Художественное произведение как средство формирования духовности ребенка (И.С.Шмелев «Лето Господне»).

Восприятие художественного слова дает опыт погружения в мир, который «населён» разными по характеру и поведению героями. Процесс самосознания предполагает идентификацию ребёнка с персонажами художественного произведения: субъективное «проживание» поступков и ситуаций вызывает у него сильные эмоциональные реакции. Сочувствуя и сопереживая героям, он может смеяться, возмущаться, плакать и т. п. Ребенок принимает систему оценочных отношений, возникающих между людьми (одобрение, поддержка, уважение, восхищение – или неприятие, осуждение, насмешка, презрение); осваивает основные типы коммуникации и формы ее внешнего выражения (доброжелательность, открытость, приветливость – или осторожность, недоверие, насмешка, высокомерность, хитрость); воспринимает этические принципы (правдивость, искренность, уважение – или лживость, изворотливость, грубость, лесть) и др. Возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений и формирования духовных качеств ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное произведение как средство формирования духовности ребенка (И.С.Шмелев «Лето Господне»).

Скиба Юлия Александровна

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 508 Московского района

г. Санкт-Петербург

Важнейшая составляющая духовного развития ребёнка, способствующая становлению его самосознания, – мир художественной культуры. Воздействие культуры на внутренний мир ребенка является опосредованным – через ценностные ориентации и коммуникативные навыки, усваиваемые в процессе контакта с миром культуры.

Восприятие художественного слова дает опыт погружения в мир, который «населён» разными по характеру и поведению героями. Процесс самосознания предполагает идентификацию ребёнка с персонажами художественного произведения: субъективное «проживание» поступков и ситуаций вызывает у него сильные эмоциональные реакции. Сочувствуя и сопереживая героям, он может смеяться, возмущаться, плакать и т. п. Ребенок принимает систему оценочных отношений, возникающих между людьми (одобрение, поддержка, уважение, восхищение – или неприятие, осуждение, насмешка, презрение); осваивает основные типы коммуникации и формы ее внешнего выражения (доброжелательность, открытость, приветливость – или осторожность, недоверие, насмешка, высокомерность, хитрость); воспринимает этические принципы (правдивость, искренность, уважение – или лживость, изворотливость, грубость, лесть) и др. Возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений и формирования духовных качеств ребенка.

Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание ребёнка к социальному миру во всём его противоречивом состоянии.

Художественная литература ведет юного человека к самопознанию через приобщение к духовному опыту, запечатленному на ее страницах.

Умением ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать и понимать мысли и поступки героев, анализировать их, с сожалению, обладают не все взрослые читатели, а в детях эти способности необходимо развивать с самого раннего детства. Ярким примером истинно духовно - художественного таланта является книга И.С.Шмелева «Лето Господне».

Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» (Гуковский Г.А., 31). Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца.

Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения.

Человеческая жизнь, по мнению И.С.Шмелева, состоит из трех периодов: праздники, радости и скорби, которые соотносятся с частями текста. «Лето Господне» большею своей частью представляет радость бытия в этом мире. Она высокодуховна, успокаивает, умиротворяет. Но, как и любой путь, не обходится без препятствий, так и жизнь человека не может существовать без потерь и скорби. Важнее, как показывает нам автор книги, духовное понимание, осмысление и отношение главного героя Вани Шмелева к окружающим его родне, слугам, природе, поступкам, но и к самому «горькому» событию: смерти любимого отца. Это высшие чувства, которые могут быть только в истинно верующем человеке.  

                Не приступив к прочтению произведения, мы уже в заглавии видим православный источник данного текста. Название книги многозначно и носит цитатный характер. Оно восходит к Евангелию от Луки и — опосредованно — к книге пророка Исайи, в которой говорится, что «Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать Лето Господне благоприятно» (Толстой Л.Н., с.187). «Лето Господне» — обозначение церковного года и в то же время знак проявления Божественной Благодати. Это символический «образ счастливого для искупленного человечества Царства Христова».

               Далее обращаем внимание на эпиграф:

           Два чувства дивно близки нам —

           В них обретает сердце пищу —

           Любовь к родному пепелищу,

           Любовь к отеческим гробам.

                                          А. С. Пушкин.

Формирование подлинно нравственных, духовных проявлений невозможно без уважения своего народа, своей Родины и своего прошлого – тема памяти.

