СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК РИТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Якимова Иветта Сергеевна

В статье рассматриваются речевые факторы, влияющие на достижение социального и коммуникативного успеха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_uspeh_kak_ritoricheskaya_problema.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378

Якимова, И. С

Россия, г. Новокузнецк

СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК РИТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются речевые факторы, влияющие на достижение социального и коммуникативного успеха.

Ключевые слова: Социальный успех, коммуникативная культура, речевое поведение, коммуникативный успех.

Аnnotation. The article discusses speech factors affecting the achievement of social and communicative success.

Key words: Social success, communicative culture, speech behavior, communicative success.

В данной статье предлагаются результаты исследования, связанного с возможностью рассмотреть социальный и личностный успех человека с позиций одной из древнейших, но и сегодня актуальной науки – риторики как совокупности сведений об умелой, искусной и успешной коммуникации.

Изучив научные источники, в частности труды Михаила Трофимовича Баранова, Веры Ивановной Капинос, Таисии Алексеевны Ладыженской и наблюдая реальную коммуникативную деятельность медийных современников, мы сделали вывод, что риторическая составляющая как часть общей культуры и образованности слушателя, читателя, говорящего и пишущего является непременным условием их социального успеха.

Социальный успех - один из главных ориентиров профессионального и личностного роста человека. Социализация с помощью уместного речевого поведения на высших уровнях профессионализма дает основания говорить об эффективном общении, соответствующем нормам, требованиям, принятым в образованном, культурном обществе.

В XXI веке, который воздвиг вокруг представителей социума преграды в виде отказа в доступности качественного образования как социального «лифта», возникает потребность мобилизовать резервы, которые связаны с коммуникативной культурой. Как аксиома в науке принята мысль, что коммуникабельный человек, который владеет способами взаимодействия с разными людьми, так или иначе будет успешен в любом виде деятельности и специальности, особенно в соционической сфере «человек – человек». Изучая биографические источники, мы выяснили, что успешные исторические личности (политики, военачальники, деятели науки и искусства), как правило, были не только высочайшего уровня профессионалами, но и людьми, которые могли выбрать и реализовать в любой ситуации адекватную модель речевого поведения. Это позволяло им входить в национальную элиту, независимо от происхождения.

По мнению исследователей, главными свойствами востребованной личности считаются те, которые создают возможность реализации себя в разных сферах общественной жизни, позволяют добиваться успеха и проявлять коммуникативную компетентность, креативность и шире - культуру. Они, в свою очередь, реализуются в разнообразии жанровых форм моно, диа- и полилогической речи, которая является компонентом коммуникативной культуры.

Вслед за Михаилом Трофимовичем Барановым, Верой Ивановной Капинос, Таисией Алексеевной Ладыженской и их единомышленниками, под коммуникативной культурой мы понимаем степень развития коммуникативной компетенции человека, основанной на умелом, искусном, результативном общении в значимых речевых ситуациях. Высокий уровень качества коммуникации определяют: а) глубокие знания видов и механизмов профессиональной речевой деятельности; б) владение жанровым разнообразием устной, письменной и поликодовой речи; в) представление о причинах и последствиях коммуникативной агрессии; г) готовность использовать комплекс ритмико-интонационных, пантомимических средств, риторических свойств голоса для достижения интенции; д) способность формировать коммуникативный идиостиль как часть делового имиджа. Рассмотрим, как проявляются выделенные компоненты коммуникативной культуры в профессиональной деятельности представителей одного из самых частотных социальных лидеров – педагогов, опираясь на анализ сведений о Василии Александровиче Сухомлинском и Этери Георгиевне Тутберидзе.

Как известно, Василий Александрович Сухомлинский был основоположником гуманистических принципов в педагогике, признания личности воспитанника высшей ценностью. Это служило непосредственной основой для создания ситуации успеха, а, следовательно, достижения коммуникативной задачи. Важная роль была отведена речи, выразительному слову учителя, диалогу между педагогом и воспитанником, способствующему привитию эстетических взглядов, преображающих душу человека. В работе «История педагогики: методология, теория, персоналии» говорится о Сухомлинском как о человеке, чья речевая культура была связующим звеном между духовной и интеллектуальной деятельностью не только у школьников, но и у педагогического коллектива. Основой подобного единства духовной жизни была различная совместная познавательная деятельность учителей и учащихся, в процессе которой между ними и возникала подлинная общность. «Это было трудное время, но полтора года работы в школе оставили у меня светлые воспоминания: у нас был дружный коллектив учителей и школьников, мы заботились о каждом ребенке…» писал Сухомлинский.

В понятие духовного общения Сухомлинский вкладывал повседневные встречи, где обязательно организовывались искренние непринужденные беседы. Мудрое вдохновенное слово, идущее от сердца учителя, создавало обстановку единения чувств, взглядов, убеждений, благодаря чему возникала комфортная интеллектуальная и коммуникативная атмосфера. Сухомлинский, благодаря своей разработанной системе обучения, программе «воспитания красотой», являлся не только превосходным мудрым наставником учеников, но и коммуникативным лидером, мастерски овладевшим комплексной речевой культурой педагога.

