- Жернакова К.А. Общение как основа воспитательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф.: Спб, 2015.
- Кан –Калик В.А. Грамматика общения. – М.,1995.