Склонение полных имен прилагательных
Склонение полных имен прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_polnyh_imen_prilagatelnyh.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №110
Склонение полных имен прилагательных
Цель: совершенствование знаний об имени прилагательном
Задачи:
Обучающие:
- выявить особенности склонения качественных и относительных имен прилагательных;
-отработать алгоритм правописания безударных окончаний имен прилагательных;
-организовать разные виды проверки для рефлексивных компетенций.
Развивающие:
-развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности через проблемную ситуацию, использование различных форм работы, включая ИКТ.
-развитие интереса учащихся к языку и учебной деятельности через поиск дополнительной информации с целью формирования информационной компетенции.
Воспитывающие:.
-формирование коммуникативной компетенции через работу в группах, в парах,
-нравственное воспитание через осмысление текста.
Тип урока – изучение нового материала.
По форме организации – комбинированный
По видам деятельности – проблемнопоисковый.
- Организационный момент. Запись числа, классной работы.
- Установка на успех. Притча.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!» - обратился он к ним, -у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
-Я думаю, что и каждый из вас верит в свои силы. Мы вместе постараемся открыть еще одну дверь в мир имени прилагательного.
- Актуализация знаний.
1Что мы знаем о прилагательном?
-роль кратких прилагательных в нашей речи.
-объясните значение прилагательного «лаконичный»
-какое это прилагательное по значению?
- Вызов. Новая тема. (Прием «Необъявленная тема» с/д подход)
- на экране текст
В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленькем, оно станет большым, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умноя, целенаправленноя. Умноя доброта – самое ценнае качество в человеке, самое к нему располагающее и самое вернае по пути к личнаму счастью. (Д.С.Лихачев. Письмо сорок шестое « ПУТЯМИ ДОБРОТЫ»)
Вам предложен фрагмент письма Д.С.Лихачева из его сборника «Письма о добром и прекрасном». Кто-нибудь слышал об этом человеке?
Слайд (Д.С.Лихачев)
28 ноября 2016 года исполнится 110 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва, учёного, философа культуры, исследователя литературы, автора одной из самых знаменитых книг о нравственности – «Письма о добром и прекрасном».
Его «Письма» - это послания, которые кому-то адресуются и кем-то обязательно должны быть прочитаны. Дмитрий Сергеевич Лихачёв отправил их нам в надежде на отклик.
“В жизни надо иметь своё служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким: оно станет большим, если будешь ему верен”.
О чем пытается сказать нам Дмитрий Сергеевич?
И если мы найдем время для чтения «Писем», мы будем обладателями драгоценного знания.
Учитель: Посмотрите, все ли здесь правильно? Как вы думаете, какую оценку получит ученик?
Ученики: «2»
Учитель: Почему «2»?
Ученики: Допущено много ошибок.
Слайд (выделяются окончания, где допущены ошибки)
Учитель: Скажите, ребята, а в каких словах были допущены ошибки? Определите часть речи, часть слова.
Ученики: Все ошибки допущены в окончаниях прилагательных.
Учитель: Глядя на ошибки в этих предложениях, скажите, как будет называться тема нашего урока?
Ученики: Склонение прилагательных или Правописание безударных окончаний прилагательных.
Слайд (тема)
Склонение полных прилагательных
Учитель: Молодцы. Сегодня мы должны научиться без ошибок писать окончания прилагательных.
Учитель: Итак, чтобы правильно писать, необходимо знать окончания прилагательных. Но это не так-то просто.
Слайд (таблица)
Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число | |||||
И.п | ОЙ, ЫЙ | ИЙ | ОЕ | ЕЕ | АЯ | ЯЯ | ЫЕ | ИЕ |
Р.п | ОГО | ЕГО | ОГО | ЕГО | ОЙ | ЕЙ | ЫХ | ИХ |
Д.п | ОМУ | ЕМУ | ОМУ | ЕМУ | ОЙ | ЕЙ | ЫМ | ИМ |
В.п | ОЙ, ЫЙ ОГО | ИЙ ЕГО | ОЕ | ЕЕ | УЮ | ЮЮ | ЫЕ ЫХ | ИЕ ИХ |
Т.п | ЫМ | ИМ | ЫМ | ИМ | ОЙ | ЕЙ | ЫМИ | ИМИ |
П.п | ОМ | ЕМ | ОМ | ЕМ | ОЙ | ЕЙ | ЫХ | ИХ |
Учитель: Видите, как их много. Как же их запомнить?
IV.Изучение новой темы
Перед вами на столах карта утверждения (прием «до-после») или «Эй-Ар-Гайд»)
КАРТА УТВЕРЖДЕНИЙ
ДО (-,+) | утверждение | ПОСЛЕ (-, +) |
| 1.Имена прилагательные в полной форме изменяются по числам, родам и падежам |
|
| 2.Имена прилагательные согласуются с именами существительными |
|
| 3.Имена прилагательные имеют два типа склонения: твердый и мягкий |
|
| 4.Имена прилагательные с основой на тверды согласный имеют твердый тип склонения |
|
| 5.Имена прилагательные с основой на мягкий согласный имеют мягкий тип склонения |
|
| 6.Проверить правописание окончаний имен прилагательных можно с помощью вопроса «какой?» |
|
| 7.Окончание вопроса «какой?» во всех падежных формах ударное. |
|
- работа с учебником (изучение теоретического материала с помощью приема «Инсерт».
-сверить теоретический материал учебника с картой утверждений и справочными материалами
V. Первичное закрепление.
-Составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний прилагательных. (Прием «Клок-баддис» -« встреча по часам»). Циферблат с указанием Ф.И. учащихся.
- 1.Найти существительное, от которого зависит прилагательное
- 2.От этого существительного задать вопрос к прилагательному
- 3.Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательного.
VI. Закрепление. Выполнение зданий по тексту.
-из текста выбрать прилагательное и существительное, от которого оно зависит, задать к нему вопрос и объяснить окончание прилагательного нашим правилом.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ. (1 у доски)
Дело (будет каким?) маленькИМ.
Дело (станет каким?) большИМ.
Доброта (какая?) умнАЯ.
Доброта (какая?) целенаправленнАЯ.
Качество (какое?) ценнОЕ.
Качество (какое?) вернОЕ.
К счастью (какому?) личнОМУ. (самопроверка)
- Укажите разряд по значению вышеуказанных прилагательных
- А теперь выполним небольшую проверочную работу (II варианта). Нужно будет правильно написать окончания прилагательных.
Ученики: Выполняют задание на листочках.
1 вариант
1.На вечернем сеансе
2.Вечерним поездом
3.За последним аккордом
4.В последнем параграфе
5.В рабочем кабинете
6.Над рабочим местом
7.Перед завтрашним днём
8.При сегодняшнем ветре
9.При искреннем объяснении
10.С искренним приветом
2 вариант
1.Перед осенним сезоном
2.При осеннем перелёте птиц
3.На зимнем холоде
4.Зимним воздухом
5.За могучим дубом
6.В могучем дереве
7.Будущим летом
8.О будущем годе
9.С сегодняшним дождём
10.На завтрашнем уроке. (Взаимопроверка)
VII. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы работали над________________.
Узнали______________.
Научились______________________.
Над чем еще нужно поработать_______________________.
VIII. Домашнее задание: §101, упр выучить алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных.
IX. Оценки за урок.