САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ
Самостоятельная работа учащихся при овладении иностранным языком становится на современном этапе развития образования неотъемлемым компонентом учебного процесса. Связано это с тем, что в настоящее время в неязыковых вузах половина времени отводится на самостоятельную работу студентов. Присоединение России к Болонскому процессу и переход к инновационным образовательным технологиям - все это ориентирует на развитие способности обучающихся к самообразованию, самостоятельная работа приобретает особое значение.
В данной статье рассматриваются принципы организации СРС, виды самостоятельной работы и требования к выполнению самостоятельной работы при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ
Перловская М.А., пр. каф. ТиМПО
Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Г. Кемерово
Образование является основополагающим компонентом в системе любого современного государства. Это сложный и многогранный процесс, который постоянно претерпевает изменения различного рода.
Научно-технический прогресс в начале ХХI века значительно отразился на системе образования, и связано это в первую очередь с ее гуманизацией. На смену физическим способностям человека, на первый план вышли такие качества человека как интеллектуальность, самостоятельность в принятии решений, ответственность.
Модернизация образования в России, вхождение в 2003 году Российской Федерации в Болонский процесс, предполагает оптимизацию учебного процесса в системе высшего профессионального образования. Новые законы об образовании и пути их реализация влекут за собой введение уровневой системы высшего образования, внедрение новых федеральных государственных стандартов, применение инновационных образовательных технологий, как следствие – реорганизацию всего учебного процесса, обеспечивающего сокращение аудиторных часов и увеличение доли самостоятельной работы до половины учебного времени.
В связи с этим основной задачей российских вузов является - подготовка компетентного специалиста, а основной задачей преподавания – не изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности студентов. Студент, тем самым, из привычного объекта образовательного процесса превращается в субъект деятельности.
Подготовка дипломированного специалиста не представляется сегодня возможной, в том числе и без языковой подготовки. Престижность изучения иностранных языков в настоящее время можно объяснить интенсивным развитием международного сотрудничества России с другими странами, что влечет за собой смену требований, предъявляемых к выпускнику, а именно практическое владение иностранным языком в профессиональной деятельности.
Самостоятельную работу можно определить, как самостоятельную деятельность обучающихся, которая организована преподавателем, но не требует его непосредственного участия, может быть управляемой преподавателем при помощи специальных учебных материалов; предусмотрена рабочей программой, учебным пособием или самим преподавателем в ходе курса обучения.
Общедидактические принципы представляют собой основу процесса организации самостоятельной работы. Принцип научности, бесспорно, является главенствующим, подразумевает необходимость ознакомления обучающегося с новейшими научными достижениями (подразумеваются навыки работы с разнообразными документами, словарями, справочной литературой, средствами ИКТ). Принцип доступности тесно связан с принципом научности, так как любой научный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям обучающихся. Реализации этого принципа предполагает анализ и подборку учебного материала с учетом реальных возможностей обучающихся. Принцип системности и систематичности подразумевает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Принцип сознательности и активности способствует более эффективному усвоению языка. Его значимость заключается в том, что обучающиеся как субъект деятельности, активизируется и прибегает к самостоятельности в процессе добывания знаний, при этом осознает свою личную значимость при овладении приемами работы.
К общеметодическим принципам организации самостоятельной работы следует отнести: принцип профессиональной направленности (предусматривает обучение, при котором сочетается развитие личностных качеств, знание культуры страны изучаемого языка, а так же приобретение специальных профессиональных и лингвистических знаний, затем их применение в дальнейшей профессиональной деятельности); принцип, направленный на развитие автономии обучающегося в учебной деятельности по овладению языком, который изучается на данный момент (преподаватель выполняет роль помощника, обучающийся проявляет больше самостоятельной активности); принцип коммуникативной направленности (определяет подбор ситуаций, которые помогают развивать коммуникативные умения обучающихся).
Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа являются основными формам самостоятельной работы в практике преподавания языка, подразумевают тесную связь между собой и должны непрерывно друг друга дополнять. Стоит отметить, что первичные знания необходимые для самостоятельной работы студенты приобретают на аудиторных занятиях, а ее успех и эффективность будут зависеть от организации и реализации данного вида деятельности на протяжении всего периода обучения.
Самостоятельная работа студентов представляет особый вид деятельности, в основе успеха которой, лежит соблюдение следующих условий [6]: мотивированность учебного процесса, конкретная постановка цели и задач, алгоритма выполнения заданий, определения преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков, определения видов консультационной помощи, критериев оценки, видов и форм контроля.
Процесс организации самостоятельной работы, подразумевает соблюдение определенных требований, способных гарантировать ее эффективность [3]: регулярность, системность, тщательный контроль со стороны преподавателя, связь с основным учебным материалом.
Цель самостоятельной работы - научить студента самостоятельно работать, привить основы самоорганизации и умения непрерывного самообразования.
Неязыковые вузы своей основной целью при обучении иностранному языку считают формирование навыка устной речи и навыка работы с профессионально-ориентированными источниками на изучаемом языке [5].
Главным отличием иностранного языка от других предметов является то, что объектом усвоения являются различные виды деятельности - чтение, говорение, слушание, письмо, единицей которых выступает действие [2]. Готовность обучающихся выполнять эти действия, так же является важным компонентом успешного выполнения самостоятельной работы.
Мотивация играет важнейшую роль в процессе организации самостоятельной работы. С одной стороны это - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности (требования системы непрерывного образования); с другой стороны - заинтересованности в достижении результата самим обучающимся. Студент должен осознавать цель каждого задания, опираться на свои знания, опыт в изучении дисциплины, а так же уметь пользоваться различными средствами.
Преподаватель в свою очередь, должен уметь правильно организовать самостоятельную работу над языком, как во время занятия, так и во внеурочное время. Определение и осознание целей, четкая постановка задач преподавателем становится необходимым условием для правильного построения самостоятельной работы.
Сотрудничество – новая форма взаимодействия между преподавателем и студентом. При планировании самостоятельной работы преподаватель выполняет вспомогательную роль, приходит на помощь только по просьбе обучаемого, не навязывает своего мнения.
Основная функция преподавателя – помощь студентам в развитии их навыков самостоятельности и овладении языком в целом. Для ее реализации преподаватель должен руководствоваться следующими задачами: изучение студенческого коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся; определения порядка всех возможных действий обучаемых с учебным материалом и установление последовательности выполнения этих действий для достижения цели; обучение работе с техническими средствами обучения.
В организации самостоятельной работы немаловажную роль играет методическое обеспечение учащихся необходимыми учебниками и пособиями, основанными на рационально отобранном материале, а также знание самим студентом средств обучения, умение пользоваться ими.
Методические разработки с указанием источников литературы, методические указания к выполнению практических заданий, а так же к индивидуальным заданиям обеспечивают наиболее высокую эффективность при выполнении самостоятельной работы, при этом выполняют и роль руководства над ней [1]; а также должны способствовать непрерывному развитию познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Таким образом, успех выполнения самостоятельной работы зависит от правильности ее организации и выполнения всех требований, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя.
Повышение уровня эффективности организации самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения иностранному языку, так как сегодня востребованы самостоятельные, инициативные специалисты, обладающие компетентностью в своей предметной области, способные к самосовершенствованию своей личности и самообразовательной деятельности.
Список литературы:
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
- Гусарова А.Я. Особенности организации самостоятельной деятельности при обучении иностранному языку. Опыт организации самостоятельной работы студентов. — Тюмень: Изд-во “Вектор Бук” , 1996. - 114с.
- Давыдова Л.В., Зорина Л.И. Формы СРС по иностранному языку на экономическом факультете. Самостоятельная работа студентов как важнейшая часть учебного процесса. – Уфа. Башкирский государственный аграрный институт, 1994. - 174с.
- Ломохова С.А. самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе / С.А. Ломохова – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze/viewer
- Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов / А.Е. Можеевская, Я.А. Жиргалова – Режим доступа: https://dspace.susu.ru/bitstream/handle/0001.74/1422/17.pdf
- Педагогика и психология высшей школы . Серия «Учебники, учебные пособия» / С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 — 544с.
- Пидкасистый П.И., Зазвагинский В.И., Л.И Маленкова. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576с.
- Потехина Е.С. Организация самостоятельной работы студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка / Е.С. Потехина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-neyazykovyh-vuzov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka/viewer
- Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина В.А. – 4-е стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 575с.
- Фаритов Т.А Методическое обеспечение самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов как важнейшая часть учебного процесса. – Уфа: Башкирский государственный аграрный институт, 1994. - 174с.
- Шингарева М.В Организация самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях реализации ФГОС ВПО / М.В. Шингарева – режим доступа: