Понятие зла в философии Л.Н. Толстого

Некрасова Юлия Владимировна

Религиозно-философские искания Л.Н. Толстого и их отражение в творчестве писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasova_yu.v.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Некрасова Ю.В.

Понятие зла в философии Л.Н. Толстого

Великий русский писатель Л.Н. Толстой занимает важное место в отечественной философии второй половины 19 века. Его религиозно-философские искания восходят к художественному творчеству последнего периода жизни и отражают ключевые идеи в понимании писателем Бога, смысла жизни, соотношения добра и зла.                                                         На протяжении 50-ти лет русский мыслитель находится в мучительных поисках той истины, что составляет основу человеческого существования. Кардинальная перемена в мировоззрении писателя происходит, когда  он обращается к Нагорной проповеди. Большое потрясение на Л.Н. Толстого производит 39-ый стих 5-ой главы Евангелия от Матфея: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «И стоило мне понять эти слова просто и прямо, как они сказаны, и тотчас же во всем учении Христа…, все, что было запутано, стало понятно, что было противоречиво, стало согласнее… [2, с. 14].                                                Прозрение к писателю приходит неожиданно; весь мир, развалившийся на части, снова обретает целостность, и эта целостность имеет новое глубокое философское наполнение. Стих Нагорной проповеди практически отражает главную мысль произведений Л.Н. Толстого о соединительной братской любви как основе жизни. Именно этот закон писатель делает стержнем всего Евангелия, который является не только каноном христианским, но и нравственным.                                                                                          Л.Н. Толстой считает, что подлинная жизнь человека не должна быть затуманена цивилизацией, социальными условностями, стремлениями к личному благосостоянию, убеждениями, что главное – это удовлетворение своих потребностей, получение наслаждения и удовольствия. Общественная жизнь предписывает свои правила и нормы, не учитывая потребность человека к внутреннему движению. Исполняя эти «мертвые» правила поведения, он сам в себе зарождает «мертвое», то, которое препятствует развитию в личности сознания. Общественное жизнепонимание может объяснить, что такое любовь личная, любовь к государству, но оно не дает объяснение, что такое любовь ко всему человечеству. Истинный смысл любви открывается только в жизни всемирной, божеской. И поэтому          человеку необходимо уметь различать жизнь-ложь, жизнь-обман от жизни вечной, жизни общей, настоящей. Истинная жизнь человека начинается тогда, когда в нем пробуждается «разумное сознание», которое открывает ему внепространственную и вневременную связь с сознанием «самых чуждых ему разумных существ, живших иногда за тысячи лет и на другом конце света, так, что они входят в него и он в них» [3, с. 135].        По мнению Толстого, человеческая природа благостна и безгрешна, и если человек творит зло, то только по незнанию закона Добра. Добро является той разумной категорией, что ведет человека к счастливой и спокойной жизни. «Разумное сознание» всегда хранится в человеке, его необходимо только пробудить.         В отсутствии этого понимания и заключается зло.                                Для Толстого Заповедь непротивления злу означает нравственный закон, обязательный для исполнения каждым человеком. Это особый вид сопротивления, т.е. отрицания, осуждения и противления. Борьбу со злом необходимо полностью перенести во внутренний мир человека и осуществлять ее определенными путями и средствами. Лучшими средствами такой борьбы Толстой считает разум и любовь. Он верит, что если на любое враждебное действие отвечать пассивным протестом, непротивлением, то враги сами прекратят свои действия и зло исчезнет. Заповедь требует любить ближнего, и только в этом случае человек может обрести душевное успокоение. Подставление щеки и подчинение чужому насилию укрепляет внутреннее сознание собственной нравственной высоты. И это сознание не сможет отнять никакой произвол со стороны.                                                        Соблазны, суеверия, грехи – все это уводит человека от истинной жизни и порождает зло. «Грех – это  потворство  телесным  похотям;  соблазны  – это  ложное представление  человека  о  своем  отношении  к  миру;  суеверия – это принятое на веру ложное учение» [4, с. 76].  