ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕГО ПРИНЦИПА «МАЛОЙ» ПРОЗЫ К. АБРАМОВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «ДОМИК У ОЗЕРА»)
В статье исследуется роль мотива перемещения в художественном пространстве «малой» прозы К. Абрамова. Прослеживается участие данного мотива в усложнении пространственно-временного континуума рассказа «Домик у озера», в развитии его сюжетной линии, в организации образной системы, композиции и концептуальной основы повествования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_abramov_3.docx | 62.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 821.511.152
ББК 83.3
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕГО ПРИНЦИПА
«МАЛОЙ» ПРОЗЫ К. АБРАМОВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА
«ДОМИК У ОЗЕРА»)
Аннотация: В статье исследуется роль мотива перемещения в художественном пространстве «малой» прозы К. Абрамова. Прослеживается участие данного мотива в усложнении пространственно-временного континуума рассказа «Домик у озера», в развитии его сюжетной линии, в организации образной системы, композиции и концептуальной основы повествования.
Ключевые слова: «малая» проза К. Абрамова, мотив перемещения, художественное время, художественное пространство, образ, символ, мотив жизни, мотив смерти, мотив сна, противопоставление.
FEATURES OF ARTISTIC REALIZATION OF MOTIVE
MOVEMENT AS A STRUCTURE-FORMING PRINCIPLE
OF K. ABRAMOV'S «SMALL» PROSE (ON THE EXAMPLE
OF THE STORY «THE LAKE HOUSE»)
Annotation: The article examines the role of the motive of movement in the artistic space of K. Abramov's «small» prose. Traces the involvement of this motif in the complexity of the space-time continuum story «the lake House», in the development of his storyline in the organization of imagery, composition, and conceptual foundations of the narrative.
Keywords: K. Abramov's «small» prose, motive of movement, artistic time, artistic space, image, symbol, motive of life, motive of death, motive of sleep, opposition.
Внутреннее пространство художественного произведения отличается целостностью, обусловленной тесной взаимосвязью его содержательных и формальных признаков. Смысловая основа литературного текста отражает идейные установки автора, которые сопряжены с необходимостью решения ряда важных и актуальных для него художественных задач и воплощены в мотивике повествования. Мотивы реализуются с помощью различных средств поэтического языка; их развитие подчиняет себе все стороны художественного изложения, включая пространственно-временную организацию, складывающуюся из соотношения художественных образов пространства и времени. Последние призваны не только обозначать место и время сюжетного действия, но и раскрывать особенности психологического состояния героев, влияющего на переживание ими окружающей действительности, как следствие – на динамику художественных описаний, фиксирующих «убыстрение» или «замедление» событийной линии в целом. В литературоведении и психологии творчества данный феномен получил название «овнешнения» [6, с. 12], экстериоризации, когда эмоции и чувства выражаются через описания предметов и явлений, находящихся за пределами «Я» героя, как мыслящего, так и чувствующего. Подобным образом создается психологизм художественной прозы, усиливаются эмоциональность и экспрессивность поэтического языка мастера слова.
Объектом исследования в данной статье выступает мотив перемещения, который играет важную роль в «малой» прозе К. Абрамова, не только определяя специфику образов времени и пространства в художественных текстах, но и участвуя в развитии сюжетных линий, в организации образной системы и композиции повествования, выражая идейные константы творчества писателя в целом.
Обратимся к содержанию термина «мотив» в отечественном литературоведении, который относится к многозначным и потому наиболее сложным для понимания, но необходимым для осуществления подобного исследования.
По наблюдениям ученых, мотив тесно связан с темой и концепцией литературного произведения, представляет собой устойчивый и весьма значимый для автора и архитектоники художественного целого элемент содержания, который отличается «устойчивостью и повторяемостью как в границах одного текста, так и всего творчества поэта или писателя» [5, с. 366]. Мотив есть конкретное воплощение одного из аспектов темы, «формально-содержательный компонент литературного текста» [4, с. 230], который актуализируется на разных уровнях его художественной структуры: на уровне фабулы и сюжета – в виде события (например, ссоры между героями), ситуации (например, любовного треугольника), коллизии (например, мести); на уровне языка – в виде ярких и повторяющихся словесных формул; на уровне образной системы – в виде различных образов, наделенных дополнительным символическим планом. Следовательно, «анализ мотива предполагает выявление повторяющихся и развивающихся в сюжете и повествовании положений с учетом их соотнесенности с персонажами и пространственной организацией текста» [2, с. 112]. В такой трактовке мотив перемещения, во-первых, относится к мотивам, репрезентированным в виде события и ситуации (если речь идет о реальном, физическом перемещении героя) или коллизии (если речь идет о мнимом, воображаемом «путешествии» персонажа по закоулкам памяти); во-вторых, сопряжен с образами художественного времени и художественного пространства; в-третьих, способен охватывать все повествование, становясь лейтмотивом и выполняя структурообразующую функцию. Именно с такой художественной реализацией мотива перемещения мы сталкиваемся в творчестве мордовского писателя К. Абрамова.
По убеждению Е. А. Полевой, мотив перемещения всегда связан с выбором направления движения, которое определенным образом характеризует персонажа, раскрывает идею, заложенную в нем автором. Мотив перемещения, как правило, играет определяющую роль «в оформлении образа персонажа и организации сюжета его самоопределения» [3, с. 145], что отчетливо прослеживается в рассказе К. Абрамова «Домик у озера». Писатель неслучайно рисует путешествие главного героя (Николая Петровича Чебрецова) в собственные воспоминания, которые помогают избавиться от иллюзии жизни, свойственной ему теперь, трезво оценить себя и окружающих с позиции нравственных констант человеческого бытия, составляющих концептуальную основу произведения и всего творчества автора. «Проваливаясь» в потоки воспоминаний о первой любви и послевоенной молодости, которые плавно перетекают в сон героя, он «просыпается» с эмоциональной и нравственной точек зрения, отчетливо осознавая, в чем заключаются истинная жизнь и истинное счастье человека.
Столкновение прошлого и настоящего в жизни Николая Петровича происходит внезапно, во время чтения письма от бывшей возлюбленной, отказавшейся от него во имя подвига милосердия и самопожертвования: «Письмо было написано на одной стороне тетрадного листка… Дойдя до этого места, Николай Петрович почувствовал, как горячая волна, возникнув где-то в нижней части живота, поднялась к груди и, точно мощный вал прибоя, прокатилась по всему телу. Вдруг ярко и отчетливо он увидел синее озеро, маленький домик на берегу и высокую и стройную девушку с развевающимися на ветру волосами» [1, с. 472]. Прошлая жизнь, полная красоты искреннего чувства и высоких идеалов, не способна «ужиться» с «обытовленной» действительностью, насквозь пропитанной низменными интересами. Герой на протяжении небольшого рассказа несколько раз возвращается в прошлое и снова оказывается в настоящем, что приводит к дискретности, прерывности сюжетной линии, к «осколочности» композиции повествования. Категория памяти, актуализируемая посредством мотива перемещения, «удваивает» образы художественного времени и пространства. Возникает временная и пространственная перспектива, время и пространство расширяются. К событиям, которые происходят в настоящем героя, в небольшой квартире, где намечается свадьба его младшего сына, добавляются те, которые всплывают в памяти, относятся исключительно к области психической реальности персонажа К. Абрамова.
Раздробленность сюжета, его раздвоение на две постоянно перебивающих друг друга линии, соответствующая этому фрагментарность композиции (деление небольшого по объему текста на несколько частей) призваны подчеркнуть неустойчивость мироощущения, общую жизненную неустроенность героя, блуждающего между «мирами». С этой же целью автор акцентирует неконтролируемость его воспоминаний, неожиданно овладевающих им: «А мысли неотступно возвращались к прошлому» [1, с. 478]; «Николай Петрович лег на кровать, и все у него закружилось перед глазами. А когда закрыл глаза – возникло ощущение, будто он проваливается куда-то. И все продолжалось до тех пор, пока он не забылся тревожным сном» [1, c. 481].
В соответствии с концептуальной основой произведения, в которой сталкиваются две жизненных философии (Клавдии и жены Николая Петровича, Елены Семеновны), происходит противопоставление образов прошлого и настоящего в сознании героя и повествовании. В воспоминаниях присутствует образ незамкнутого пространства (домик на берегу озера, уходящего к лесу); в настоящем автор рисует пространство замкнутое («небольшую малогабаритную квартиру» [1, с. 470]), единственным «выходом» из которого становится небольшой дворик, где стремится уединиться Николай Петрович. Писатель намеренно сужает одно пространство (квартира → комната → комнатушка: «Квартира у них с женой была небольшая, малогабаритная – всего две комнаты, так что вчетвером тесновато, хотя раньше, когда дети были маленькими, у них не было отдельной квартиры, впятером помещались в одной комнатушке – и ничего» [1, с. 470]) и расширяет другое (эпизод с катанием на лодке по лесному озеру).
