"Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы)

Хрынина Евгения Николаевна

Несмотря на то, что в настоящее время существует много современных образовательных технологий (парацентрическая, модульная, кейс-технология, проектная и др.), я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы очень актуальны технологии проблемного обучения и развития критического мышления. Их использование способствует лучшему усвоению изученных тем, что в конечном счете влияет на повышение уровня качества знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт215.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС Хрынина Е. Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 села Александровского 2021 год О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. И опыт, сын ошибок трудных, И разум, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель, И беззаботный созидатель – Блаженный гений и талант: Один – алмаз, другой – бриллиант ‹...›. Явленью всякому дал суд – Всё достигается чрез труд. А. С. Пушкин

Слайд 2

Сформировать УУД - значит: Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образа(эталона) Передать сам способ выполнения метапредметного действия Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости- развивать его

Слайд 3

Образовательная (педагогическая)технология – система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей (Л. А. Байкова )

Слайд 4

Современные образовательные технологии урока 1. Парацентрическая технология 2.Модульная технология 3. Кейс-технология 4.Проблемная технология 5.Проектная технология 6. Технология критического мышления

Слайд 5

Современные образовательные технологии Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления

Слайд 6

Теория + практика = поиск. Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Новые ЗУН,СУД Новые ЗУН, развитые СУД Решение проблемы Проблема, решение неизвестного Психологическая проблемная ситуация Анализ Поиск

Слайд 7

Технология проблемного обучения Название Содержание Результат 1. Постановка проблемы Возникновение проблемной ситуации Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующими приемами «яркое пятно» и «актуальность». Осознание противоречия Формулирование проблемы Развитие коммуникативной компетентности 2. Поиск решения Методы поиска решения: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Продуктивные задания на воспроизведение знаний Развитие предметной, коммуникативной и информационной компетентности 3. Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей 4. Итоговый контроль Обнаружение достижений, успехов учащихся, уровня их умственного развития изучении степени усвоения ими приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда Включение учащихся в активную творческую деятельность

Слайд 8

Постановка проблемного вопроса и задачи Яркое пятно Актуальность Сказки и легенды, фрагменты из художественной литера­туры и др. Грамматический рассказ, схема, использование мнимой ошибки Подводящий диалог Система вопросов и заданий логическая цепочка рассуждений Способы создания проблемной ситуации

Слайд 9

Поиск решения учебной проблемы Выдвижение гипотезы Подводящий диалог Решение проблемы - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину ? - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? - А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?

Слайд 10

Выражение решения Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей Ответ на проблемный вопрос Кластер Синквейн Дискуссия Мини-сочинение Презентация Проект Сценарий

Слайд 11

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. Технология развития критического мышления решает задачи

Слайд 12

Критическое мышление 1 стадия Актуализация имеющихся знаний Этот урок необходим для… Пробуждение интереса к получению информации Научный пример Постановка учеником собственных целей Возможность повторного изучения каждого этапа урока, переосмысление собственной цели обучения

Слайд 13

Критическое мышление 2 стадия Осмысление Получение новой информации, осмысление ее Из различных источников Соотнесение с уже имеющимися знаниями Применение в различных областях деятельности Корректировка учеником поставленных целей обучения Каждая смысловая часть подтверждается на практике по заданному алгоритму

Слайд 14

Критическое мышление 3 стадия Рефлексия Целостное осмысление, обобщение полученной информации Среда изучения. Программный продукт. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу Я буду применять эти знания в профессиональной деятельности Размышления, рождение нового знания

Слайд 15

Основные приемы ТР КМ «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто такой Жилин? Что потерял на поле боя Тарас Бульба? Как потерял зернышко Алеша из сказки А.Погорельского «Черная курица…» Когда ставится запятая при однородных членах предложения? Объясните, почему Герасим утопил Муму? Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник» а не «Кавказские пленники? Предположите, что было бы, если бы герой произведения И.С.Тургенева «Ася» ответил взаимностью на чувства девушки? Почему жи -, ши- пишется с буквой и?

Слайд 16

Прием «знаю-хочу узнать- узнал» Знаю Хочу узнать Узнал Словосочетания- это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически Какие бывают словосочетания? С какими частями речи можно составить словосочетания? Словосочетания бывают именные, глагольные, наречные. Сказка – это волшебный рассказ. Какие бывают сказки? Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. Печорин- главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Как фатализм отразился на судьбе Печорина? Что вера Печорина в фатальность судьбы привела его к гибели. А я считаю, что современный человек может изменить свою судьбу — у него для этого существуют безграничные возможности.

Слайд 17

Кластер Что такое имя существительное?

Слайд 18

Метод синквейна Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “ Дубровский”) Храбрый, честный Защищает, мстит, любит Владимир никогда не сдается Благородство Грей (А.С. Грин “Алые паруса”) Добрый, благородный Сбегает, путешествует, влюбляется Был счастлив, сотворив чудо своими руками Герой

Слайд 19

Показатели оценки результата технологии критического мышления: оценка (где ошибка?) диагноз (в чём причина?) самоконтроль (каковы недостатки?) критика (согласны ли вы? опровергните, приведите аргументы) прогноз (примите своё решение)

Слайд 20

Результативность № Название Срок проведения Итоговые результаты 1 Всероссийский конкурс сочинений (муниципальный этап) 2020 год Победитель 2 Районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку. Северский трамплин» 2017 год 2 место 3 Всероссийской олимпиады школьников «Умники России» по русскому языку 2016-2017 2017-2018 2018-2019 Диплом 1 степени (5 уч-ся), Диплом 2 степени Диплом 1 степени (5 уч-ся) Диплом 3 степени 4 Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех" 2017 год 2018 год 1 место в регионе (3 уч-ся), 1 место в районе (3 уч-ся) 1 место в регионе 5 IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по русскому языку 2017 год 2 место в регионе (2 уч-ся), 3 место в регионе 6 2017 год 1 место в регионе (2 уч-ся), 3 место в регионе IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по литературе

Слайд 21

Литература 1. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17 2. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления . // Библиотека в школе.- 2004.- №18 3. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12 4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2014. 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12 6. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2008. -№ 18,19 7. https://infourok.ru/sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-uroka-v-realizacii-trebovaniy-fgos-statya-iz-opita-raboti-746223.html