Но, согласно Толстому, зло может обернуться для человека добром: грехи, соблазны, суеверия приносят мучительные страдания, погружают в глубокий кризис и в итоге открывают человеку истину и побуждают его душу к нравственным изменениям.                         Гораздо большую опасность представляет то зло, которое люди не замечают: жизнь ложная, животная принимается ими за жизнь истинную. Причина такого заблуждения кроется в том, что человек часто жизнь видимую воспринимает как настоящую. Правильность  своих  действий,  некритическая  оценка  поступков,  спокойствие и довольство во зле – основа фальшивого существования человека в мире, которое часто только оправдывается обществом. «Один  человек  совершает самое ужасное преступление и мучается, осознает, что это дурно... другой же совершает ничтожный безнравственный поступок, и оправдывает себя, живет весело и спокойно» [5, с. 47]. В первом случае, зло совершаемое человеком, не так опасно, т.к. человек осознает свою ошибку, испытывает чувство вины; зло имеет лишь материальную основу, которая может положить начало чему-то хорошему и доброму. Во втором же случае, совершается настоящий разрушительный акт зла, представляющий опасность для человека, его души и общества, которому он подает пример.                                                                                         Зло для Толстого выступает как некий ориентир, который помогает сделать человеку моральный выбор: идти по жизненному пути с Богом, исполняя его волю или же выбрать жизнь ложную и отдалиться от стремления постичь добро. Под исполнением воли Бога писатель понимает совершенствование души, с целью  установления блага для всех живых существ: «Я живу затем, чтобы исполнить волю Пославшего меня в жизнь. Воля же его в том, чтобы я довел свою душу до высшей  степени  совершенства  в  любви  и  этим  самым  содействовал установлению единения между людьми и всеми существами в мире» [2, с. 178].                                                         Л.Н. Толстой уверен, что зло можно избежать в жизни, необходимо лишь выбрать правильный путь, отречься от своей животной личности и стремиться к общему благу, что по своей сути является деятельной любовью ко всему человечеству. Оптимизм писателя основан на том, что человек может еще вернуться к первоначальному сознанию себя, себя как сына Божия, Бога.        Философско-религиозная мысль Толстого сегодня кажется очень актуальной, ведь человечество в современном мире пребывает в разобщенном состоянии. Каждый воспринимает себя отдельной личностью со своим набором упрощенных, ограниченных потребностей, желаний и стремлений. В человеке произошло подмена нравственных ценностей и добродетелей, он все дальше и дальше стал отделяться не только от Бога, но и от своего ближнего; любовь к брату уступила место сознательному эгоизму, отсутствию терпимости к человеческим порокам и оправданию своего несовершенства, т.е. жизнь-начало, жизнь-любовь превратилась в жизнь-ложь, жизнь-зло.                                           Необходимо понять, что истинность жизни заключается в том, чтобы быть соединенным с другими людьми. В каждом своем произведении писатель пытается показать истинный путь человеку, дать ему то знание, которое поможет ему избавиться от зла. Так, герой романа Л.Н. Толстого Пьер Безухов видит во сне хрустальный глобус: «Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. <…> Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею... В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его» [1, ч. 3, гл. XV, с. 124].  Так устроено мироздание: множество отдельных капель (душ), каждая из которых стремится к центру, но все при этом едины.                        Таким образом, Л.Н. Толстой открывает  правду жизни: сострадание друг к другу, любовь как полное понимание всего живого, которая должна распространяться на всех людей.          Только такое жизнепонимание является истинным, только оно способно уничтожить зло на земле.

Библиографический список

1. Толстой Л.Н. Война и мир: В 4 т. Т.4. – М.: Просвещение, 1987 – с. 124.
2. Толстой, Л.Н. В чем моя вера? / Л.Н. Толстой. – М., 1990 ‒ с. 178.
3. Толстой, Л.Н. О жизни / Л.Н. Толстой // Избранные философские произведения. – М., 1992 – с. 288.
4. Толстой, Л.Н.
 Путь жизни / Л.Н. Толстой. – М.: Республика, 1993 ‒ с. 76.
5. Толстой, Л.Н. Философский дневник / Л.Н. Толстой. – М.: Известия,   2003 ‒ с. 47.