Образ солдата в произведениях русских и зарубежных писателей XX века
В данной статье даётся сравнительная характеристика военной прозы неиецких и российских авторов XX века (Генрих Бёлль, Григорий Бакланов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
churanov._statya._sel.konf_.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чуранов И.Ю.
Магистрант 2 курса
ZMЛ-Лит-2
Филфак, АГПУ, г. Армавир
Образ солдата в произведениях советских и зарубежных писателей ХХ века (на примере произведений Г.Бакланова «Пядь земли», Г.Бёлля «Неизвестный солдат», «Причина смерти: нос крючком», «Где ты был, Адам?»)
Аннотация
В данной статье рассматривается творчество Г. Белля и Г. Бакланова в контексте Великой Отечественной войны. На примере их произведений анализируется образ солдата, выводятся принципиальные различия между немецким и советским солдатом.
Ключевые слова: героизм, индивидуализм, солдат, патриотизм, реализм
Великая Отечественная война массово освещалась в литературе, особенно в советское время, так как писатели-фронтовики делились личным опытом военных событий. В связи с этим неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Эти книги заставляют читателя задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем.
Анализируя данные произведения, необходимо остановиться на самом важном участнике любой войны - образе солдата.
В традиционной школьной программе под редакцией В.Я.Коровиной в 9 классе по теме Великой Отечественной войны рассматриваются следующие произведения: А.А. Ахматова «Ветер войны» (Клятва), М.А. Шолохов «Судьба человека», А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом».
В 11 классе авторы данной программы предлагают для изучения следующие произведения: Л.М. Леонов «Русский лес», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» и «По праву памяти».
Из зарубежной военной литературы вниманию школьников старших классов предлагаются следующие авторы: Э.М.Ремарк, Э.М.Хемингуэй.
Нам представляется уместным расширить список и включить для изучения в старших классах повести Г.Бакланова «Пядь земли» (1959) рассказы Г.Бёлля «Неизвестный солдат» (1946), «Причина смерти: нос крючком» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951), так как данные произведения дают возможность увидеть Великую Отечественную войну глазами солдата-победителя и солдата побежденного.
Повесть Г. Бакланова «Пядь земли» была написана в 1959 году. В эпиграфе к произведению концентрируется главная мысль автора – на войне был очень важен вклад каждого бойца в общее большое дело Победы:
Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам как друзья, как родные, как вы сами!
Юлиус Фучик[1, c.5]
Действие повести Г.Бакланова разворачивается на небольшом плацдарме в несколько квадратных километров на берегу Днестра. Для нашей армии этот участок был стратегически важен, так как его потеря грозила прорывом немцев за Днестр.
Повествование в повести ведётся от лица лейтенанта Мотовилова. 3 года войны превратили 17-летнего юношу в закалённого строгого и бесстрашного бойца – настоящего комбата. Вместе с Мотовиловым этот плацдарм, а на деле всего лишь небольшой «клочок», «пядь земли» (пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между вытянутыми большим и указательным пальцами), защищает небольшая горстка бойцов, уцелевших после оборонительных боев с противником. Среди них преданный Мотовилову ординарец Панченко, донской казак Саенко, рядовой Васин, связист Шумилин, комбат Бабин и другие.
В контексте данной повести пядь символизирует крохотную часть родной земли, за которую насмерть стояли русские солдаты. С этим словом связан фразеологизм «ни пяди земли», означавший в годы Великой Отечественной войны военный приказ не отступать и держаться на своих позициях.
В повести автор показывает два противоположных взгляда на войну: патриотический и индивидуалистический. Мотовилов, Панченко, Бабин отдают весь запас своих физических и нравственных сил на борьбу с захватчиками. Они понимают, что вся их жизнь до войны была как «проложенная людьми дорога», которую в суровую годину испытаний им предстоит прокладывать уже самим.
Иной точки зрения придерживается их сослуживец, рядовой Мезенцев, музыкант, бывший в оккупации и оставивший там жену и двоих детей. «При немцах он <…>играл в оркестре. Люди воевали, а он играл на валторне»[1, с. 45]. При любой возможности Мезенцев ищет выгоды для себя, старается перебраться в тёплое местечко подальше от боевых действий. Он считает жертвы солдат ради удержания какого-то плацдарма бессмысленными, заявляя, что не готов жертвовать собой. Его трусость и халатность приводят к гибели многих его товарищей, так как «Мезенцев не проложил<…>связь»[1, с. 112], и плацдарм оказался отрезанным от берега. При наступлении немцев это сыграло роковую роль для наших бойцов, ожидавших подкрепления.