Контраст прослеживается и на уровне символического содержания образов времени и пространства, которое обусловливает особенности их эмоционального восприятия читателем. Прошлое пронизано символикой жизни, воплощенной в образе воды, который постоянно присутствует в описаниях возлюбленной Николая Петровича: «Возвращаясь с полевых занятий, молодой лейтенант Чебрецов шел со своим взводом вдоль небольшого озера и тут наткнулся на небольшой домик, стоявший у самой воды» [1, с. 472]; «Вдруг ярко и отчетливо он увидел синее озеро, маленький домик на берегу и высокую и стройную девушку с развевающимися на ветру волосами» [1, с. 472]; «Она взяла ведро, выплеснула оставшуюся на дне воду, быстро вошла в дом» [1, с. 472]; «Кто-то захотел пить. В общем причина для остановки нашлась. Они подошли к домику, Чебрецов поздоровался с девушкой, попросил воды. Пока большая жестяная кружка переходила из рук в руки, Чебрецов спросил у хозяйки, кто здесь живет» [1, с. 472].
Наоборот, настоящее окутано символикой смерти – недаром сосед предстоящий праздник сравнивает с поминками: «Много купил водки-то? – Пятнадцать бутылок. – Да что ты, сосед! На поминки и то больше покупают» [1, с. 471]. В описаниях подготовки к свадьбе тоже упоминается жидкость, но не та, которая утоляет жажду и продлевает жизнь, а та, которая, наоборот, одурманивает, лишает здоровья и рассудка. Писатель насыщает повествование названиями самых разных спиртных напитков (брага, выпивка, красное (вино), водка, шампанское), призванных создать атмосферу нездорового веселья, причем посылает за ними супруга героя, спутница той жизни, от которой пытается укрыться Николай Петрович в воспоминаниях о прошлом: «Пока Елена Семеновна занималась брагой и пирогами, Николай Петрович запасал выпивку. Сначала купил десять бутылок водки и несколько бутылок красного для женщин, но жена его обсмеяла: – Ты что, Петрович, хочешь нас на позор выставить? Да этой водки на всех и по рюмке не хватит» [1, с. 470–471]. Используя мотив перемещения в качестве структурообразующего принципа повествования, автор намеренно «сталкивает» не только настоящее и прошлое героя, но нечто более глубокое и важное – два взгляда на мир, один из которых направлен на низменное, эгоистичное, а другой – на высокое и жертвенное.
Итак, в результате предпринятого исследования можно констатировать бесспорную значимость мотива перемещения в идейно-художественной организации «малой» прозы К. Абрамова. В проанализированном нами рассказе «Домик у озера» мотив перемещения преодолевает рамки пространственно-временного континуума, сопрягается с другими мотивами художественного изложения (мотивом жизни, мотивом смерти, мотивом сна), играет главенствующую роль и подчиняет себе все стороны произведения (образно-символическую, концептуальную, композиционную), «дробя» и противопоставляя их отдельные элементы.. В итоге мир героя теряет устойчивость и равновесие; его перемещения от действительности к воспоминаниям не только раздвигают границы художественного повествования, усложняя его, но и участвуют в раскрытии основной идеи рассказа К. Абрамова – бессмысленности и невозможности существования без любви, высоких надежд и идеалов, придающих подлинный смысл человеческому бытию.
Список использованных источников
- Абрамов, К. Собрание сочинений : в 7-ми т. / К. Абрамов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1999. – Т. 7. : Повести рассказы. – 544 с.
- Мастепак, Т. Г. Мотив перемещения и семантика культурно-географических топосов в романе В. Набокова «Отчаяние» / Т. Г. Мастепак // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – № 6 (195). – С. 112–119.
- Полева, Е. А. Сюжет национальной идентификации героя романа В. Набокова «Подвиг» / Е. А. Полева // Проблемы национальной идентичности в русской литературе ХХ века : по материалам 2-й интернет-конференции «Русскоязычная литература в контексте славянской культуры : проблемы национальной идентичности» (30 октября – 10 ноября 2009 г.) / науч. ред. Т. Л. Рыбальченко. – Томск : Изд-во ТГУ, 2011. – С. 145–163.
- Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – М. : Просвещение, 1974. – 510 с.
- Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. – М. : Высшая школа, 2007. – 437 с.
- Щирова, И. А. Психологический текст : деталь и образ / И. А. Щирова. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000. – 120 с.
.