Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ на базе прецедентных текстов региональной направленности
Роль прецедентных тектстов на уроках литературы и русского языка очень важна. Как на их основе можно готовиться к основному государственному экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasova_yu.n.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Некрасова Ю.Н.
Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ на базе прецедентных текстов региональной направленности.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. ОГЭ по русскому языку предполагает проверку определенных компетенций, а именно лингвистической компетенции (умение проводить элементарный лингвистический анализ), языковой компетенции (практическое владение русским языком), коммуникативной компетенции (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания). Формирование коммуникативной компетенции осуществляется с помощью третьей части работы – сочинения. Учащимся предлагается три варианта сочинения, каждый из которых соответствует разным видам восприятия текста. Важно отметить, что при написании сочинения (9.2 и 9.3) необходимо аргументировать мысли своей работы, используя прочитанный текст, что позволяет оценить точность понимания исходного текста. При подготовке к сочинению учитель может выбрать образцовые тексты писателей русской художественной литературы, связанных с Липецким краем. В науке подобные тексты получили термин «прецедентных текстов региональной направленности». Включение прецедентных текстов региональной направленности в обучение школьников играет большую роль. Эти тексты помогают организовывать обучение на культурологической основе, формировать у школьников нравственную, патриотическую, гражданскую и духовную позицию, способствуют изучению отличительных черт своей малой родины, традиций и обычаев народа. Правильный подбор текстов с отражением в нем ключевых русских слов, разработка различных заданий речеведческого и языкового характера позволяют формировать лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции, воспитывая гражданскую позицию учеников. В качестве текста для подготовки к ОГЭ может быть предложен отрывок из рассказа И.А. Бунина «Косцы»: «Они (косцы) были «дальние», рязанские <…> Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому». На материале отрывка рассказа учащимся могут быть предложены следующие темы для сочинения-рассуждения, отражающие сквозные идеи русской языковой картины мира: 9.2. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». 9.3. Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое Родина», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. При работе над сочинением 15.3 в начале урока в качестве мотивации учитель обращается к строкам Д.С. Лихачева о родине: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Ученики рассуждают над тем, почему так важно воспитать в человеке любовь к своей родине. Прежде чем приступать к анализу данного фрагмента текста, необходимо вспомнить имена русских писателей, связанных с Липецким краем, а затем биографию И.А. Бунина. Данный вид работы предполагает формирование метапредметных умений и навыков на уроке. При анализе текста, учащихся можно поделить на три группы.
Первая группа находит в данном фрагменте ключевые слова, фразы, раскрывающие тему текста. Вторая – слова и обороты, которые особо выразительно передают мысли и чувства автора. Третья – выявляет позицию автора. После обсуждения ответов на основе анализа текста, учащиеся пробуют самостоятельно дать определение слову «Родина». Следующим этапом в подготовке к сочинению является подбор аргументов. Ученики находят в предложенном отрывке текста ответ на вопрос: в чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов? После обсуждения учитель предлагает самостоятельно оформить аргумент (по тексту), а затем сверить его с правильным вариантом. Для второго аргумента учащимся необходимо вспомнить пословицы русского языка, в которых встречается слово «родина», и написать аргумент, включив в нее подходящее изречение. Работа над выводом учащимися производится самостоятельно. На базе данного фрагмента текста также можно составить задания тестового характера, ориентированных на понимание содержания текста и проверку орфографических знаний и умений. Включение прецедентных текстов региональной направленности в обучение школьников играет большую роль. Эти тексты помогают организовывать обучение на культурологической основе, формировать у школьников нравственную, патриотическую, гражданскую и духовную позицию, способствуют изучению отличительных черт своей малой родины, традиций и обычаев народа.
Библиографический список
1. Попова Е.А. Прецедентные тексты региональной направленности на уроках русского языка // Известия ВГПУ. Серии «Педагогические науки», «Гуманитарные науки». ‒ Воронеж, 2015. – №1. 2. Попова Е.А. Лабораторные работы по синтаксису (с использованием художественных текстов из произведений писателей Липецкого края и русских писателей) / Е.А. Попова, А.А. Исаева, И.В. Коновалова. – Липецк : ЛИРО, 2004 – 113 с. 3. Попова Е.А. Прецедентность в русском языке как лингвистический и культурный феномен // Европейские языки: историография, теория, история: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. − Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. 4. Черноусова И.П. Концепт РОДИНА в поэтической картине мира П.Н. Шубина / И.П. Черноусова // Научный диалог. – 2018. ‒ №12.