Такую же позицию, как и Мезенцев, занимает командир отделения разведки Генералов, покинувший во время артобстрела наблюдательный пункт и застреленный своими же при отступлении. Он струсил, ощутив себя «несчастным, как бы даже страдающим за кого-то другого» [1, с. 59].
Изображает Г.Бакланов в повести и немецких солдат, которых вспоминает Мотовилов. В этом плане показателен эпизод с пленным немцем. Потеряв семью, он перешёл на сторону советских войск. Жалуясь на судьбу, он ругает Гитлера, обманувшего ожидания Германии. Однако эти сетования не возбуждают жалости в русских солдатах, которые потеряли «в этой войне куда больше, чем он» [1, с. 93]. Финальное сражение повести доказывает, что советские люди шли до конца, не жалея собственных жизней ради Победы. Будучи зажатыми на берегу Днестра и не имея возможности отступить, солдаты готовятся к сражению, понимая, что, возможно, это будет их последний бой.
В повести есть много примеров товарищеской помощи и преданности. Так, ординарец Мотовилова Панченко, рискуя жизнью, пробирается на плацдарм, чтобы отыскать своего раненного командира. Он же, вместе с Саенко, переплывает Днестр, чтобы присоединиться к зажатым на берегу остаткам наших войск перед решительным боем. «Опасность лучше всякой проверки сортирует людей»[1, с.119], - замечает автор.
Советские солдаты ни на минуту не забывают, что они воюют за свою родную землю, и это придаёт им силы. Так, отбивая атаку немцев, Мотовилов и не знакомый ему сержант забираются в трофейный танк и из него ведут огонь по врагу. От взрывов снарядов земля вокруг их танка загорается, отрезая путь к спасению. Кроме того в танке полно горючего, и солдаты понимают, что им «уже не уйти». Тем не менее, они не покидают танка, который является их полем боя, отдавая свои жизни за «пядь» родной земли.
В рассказе немецкого писателя Г.Белля «Неизвестный солдат» герой имеет некоторые сходства с персонажами Э.М.Ремарка из романов о Первой мировой войне, одурманенными пропагандой и попавшими на войну со школьной скамьи. Они шли за победой и славой, а столкнулись в России со смертью лицом к лицу и многое отдали бы за то, чтобы вернуться назад. Главный герой рассказа – молодой немецкий солдат, имени которого автор осознанной не называет, считая его одним из тех коричневорубашечников из Гитлерюгенд, кто кричал «Зиг, Хайль!» и рвался в Россию, чтобы получить обещанный кусок земли. Однако теперь он мечтает лишь об одном - о прекращении страданий в этой страшной, голодной и холодной России и о мгновенной смерти в одном из обстрелов. Его тошнит «от бензиновой вони» и отвратительных испарений сослуживцев, мучит жажда и он с трудом преодолевает искушение «броситься на землю и вдоволь напиться из лужи…» [2, с.1]. Он трясётся в грязном грузовике, грезя о том, чтобы «кто-нибудь из сострадания приставил ему к виску пистолет и нажал курок…» [2, с. 1]. Он боится минометного огня и мечтает о том, чтобы бесконечно лежать, не поднимаясь с этой хоть и холодной, но спасительной земли.
Серое, дождливое небо, жидкая грязь и всепроникающий холод усугубляют гнетущую атмосферу, царящую в немецкой армии. Автор обращает внимание читателя на то, что многие из немецких солдат, изображенных в рассказе, не являются профессиональными военными. Они - обычные гражданские люди, мобилизованные руководством вермахта на войну, однако среди них есть и те, кто пошел добровольцем, словом, каждый из них сделал свой выбор сам и должен нести за него ответственность. Они могли отказаться воевать, но таких было мало. Прибыв на фронт, главный герой не может отделаться от чувства нереальности событий. Он думает, что всё вокруг спектакль, разыгрываемый военными, ведь не может же весь этот ужас происходить в действительности. Царящий повсюду хаос нисколько не похож на блистательный блицкриг, обещанный им фюрером. Ни во что уже не верящему неизвестному немецкому солдату остаётся только молиться о том, чтобы все это как-нибудь закончилось. И его молитвы были услышаны Богом: новобранец был убит прямым попаданием советского снаряда в немецкий грузовик. Так бесславно закончил свой жизненный путь неизвестный немецкий солдат на русской земле, которую он пришел покорить. Примечательно, что Г.Белль не скрывает от читателя страшную трагедию своего народа, одурманенного нацистской пропагандой, сравнивая солдата, защищающего свою родную землю и погибшего за нее, не оставив потомкам своего имени, и солдата-завоевателя, у которого не может быть имени на земле, которую он уничтожает.
В рассказе Г.Белля «Причина смерти: нос крючком» (1950) героем является уже не просто солдат, а немецкий офицер лейтенант Хегемюллер. Он работает в радиорубке и, хотя лично никого не убивает, а выстрелы расстреливающих людей эсесовцев слышны ему постоянно, чувствует свою вину перед этими людьми, и происходящее рядом с ним не дает ему покоя. Неумолкаемые пулемётные очереди по ликвидации мирных жителей непрерывно звучат у него в голове и вызывают «безумный, истеричный смех» [2, с. 5]. Герой не может «отрешиться от мысли», что каждый из этих выстрелов «означает уничтоженную или раненую жизнь» [2, с. 5]. Ему, как и герою рассказа «Неизвестный солдат», всё вокруг кажется нереальным, так как боится признать правду. Тем не менее, герой мучительно осознает свою причастность к этому ужасу, как и то, что им всем придется за это ответить. Ощущая свою беспомощность, он то и дело бегает к окну, чтобы убедиться «не покосился ли уже серый небесный свод» [2, с. 6] от этих страшной реальности войны. Однако, в отличие от героя рассказа «Неизвестный солдат», который мечтает о смерти, Хегемюллер решается бросить вызов немецкой «машине смерти». Он предпринимает попытку спасти ближнего своего, одного из миллионов невинных граждан России, уничтоженных фашистами. Можно ли назвать его поступок героическим, если он желает спасти арестованного хозяина дома, в котором он снимал комнату. Он бежит к яме, где происходит экзекуцию с одной целью, увидеть Гримченко, в то время как на его глазах эсесовец сталкивает в яму окровавленное тело ребенка. Хегемюллер вступается только за своего хозяина, убеждая палача в том, что Гримченко не еврей, а, значит, может быть помилован. Примечательно, что Хегемюллер категорически отделяет себя от тех извергов, которые творят расправу, забывая о том, что и он пришел сюда как завоеватель. Он, как честный немец, должен был отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, поэтому и доводит дело спасения до конца. Хегемюллер взваливает раненого себе на плечи и несёт в медсанчасть. Изнемогая от усталости и страха, он передает его санитару, который, в отличие от Хегемюллера, не расположен к состраданию. Его удивляет неразумный поступок немецкого офицера, пожалевшего жертву, однако санитар все-таки небрежно осматривает раненого и со смехом констатирует его смерть. Еще больше он веселится, когда размышляет, что же записать в медкарту о причине смерти. И, наконец, выводит, всё ещё издеваясь над умершим: «Причина смерти: нос крючком» [2, с. 6]. Хегемюллер, как будто сквозь сон слышит этот разговор и все глубже погружается в небытие. Он сходит с ума от ужаса происходящего, и автор сочувствует ему, хотя и осознает, что подобных Хегемюллеров было немного.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить несомненную заслугу Г. Бёлля в изображении Второй мировой войны с новой для нас стороны. Писатель показал жестокость войны, раскрыл внутреннее состояние немецкой армии.
Перейдя к сопоставлению творчества советского и немецкого писателей, мы скажем, что в отличие от произведений Г.Бёлля, в повести Г.Бакланова показано не эмоционально-истерическое восприятие войны, а осознание необходимости потратить последние силы для Победы на врагом, вторгшимся на нашу территорию.
Герои Бёлля раздавлены и напуганы, они не понимают, что происходит вокруг и хотят поскорей вернуться в привычное комфортное существование.
Персонажи Бакланова не зациклены на себе, они в любой момент готовы на подвиг. Советские солдаты твёрдо знают, за что сражаются. Это психически помогает им, приучает ценить чужую беду выше своей.
Все перечисленные различия необходимо донести до учащихся с целью воспитания патриотизма в подрастающем поколении.
Библиографический список
- Бакланов Г.Я. Навеки – девятнадцатилетние: Повесть. – М.: Известия, 1988. – с. 512
- Бёлль Г. Избранное: Пер. с нем./ Сост. Н.Н. Бунина; После. Т.Л. Мотылёвой. – М.; Правда, 1987. – 678 с., ил
- http://cyberleninka.ru/article/n/ideya-bessmyslennosti-voyny-v-romane-genriha-bellya-gde-ty-byl-adam-vzglyad-realista-xx-veka (Ю.И.Авраменко ИДЕЯ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ГЕНРИХА БЕЛЛЯ «ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?»: ВЗГЛЯД РЕАЛИСТА XX ВЕКА)