Особенности использования Г.Гильмановым мифологические мотивы в прозе

Зиганшина Гулюса Фаритовна

Особенности использования Г.Гильмановым мифологические мотивы в прозе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования Г.Гильмановым мифологические мотивы в прозе

Г.Гильманов вот уже много лет занимается собиранием и изучением древних мифов, преданий и легенд, заклинаний, гаданий татарского народа, а также проводит научные исследования в области мира духов, учений о Боге, и этого же направления он придерживается в своих произведениях.

Однако не все герои автора так же просты как в устном народном творчестве. Г.Гильманов наделяет их такими качествами, которыми они раньше не обладали. Персонажи раскрываются только с положительной стороны или меняются в лучшую сторону во время развития событий. «А их злодеяния являются лишь ответам на плохие поступки людей» [2: 92]. То есть, использовав магические образы Букая, Дива, он пытается воспитывать детей через красоту и доброту, потому что доброта может изменить злые силы: они бросаются помогать людям, которые в беде. С такими образами мы встречаемся в сказке-представлениях «Почему так хорошо учиться?», «Серебряный гребешок».

По мнению А.Шамсутовой, «качество, которое объединяет «Летающие люди», «Ангел”, “Предсказатель», «Душа-рыба» и др. произведения: в центре философская сторона (философия жизни, познания или принятия), духовные ценности и образы, мысли татарского народа, связанные с исламом, язычеством, через них передаются экзистенциальные идеи. Эти произведения формируют в татарской литературе, где преобладают реалистические краски, новое направление – «метафизический реализм» [4: 140-143]. Метафизический реализм – это прием, в котором самоцелью является раскрытие метафизическую степень бытия, основываясь на духовные исследования, описать скрытые уголки человеческой души, магические, не опознанные стороны появления земли. Основой данного приема остается реализм, однако добавляются такие параллели как, “тайный мир”, “тайная действительность”, “правдивая действительность” [3: 140].

В “Лесных духах” реалистичным является жизнь людей татарской деревни Кампарле, а фантастикой – спрятанная, затерянная в лесу жизнь имения. Здесь описывается жизнедеятельность сказочно-мифологических лесных духов. Вот эти два мира соединяет главный герой – Халим. Основной сюжет произведения – различные проишествия в его жизни. Г.Гильманов, как знаток татарской мифологии, вводит в произведение специально многочисленные мифологемы, тем самым помогая нам раскрыть его идею. Игра автора с мифами повышает интерес и читатель не может оторваться от произведения, будто заколдован.

В романе Г.Гильманова “Лесные духи” центральным противостоянием двух миров является противостояние между Халимом и лесными духами. Однако каждый в слово “лесной дух” вводит свое значение. Лесные духи – это старухи, которые отвечали злом на зло, они были изгнаны из деревни и теперь мстят их семьям. Те, у кого нет совести, кто полностью погряз в греховную тьму тоже превращаются в лесных духов. “Человеческая сущность состоит из борьбы добра и зла. Если побеждает сторона злых духов, то человек со временем превращается в грязного гада. Если побеждает ангельская сторона, то он превращается в духовного посланника Бога”. Таким образом, нам ясна центральная философия писателя: каждыому человеку встречается борьба белого и черного, каждого подстерегает злой дух. Если не противостоять ему, не победить его, то и сам можешь превратиться в злого духа. Задумка произведения ломает традиционные взгляды на жизнь и на человека (деконструкция). Если в татарской литературе до этого в характере человека положительные и отрицательные свойства заменяя друг-друга составляли две концепции (первая делит людей на положительные и отрицательные, белые и черные; вторая признает, что в каждом человеке есть и белая и черная сторона, однако при этом одна сторона из них доминирует), то сейчас предлагается третья: каждый человек приходит в этот мир что бы бороться со своей темной стороной, очиститься и духовно совершенствоваться [4: 31-32].

В этом произведении есть явления, которые свойственны мифопоэтическим традициям: угодить к старухам-духам, которые имеют колдовские чары, освободиться от них, появляется волшебный, сказочный помощник (в третьей главе волчонок Аккуз). Они все придают рассказу сказочный характер.  Для чего нужны эти приемы? Мы думаем, что под этими выдуманными фантастическим историями лежит познание автором действительности. Эта особенность помогает Г.Гильманову обратиться к дидактической литературе и воздействию к читателям.

Обратимся к образам произведения. Сания, ее советник и опора Ак бабай и бабушка Васима. Есть еще бабушка Маймуна, она хранит тайну противостояния черной силе силой обычаев. Однако деревня не живет доброжелательными канонами как Сания, Ак бабай. Рождение ребенка в лесу Санией, пропажа магическим образом ее мужа – это все отчуждает людей от этого рода. Ладно отчуждение, в один прекрасный день на их ворота смазали смолу. Не только духи, но и односельчане рисуют крест на их воротах. В этом самом месте автор дает ключ «чтению» символа креста. Ведь для татар крест – память о потере государства.

В произведении ограничивание «духов»-проблем вызывает несогласие в душе. Есть же еще черные силы, которые хотят забрать человечность у человека, его разум, хотят его сбить с толку. Например, жизнь в имении духов напоминает жизнь, в котором разум человека помутнен идеологией, политику, в котором народ превращается в раба. Но что бы прочитать это в произведении нет ключей-кодов, знаков-символов, человеческая жизнь оценивается с точки зрения маленькой единицы общества – деревни [2: 116-117]. Таким образом, в произведении Г.Гильманова “Лесные духи” мифология реализуется как символ.  

Литература:

1. Гильманов Г. Лесные духи: фантастическая история. - Казань: Казань: Тат.кн.изд., 2003. - 383 С.

2. Мингазова Л. Лектор откроет чудеса.../ взгляд на детское творчество Галимзяна Гильманова. – Казань: Отечество. 2017. - 92 С.

3. Загидуллина Д. "Лесные духи" или в татарской прозе новые качества / Казани Утлары. - 2001. - №11. - С. 111-119.

4. Шамсутова А. Рисунок души / Майдан. - 2007. - №4. - 140-143 С.

5. Юсупова Н.М., Гайнуллина Г. Р. История татарской литературы (1940-2000). – Казань: Казань ун-ту, 2014. - 102 С.