Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Александровская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Симоновой И.А.
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта Симоновой Ирины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Технология проблемно-диалогического обучения
на уроках русского языка и литературы».
Я, Симонова Ирина Александровна (дата рождения 15.06.1986 г.), в МОУ «Александровская СОШ» работаю учителем русского языка и литературы с 2010 года.
За этот период работы зарекомендовала себя с положительной стороны. Уверенно владею материалом своего учебного предмета, достаточно хорошо знаю методику его преподавания. Я стараюсь интересно строить свои уроки, используя дополнительную литературу по предмету, сведения и факты из современной жизни.
Педагогическая проблема, над которой я работаю, - «Технология проблемно- диалогического обучения на уроках русского языка и литературы».
Даже далёкому от школы человеку ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и по-своему выразили. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают мышление и речь? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на проблемном уроке. Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики сами ставили и решали проблемы.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Слово «диалог» означает, что эта работа осуществляется в ходе специально выстроенного учителем диалога.
В сравнении с традиционным уроком, урок, построенный по технологии проблемного диалога, дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности учащихся. Изучив методическую литературу, я выяснила, что центральной частью технологии являются проблемно-диалогические методы обучения.
С первых уроков пытаюсь привить учащимся навыки самостоятельной работы над учебным материалом. Самостоятельной работе отводится место на всех этапах обучения, при этом учу ребят работать с учебниками, словарями и справочниками. Удачно осуществляю межпредметные связи. В мою практику входят уроки-лекции, уроки-беседы. Продумываю цели урока, используя для их достижения проблемные ситуации. Учащиеся на уроках активны, занимаются с радостью и удовлетворением. Я люблю детей, знаю и учитываю возможности каждого ученика.
В учебном процессе главным является авторская позиция ребёнка, оценивание высказываний учащихся в ходе проблемного обучения, целостная включенность ребёнка в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием и с интуитивной эмоционально-личностной сферой.
Я стараюсь так построить учебный процесс, чтобы на некоторых структурных этапах урока русского языка в ходе изучения материала одновременно совершенствовался ряд процессов мышления, способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, абстрагированию.
Цель моей педагогической деятельности: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение, управления деятельностью со стороны в самоуправление.
Задачи:
- развивать самостоятельность;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- активизировать умственную деятельность детей;
- способствовать развитию ребёнка как личности;
- плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Принципы
- Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведение уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.
- Принцип сотрудничества учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению.
- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».
Направления моей работы:
- Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.
- Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.
- Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.
- Создание атмосферы сотрудничества.
В своей работе применяю следующие формы работы:
1. Работа в парах
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
Используемые методы:
- Частично-поисковый
- Игра
- Самостоятельная работа
- Метод тестов
- Объяснение, беседы.
- Метод активизации познавательной деятельности.
В результате использования этих методов у детей на уроках рождается искреннее стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу.
Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что проблемные уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата.
Под проблемно-диалоговым обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Эффективность применения проблемного обучения в том, что оно способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.
Я выступаю с лекциями перед учителями на МО, на педсоветах, разрабатываю и провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Я являюсь классным руководителем 10 класса. Большое место в учебно-воспитательной работе уделяю формированию коллектива. Понимая, как важна роль родителей в воспитании детей, стараюсь превратить их в союзников, добиться единства нравственных требований школы и семьи. Помогает тесному контакту с детьми большая работа среди родителей по распространению педагогических знаний по охране здоровья подростков, беседы на родительских лекториях. Считаю, что сумела сплотить детей и родителей в единый, дружный коллектив.
Стараюсь идти в ногу со временем, меня привлекает все новое, передовое, интересуюсь новинками педагогической литературы, внимательно изучаю опыт новаторов и некоторые их приемы и методы обучения использую в своей работе, очень умело и активно использую Интернет для подготовки к урокам. Стараюсь экспериментировать, ищу наиболее эффективные приемы обучения, стремлюсь к тому, чтобы учащиеся не просто хорошо усвоили материал, а сделали шаг вперед в своем развитии. Мои ученики принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах.