БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПЕНИИ

Калинина Светлана Андреевна

В  статье рассматриваются особенности произношения безударных гласных в пении. Проводится исследование певческой деятельности российских исполнителей, поднимается вопрос о необходимости соблюдать нормы орфоэпии русского языка во время исполнения музыкальных композиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinina_1_2.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.111.1

ББК 74.268

С.А. Калинина

Мурманский арктический

государственный университет,

г. Мурманск, Россия

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПЕНИИ

Аннотация. В  статье рассматриваются особенности произношения безударных гласных в пении. Проводится исследование певческой деятельности российских исполнителей, поднимается вопрос о необходимости соблюдать нормы орфоэпии русского языка во время исполнения музыкальных композиций.

Ключевые слова: безударные гласные звуки, пение, артикуляционный аппарат, орфоэпические нормы русского языка.

S.A. Kalinina

Murmansk Arctic State University,

Murmansk,  Russia

UNSTRESSED VOWELS IN SINGING

Abstract. The article deals with special aspects of pronunciation of unstressed vowels in songs. The article presents the research of singing activity of Russian singers and the problem of the necessity of complying with the Russian orthoepy rules during a performance of a musical composition.

Key words: unstressed vowels, singing, articulation device, pronouncing norms of the Russian language.

В русском литературном языке, как известно, ударные и безударные гласные произносятся по-разному. Произношение безударных гласных регулируется орфоэпическими нормами, которые обязательны для соблюдения. Пение как особый вид деятельности использует устную форму речи, в которой также должны соблюдаться нормы произношения. Важным с точки зрения анализа функционирования устной речи является вопрос о том, как соблюдаются нормы в пении, возможны ли отступления от норм в пении, - этим вопросам и посвящена статья. Цель данного исследования – выявить особенности произношения безударных  гласных  в пении, в том числе обратившись к певческой деятельности российских исполнителей.

Безударные гласные – это гласные, которые не несут на себе ударения, характеризуются меньшей напряженностью органов речи и меньшей четкостью артикуляции [2]. Существует множество отличий между безударными и ударными гласными в русском языке. Эти отличия могут быть количественными и качественными. Что касается количественных отличий, то безударные гласные обычно короче ударных и произносятся с меньшей силой. Качественные отличия заключаются в тембре, поэтому безударные гласные называют редуцированными. Редукция – это ослабление артикуляции звуков и изменение их звучания в безударном положении. Пример редукции гласных в безударном положении: «мяч – м[иэ]чом». В меньшей степени редуцируются гласные, если они находятся в первом предударном слоге, в большей степени – гласные остальных безударных слогов.

Опираясь на статью известного российского лингвиста А.А. Реформатского «Речь и музыка в пении», в которой он поднимает вопрос о несовпадении речи обычной и речи во время исполнения музыкального произведения,  можно понять, в чем заключаются различия [2].  Реформатский  отмечает, что существуют огромные противоречия между словесно-языковой и музыкальной линиями. Он видит два пути в разрешении данных противоречий. Первый – провозглашение композитором неизбежности и необходимости четко разграничивать речь в повседневной жизни (с определенными правилами и нормами произношения) и речь музыкальную. Второй путь – поиски «примирения» двух линий. Последний путь ярко выражен в стремлениях русской музыкально-вокальной школы.

Говоря об особенностях произношения безударных гласных, обратимся к определению понятия «пение». Пение – разновидность музыкального творчества, которая гармонично сочетает музыку и слова. Создание музыкальной речи невозможно представить без участия органов артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат состоит из ротовой полости, в которой находятся язык, нёбо, зубы, из глотки, гортани, в которой расположены голосовые связки. Функционирование названных органов обеспечивает появление разнообразных звуков, а сам такой процесс называется артикуляцией [1].

Конечно, большое значение  в пении имеют гласные звуки. Поэтому существует целый ряд специальных упражнений, позволяющих акцентировать внимание исполнителя на удлинении гласных. Однако всегда следует помнить о том, что обычная речь отличается от  вокальной речи. Так, обычная речь характеризуется небольшим диапазоном звучания, а вокальная речь может охватывать несколько октав, наполняется широкой тембральной палитрой. Основное отличие – способность  во время пения задействовать все возможности артикуляционного аппарата.  При этом ключевую роль в образовании необходимой градации певческих приемов играют гласные звуки, которые формирует глотка. Это обстоятельство предполагает активную разработку певческого голоса, а если быть точным, то в первую очередь вокальных гласных. С этого берет свое начало певческое искусство и у вокалиста формируется весь спектр голосовых качеств. Качественная постановка вокала невозможна без правильного исполнения гласных звуков, в противном случае теряется его художественная ценность [5]. Но очень часто приходится сталкиваться  с проблемой неправильной постановки безударных гласных звуков в вокальной речи у многих певцов российской эстрады. Сначала обратимся к статье А.А. Реформатского «Речь и музыка в пении», в которой он излагает целый ряд примеров, связанных с этой проблемой.