             Повествование в «Лете Господнем» ведется от первого лица, что характерно для автобиографических произведений XIX–XX веков. Своеобразие произведения Шмелева связано с обращением писателя к сказу. Сказ — особый вид повествования. Он предполагает устное обращение к абстрактному слушателю. Автору важен чистый детский голос, раскрывающий целостную душу в свободной и радостной любви и вере.

                   И. С. Шмелев обращается к детям эмиграции, желая им показать «хранимую в сердце Россию», и потому, что ребенок больше занят другими, нежели собой, чужд рефлексии, а значит, чище, полнее, яснее воспринимает окружающий мир. Этот мир — богослужение годового круга и его отражение в жизни верующих, своего рода православный календарь и «энциклопедия русской жизни».  (Дунаев М.,с.7)

                       И.А. Ильин, один из первых исследователей творчества И.С. Шмелева, писал: «Отверзаются духовные очи ребенка — и он видит Бога: и мир он видит по-новому; а себя и свой народ он начинает разуметь священно. И все это проникает в его родовое, национальное ощущение и пробуждает в нем ... древнюю глубину общенародной памяти». ( Ильин И.А., с.86).

                   Семья Шмелева отличалась религиозным укладом. «Дома я не видел книг, кроме Евангелия», - вспоминал он. ( Ильин И.А., с.107). Поэтому в семье чтили православные обычаи. Жили строго по церковному календарю, от праздника к празднику. Главы книги «Лето Господне» так и называются: «Великий пост», «Благовещение», «Пасха», «Рождество», «Святки».

                  Текст повести включает цитаты из молитв, церковных песнопений, Священного Писания и житий. Главными героями романа «Лето Господне» можно считать Ваню Шмелева, так как это автобиографическое произведение, и Горкина - хранителя русских православных традиций, второй человек в доме после отца. Наивность и чистота восприятия жизни ребенком дополняется мудростью и жизненным опытом старости, символизируя преемственность поколений.

               Художественный мир романа И. С. Шмелева - это мир богатый, изобильный (глава «Постный рынок»); мир, в котором едины человек, природа и Бог (глава «Троицын день»); мир, в котором христианство органично уживается с утратившими свой религиозный смысл языческими традициями (культ природы, предков, атмосферу праздника создают зеленые березки); мир, в котором реальность переплетается с вымыслом (Кривая помнит прабабушку Устинью); мир, в котором любовь к земному не противоречит устремленности к небесному; мир, основанный на любви к ближнему.

                 Со страниц книг встают перед нами яркие, неповторимые картины народной жизни, которые увидел писатель, когда был еще ребенком: «Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и тут… Трезвоны, перезвоны, красный согласный звон. Пасха красная. Красен и день, и звон». ( Шмелев И.С., 46 ).

«Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве. Яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи». ( Шмелев И.С., с.56 ).

                 Мир, окружающий героя, рисуется как мир, несущий полноту и красоту земного бытия. Мир, изображенный Шмелевым, совмещает сиюминутное и вечное. Он рисуется как Дар Божий. Роман пронизывает «свет» («блеск», «свет», «сияние», «золото»). Эти слова употребляются как в прямом, так и в переносном значении.

                Работа с одним произведением — «Лето Господне» — побуждает читать и другие произведения писателя, вызывает живой интерес к церкви, желание встречаться со священнослужителями, чтобы разрешить свои насущные проблемы.

                 Добиться максимума понимания Родины, которая обязательно включает в себя дом как домашнюю церковь и тождественное храмовое пространство, присутствие в храме для осуществления задачи спасения.

                                     

                                         Литература:

1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Л.: Просвещение, 1966.

2. Дунаев М. Своеобразие творчества И. Шмелева // Русская литература. 1978. № 1.

3. Ильин И.А.  И.С. Шмелев. Лето Господне. Книга для ученика и учителя. — М., 2002.

4. Ильин И.А. О тьме и просветлении. — М., 1991.

Литература в школе. 2003. № 2.

5. Попкова Т.Д. Мир Детства как предмет философского исследования: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. к. филос. н. – Пермь, 2005.

 6. Толстой Л.Н. Евангелие для детей. вступ. ст. и комент. Б. Сушкова – Тула: «Посредник», 1991, – 236 с.

7. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 т. Т.4. Богомолье. // Лето Господне – М.: «Русская книга: Известия». – 2004.