ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ В НОВЕЛЛАХ И «СТРАШНЫХ РАССКАЗАХ» ЭДГАРА АЛЛАНА ПО
Комплексное исследование специфических особенностей психологических новелл Эдгара По и «страшных рассказов» в реалиях литературной ситуации ХIХ века, а также определение роли новеллистики как обновленного жанра в литературе XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_psihologizatsii_v_novellah_i_strashnyh_rasskazah_edgara_allana_po.ppsx | 978.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Психологизм – литературное явление, позволяющее лучше понимать душу человека, мотивы и цели его поступков; погружаться в воссоздаваемый духовный мир. Если говорить о психологизме широко, то он означает способности литературы кропотливо передавать черты характера героев и их внутренней жизни. В более узком ключе психологизм – приемы, формы, способы и средства, которые помогают наиболее точно донести те или иные процессы душевной жизни героя. А.Б. Есин дал свою характеристику психологизму, называя им «определенную художественную форму, за которой и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание ». Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время значительно возрос интерес к психологизму как эстетической категории и его проявлению в литературе. Наша цель − рассмотреть понятие «психологизм», а также приемы психологизации в новеллах и «страшных рассказах» Э.А. По.
Приемы психологизации в новеллах и «страшных рассказах» Э. А. По Психологическая новелла Эдгара По содержит в себе не только картину внутренней жизни персонажей и констатирует диагноз душевного состояния, но и описывает для читательского восприятия такие явления человеческой психики, как раздвоенность ума, различные мании, наваждения, и прочее. Главными среди новеллистики Эдгара По являются его психологические рассказы, в которых основной темой служат гибельные последствия человеческого ума. Писатель исследует художественно-психологическими средствами душу человека, ее ужас и страдания в ходе столкновения с миром .
Детективы Детективная проза По в значительной мере разнится с его же рассказами ужасов. Сквозь его детективы проходит сплошной линией логика, ведущая главного героя сквозь хитросплетения загадок посредством метода дедукции при анализе тех или иных событий. К числу лучших детективных новелл у По относят произведения: «Золотой жук», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и «Убийство на улице Морг».
Новеллы По распределяются по четырем категориям:
Среди прозаических произведений Э.По особая роль отведена его «страшным» рассказам. В них в самой яркой форме нашли отражение главные особенности художественной манеры Эдгара Аллана . В этих вещах раскрываются своеобразие и глубина душевного устройства личности, изучается естество человека, исследуются потенциальные телесные и духовные возможности. Писатель старался поймать и отразить те закономерности людского поведения, которые можно было наиболее полно и выпукло созерцать в экстремальных обстоятельствах . В «страшных» рассказах Эдгара По отмечается преобладание «ситуации ужаса», в корне которой находятся не до конца осознанные фобии героев в той же степени, что и внутренние обстоятельства, которые открываются перед читателем плавно и не всегда полностью.
По рисует картину внутреннего устройства разрушительного механизма таких чувств, как ревность и жажда мести. В «Черном коте», «Сердце-обличителе» Эдгар Аллан с почти клинической точки зрения рисует картину маниакального состояния, толкающего к преступлению и буйному помешательству. Можно наблюдать тончайшие детализированные описания внутренних переживаний, граничащие с парадоксами переходы из одного состояния психики в совершенно иное. Писатель передает душевную диалектику в предельных ситуациях, при этом следя за тонкими нюансами эмоций или мыслительных процессов.
В качестве характерного «хрестоматийного» примера психологического и «страшного» рассказа Эдгара По можно привести «Падение дома Ашеров ». Это относительно небольшое сочинение на первый взгляд кажется прозрачным и понятным, однако оно скрывает глубину и сложность . Главным изображаемым предметом в данном произведении является состояние человеческой психики, отягощенное недугом, граничащим с безумием, и здесь же — изображение души, трясущейся от страха перед неизбежным. «Падение дома Ашеров » как психологический «страшный» рассказ Эдгара По
В ходе прочтения текста о доме Ашеров читателя могут посещать тревожные эмоции. В соответствии с принципом «единства эмоционального эффекта» По доносит повествование через «рассказчика», чья роль состоит в том, чтобы являться неким «фильтром», допускающим до читателя более-менее узкий сегмент спектра чувств человека. Рассказчик несет собственную оценочную реакцию, в палитре которой преобладающим являются черный цвет, мрак, отчаяние и отсутствие перспектив. По постоянно смещает описания от общих к частным и одиночным; от черт внешности к состоянию души героя. Создается впечатление, что писатель делает образность и события всё у́же , сжимая их сперва до комнатных размеров, затем до гроба и полного уничтожения в руинах.
П оследние жители дома не в состоянии покинуть его и обречены умереть в сожалениях об утраченном рае. Им слишком страшно даже помыслить о столкновении с реальным миром за стенами дома. По словам Родерика Ашера , он не столько боится опасности, сколько его страшит ее «абсолютный результат», то есть ужас. В опрос о корнях «душевного ужаса». В символическом ключе дом Ашеров — некий изолированный мир, изображенный в момент угасания, гибели, расстройства и на пороге тотального уничтожения. Бывший некогда цветущим и прекрасным миром, полным вдохновения и искусства, где царили Разум и Мысль, на момент повествования дом Ашеров опустел и приобрел сюрреалистические черты.
Эдгар По воплотил ощущение ужаса перед реальным миром. Духовная сторона героя полностью подчиняет себе и угнетает материальное начало, что, в свою очередь, влечет за собой потерю всякой мотивации к существованию в физическом мире. Родерик чувствует приближение потери разума и жизни в схватке с «мрачным фанатизмом — страхом». По умеет выследить во всех мелочах ненормальное состояние собственной души и все это болевое, ненормальное, уголовное воссоздать с такой живостью и яркостью в душе читателя. Но в наши дни исследователи прозы По склонны согласиться с другой точкой зрения. Сам По не допускал и мысли, что все эти кошмары роятся в его собственной душе, поскольку он видел себя литератором - инженером, способным управлять чужими душами.