Виды упражнений для развития грамматической компетенции
Обучение школьников на старшей ступени иностранному языку, в частности его грамматическому аспекту, является актуальным в условиях современного мира.
Основное требование к отбору грамматического материала – информация должна быть доступна для реализации коммуникативных целей обучения английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
В «Словаре методических терминов» упражнение определяется как «структурная единица методической организации материала, которая функционирует в образовательном процессе». Как указывают Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин, именно упражнение обеспечивает предметные действия с материалом, также оно формирует умственное действие и мозговую активность.
И. Л. Бим считает, что упражнение – это нечто иное как «элементарная единица в организации учебной деятельности школьника при усвоении определённых частей системы иноязычной речи».
Нельзя не согласиться с тем, что упражнения занимают особое место в образовательном процессе по языку: они лежат в основе овладения деятельностью на языке.
Современный учитель владеет как традиционными методами, так и цифровыми технологиями. В этой связи он должен выбрать корректную стратегию обучения. При составлении комплекса грамматически направленных упражнений можно применять различные виды. Ниже приведён список лишь некоторых упражнений / заданий.
1. Имитативные упражнения:
– прочтите образование множественного числа имён существительных, а именно тех, которые обязательны к запоминанию (вместе с учителем, фронтально, индивидуально);
– прочтите следующие / нижеприведённые примеры / тексты / диалоги.
- Рецептивные упражнения:
– прочтите следующие предложения, найдите и объясните употребление….;
– прослушайте предложения / текст, поднимите руку, когда услышите… (какое-либо изученное явление;
– выполните тест верно / неверно: относятся ли данные примеры к…
3. Языковые упражнения на освоение грамматической формы:
– упражнения на спряжение глаголов;
– внесите данные формы в таблицу;
– впишите в таблицу недостающие формы;
– допишите окончание в соответствии с правилом;
– трансформационные упражнения: измените форму имени существильного в единственном числе на форму множественного числа;
– сгруппируйте / распределите данные слова в соответствии с …;
– соедините местоимение и глагольную форму;
– образуйте словосочетания из следующих слов;
– соедините начало и конец предложения;
– составьте предложение с опорой на таблицу;
– замените подчёркнутую часть предложения;
– поставьте слово в скобках в нужную форму;
– объедините два предложения, используя нужный союз;
– упростите фразы, используя модели.
4. Предречевые упражнения на освоение грамматической формы в единстве с речевой функцией на уровне предложения:
– подстановочные упражнения;
– перефразируйте предложения, используя данное начало / конец слова.
5. Условно-речевые упражнения:
– переспросите;
– ответьте на вопросы по образцу;
– опишите подробнее;
– найдите и исправьте ошибки;
– закончите предложения в соответствии с ситуацией;
– сгруппируйте предложения;
– подтвердите предположение, высказанное в вопросе;
– соедините вопрос и ответ;
– заполните недостающие элементы;
– опишите картинку, используя определённые предлоги / наречия.
6. Речевые упражнения:
–опишите свою любимую игрушку как можно подробнее;
– опросите одноклассников / соседей / родственников и доложите о полученных результатах;
– составьте микродиалог;
– сформулируйте просьбу в вежливой форме;
– расскажите о планах на лето / выходные;
– найдите отличия между двумя фотографиями;
– сформулируйте советы друг другу;
– возьмите интервью у соседа по парте.
Также к речевым упражнениям можно отнести упражнения в игровой форме:
– «Крестики-нолики». Право хода зависит от выполнения грамматической операции.
– «Кто больше». За ограниченное время необходимо придумать как можно больше примеров на определённое правило.
– игра с кубиком на спряжение глаголов (шесть граней кубика соответствуют лицам единственного и множественного числа).
– «Квест». Ход засчитывается при правильном выполнении грамматического задания.
– «Грамматический кроссворд». Кроссворд содержит словоформы тренируемого грамматического явления, например, неправильные глаголы, причастия.
– ролевые игры, игры-драматизации, например, «Детектив» (тренировка прошедшего времени).
Построение эффективного комплекса грамматически направленных упражнений – сложная задача, поэтому очень важно отрабатывать каждую операцию в отдельном упражнении, усложнять задания постепенно. Для повышения мотивации использовать различные по форме организации виды упражнений одинакового уровня сложности для многократной тренировки одного и того же явления. Также, немаловажно реализовывать дифференцированный и интегрированный подходы к обучению: включать в комплекс задания, подходящие для учеников с разными когнитивными стратегиями.