В его наследии представлен богатый жанровый репертуар, воплощающий ключевое направление деятельности – «воспитание сердца»: занимательные рассказы, поэтические и прозаические сказки (около 1200), в том числе сочиненные вместе с учениками (45 томов детских работ); легенды (например, «Легенда о любви»), педагогические и художественные этюды, эссе, миниатюры, советы – наставления коллегам, напутствия (например, «Слово преемнику»), нравоучительные рассказы – притчи (например, «Красивое и уродливое), письма к замученному гестаповцами маленькому сыну, 600 научных статей и многое другое. Его устные и письменные речи решали главную задачу: «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребёнка, сделать её несгибаемой».

По воспоминаниям учеников, коллег, Василий Александрович Сухомлинский в совершенстве владел средствами выразительности голоса, обладал высочайшим уровнем коммуникативной культуры. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть речевую культуру педагога, которая позволила ему достичь не только вершины профессионального мастерства, но и найти отклик в сознании учеников, стоит обратиться к воспоминаниям коллег и воспитанников Сухомлинского.

Его ученица К. С. Орлова рассказывала: «… Не помню, чтобы он ругался, никогда не повышал голоса. Если недоволен, сразу видно: румянец на щеках, в такие минуты нам всем было стыдно. Уроки вел негромко, слегка приглушенным голосом». Учитель начальных классов Елена Андреевна Лазарева вспоминала: «Василий Александрович был человеком высокой культуры, чутким, внимательным, аккуратным. Посещенные уроки разбирал подробно, замечания давал тактично, не обижал учителей, а наоборот, окрылял. Доброта Василия Александровича в сочетании со строгостью, справедливой требовательностью заставляли безгранично уважать его».

Сказки и рассказы педагога, слово о живописи, музыке, литературе звучали искренно, проникновенно, тревожили детскую совесть, завораживали, вызывали сильные эстетические переживания, будили воображение, стимулировали словесное творчество. Такая профессиональная риторическая изысканность, превосходное владение жанрами объяснительной речи, безусловно, стали своеобразным «пьедесталом» педагогического успеха Василия Александровича Сухомлинского.

Успешная коммуникативная деятельность немаловажна и в сфере современной культуры и спорта. Так, методы работы и взаимодействия с подопечными у заслуженного тренера России по фигурному катанию Этери Георгиевны Тутберидзе во многом сопоставимы с профессиональным коммуникативным стилем Василия Александровича Сухомлинского.  Ученики говорят о строгости и беспрекословности своего тренера, однако именно способность наставника находить для воспитанников индивидуальные слова, аргументы, талант убеждать, утешать, хвалить, наставлять послужили, на наш взгляд, риторическим «толчком» к развитию карьеры Этери Георгиевны Тутберидзе и восхождению ее школы на мировой уровень.

Этери Георгиевна Тутберидзе является тренером действующей чемпионки Олимпийских Игр Алины Загитовой. Вместе они прошли очень тяжелый путь, но именно он является показателем того, как Этери относится и к своей работе, и как чувствует своих учеников.  Начало их совместного рабочего процесса было весьма сложным. «- Выгнала её через три месяца. Для меня важно, чтобы спортсмен был самостоятельным. Она это не сразу поняла. Привыкла, что кто-то должен подгонять, заставлять работать, кричать. У нас в группе такого нет. У нас главное — желание. Хочешь — работаешь. Не хочешь — никто упрашивать не будет. Поначалу у Алины такого желания, видимо, не было.» говорила Тутберидзе. Труд, самоотдача и самодисциплина – для Этери залог продуктивной работы. Однако, какое было удивление, когда она все же дала Алине второй шанс. «- Подошли к Этери Георгиевне с цветами попрощаться. Поблагодарили, а она сказала: «Давайте попробуем еще раз». Я так обрадовалась, что прыгала от счастья! У меня даже слезы радости навернулись!» - вспоминала Алина Загитова. Важно уметь поверить в своего ученика, найти необходимые слова и правильный подход, создать определенную атмосферу работы, сохранив при этом авторитет в глазах воспитанников и уважение. В интервью с Маргариой Мамун Алина Загитова говорит «-Я её (Этери) очень сильно боялась. Я и сейчас ее боюсь, но у нас есть взаимопонимание, мы нашли это. Перед выступлением она всегда заходит к нам в раздевалку, когда мы зашнуровываем коньки, и она всегда сидит рядышком. Я не знаю, откуда это пошло, но мне как-то спокойнее сразу становится.»

         Коммуникативная культура тренера стала не только основой его карьеры, но и механизмом, который способствует воспитанию в учениках духа лидерства и трудолюбия, открывает перспективы личностного роста и непрерывного культурного саморазвития.

Наше исследование убеждает в том, что риторическая составляющая как часть общей культуры и образованности слушателя, читателя, говорящего и пишущего является непременным условием их социального успеха. Поэтому в стандарты и учебные планы работы средней и высшей отечественных школ должны войти дисциплины, которые заложат «коммуникативный» фундамент будущего профессионального и социального успеха выпускников.

Библиографический список:

История педагогики: методология, теория, персоналии / Богуславский. - Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, – 2012. – 434 с. – ISBN 978-5-904212-06-3. – Текст : непосредственный.