Ученый акцентирует внимание на необычной манере пения Федора Ивановича Шаляпина. Певец по природе окал, но бывали случаи, когда данная манера исполнения была просто невозможна (роль Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского). Поэтому Шаляпин старался говорить «по-барски», смещая акцент на «а». Реформатский пишет: «Исходя из данного отрывка, следует думать, что пел он арию Неизвестного, не окая, а говорил окая. В дальнейшем Шаляпин «отучился» окать и в пении и в речи. Но не совсем. Во всех его живых исполнениях и в записях осталась одна черта – это, если можно так назвать, «северновеликорусское яканье», т. е. различение после мягких согласных в первом предударном слоге и – э и а. Первое различение не так «бросается в ухо», а последнее (сохранение и произношение этимологического а после мягких согласных в первом предударном слоге) очень заметно». Далее ученый приводит примеры:  гр’адущим («Демон»),   св’атая схима («Борис Годунов»), св’атая Елена («Ночной смотр»),  р’адил (Владимир Галицкий) [2].

Приведенные примеры подчеркивают важность соблюдения орфоэпических норм во время пения. Ведь песня или оперная ария должна производить на слушателя эстетическое впечатление, которое формируется и при помощи средств музыкального исполнительства, и при помощи средств русского языка,  являющегося важной составной частью певческого искусства.

Напомним, что чертами русского литературного произношения являются аканье и иканье (или еканье). Аканье, как известно, заключается в неразличении фонем <а> и <о> в безударном положении после твердых согласных. Иканье и еканье характеризуют особенности произношения безударных гласных звуков после мягких согласных и выражаются в произношении звуков [и] или [э], (а точнее - звука среднего между [и] и [э], то есть [иэ]). Кстати, еканье наилучшим образом подходит для пения, сценического чтения стихов, как более отчетливое произношение, отличающееся от произношения в повседневной речи.  Учитывая эти нормы, проанализируем орфоэпические особенности в пении.

Для проведения исследования необходимо обратиться к примерам из современной эстрадной музыки. За основу берется  именно советская эстрада, знакомая и близкая всем с детства. Так, например, в песне Юрия Антонова «Я вспоминаю» есть строки: «И скрылась из глаз в пелене января». Было замечено, что произношение исполнителем слова «января» отличается от орфоэпической нормы: в начале слова  он произносит [а] , а не [э] (или [и]).

Всего было прослушано более 30 композиций исполнителей советской эстрады. Среди них песни Софии Ротару, Эдиты Пьехи, Людмилы Зыкиной, Муслима  Магомаева, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и Льва Лещенко. В некоторых песнях были выявлены произносительные особенности, которые отличаются от  принятых в русском языке норм. В песне А. Пугачевой «Старинные часы» в строке «Старинные часы еще идут» слово «часы» произносится следующим образом: ч[а]сы, а не ч[иэ]сы, как требует норма. Эдита Пьеха исполняет песню «Это здорово», отчетливо произнося первый звук в слове «океан» как [о], хотя необходимо произносить  [а]кеан. Лев Лещенко, исполняя музыкальное произведение «Прощай», в строке «Под белым небом января» произносит слово «января» так же, как и  Юрий Антонов в песне «Я  вспоминаю», описанной выше. В песне «А снег идет», которую исполняла Майя Кристалинская, присутствует строка «Взгляни со мной на этот снег». Слово «взгляни» исполнительница произносит взгл’[а]ни, но необходимо произносить взгл’[иэ]ни. А исполнители  известного вокально-инструментального ансамбля  «Песняры» в своей песне «Вологда» произносят в слове «рябина» отчетливо [а], хотя по нормам произношения следует говорить р’[иэ]бина.

Однако существуют и примеры правильного произношения безударных гласных в пении. Например, исполняя песню «Старый клен», Надежда Кадышева произносит слово «погляди» (строка «Погляди на небосвод») правильно – погл[иэ]ди. А в композиции «Священная война», которую еще в советское время исполнял хор Александрова, певцами отчетливо произносится св[иэ]щенная война, что и соответствует орфоэпическим правилам русского языка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ударные и безударные гласные имеют очень большое значение в музыкальной речи, поэтому певцам-исполнителям и преподавателям вокала невозможно обойтись без помощи лингвистов-фонетистов, специалистов в данной области. Было установлено, что звуковые явления обычной речи и речи в пении не тождественны. Порой бывает трудно сочетать пение и нормы орфоэпии русского языка, но исполнителю  нельзя совсем игнорировать особую звуковую организацию русской речи, нельзя нарушать правила произношения. Требуется всегда помнить, что  главная миссия певца – донести до слушателей смысл тех произведений, которые он исполняет, передать настроение и эмоции, а это абсолютно невозможно без знаний норм языка.

Литература

  1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений/Е.И. Диброва. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. Интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / С. С. Кашлев. Минск: ТетраСистемс, 2013.
  2. Реформатский А.А. «Речь и музыка в пении» // Вопросы культуры речи.- Вып.1.-  Москва, 1955. – С. 172 – 199.
  3. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.  Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Москва: ЧеРо, 1999.
  4. Чишко О. Певческий голос и его свойства. Ленинград: Музыка, 1966.