Рабочая программа элективного кура по русскому языку 8 класс
Рабочая программа элективного кура по русскому языку 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kura_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
Согласовано: Утверждаю: c зам. директора по УВР Директор МКОУ СОШ №6 ____________/C.С. Руденко __________/Купина И.В. «___»______2019г Приказ №168 од «___»______2019г
Рабочая программа элективного курса
«Основы русской словесности»
8 класс
на 2019 - 2020 учебный год
Автор - составитель:
Степанова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы, сзд
2019г.
2. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса;
- употребление различных типов предложений;
- употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Учащиеся должны уметь:
- видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
- понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности;
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.
Основные термины по разделу: лексическое значение слова; семантика слова, словосочетания, оборота речи; авторская точка зрения, семантика фонетических средств языка, интонация, логическое и эмоциональное ударения, паузы, мелодика, аллитерация и ассонанс, метафора, олицетворения, метонимия.
3.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Средства языка художественной словесности (3 ч.)
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Раздел 2. Словесные средства выражения комического (2 ч.)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Раздел 3. Качество текста и художественность произведения (2ч.)
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4ч.)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
Учащиеся должны знать:
- своеобразие языка эпического произведения;
- описание, повествование, рассуждение;
- понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.
Учащиеся должны уметь:
- понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении;
- различать героя, рассказчика и автора;
- видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
- создавать собственные произведения;
- употреблять в них различные средства словесного выражения идеи;
- писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Основные термины по разделу: язык эпического произведения, повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, несобственно-прямая речь в монологе, образ героя, литературный герой, характер, типический герой, сюжет и композиция эпического произведения, авторская идея, автор и рассказчик, сказ.
Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2 ч.)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Учащиеся должны знать:
- значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Учащиеся должны уметь:
- почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении;
- создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи;
- писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Основные термины по разделу: лирическое произведение, семантика слова в лирике, сверхзначение слова, ритм, рифма, звукопись, стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (2 ч.)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Учащиеся должны знать:
- значения средств словесного выражения;
- содержания драматического произведения.
Учащиеся должны уметь:
- понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;
- создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи;
- писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Основные термины по разделу: язык драматического произведения, диалог и монолог, авторская точка зрения, характер героев, сюжет и конфликт, композиция драматического произведения, авторские ремарки, художественная деталь, подтекст, идея произведения.
Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности (2 ч.)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Учащиеся должны знать:
- идейно-художественный смысл использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.
Учащиеся должны уметь:
- видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
- создавать собственные произведения с использованием традиций.
Основные термины по разделу: реминисценция, уровень языка, образ, сюжет, композиция, тема, идея, род, вид, жанра, стиль, Библия, летопись, мотив, народная поэзия.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы |
Средства языка художественной словесности (3ч) | ||
1. | Что такое семантика. Семантика фонетических средств. Семантика словообразования. | 1 |
2. | Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы. | 1 |
3. | Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова. | 1 |
Словесные средства выражения комического (2ч) | ||
4 | Комическое как средство выражения оценки явления. | 1 |
5 | Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур. | 1 |
Качество текста и художественность произведений словесности (2ч.) | ||
6 | Текст и его признаки. Тема и идея. | 1 . |
7 | Основные требования к тексту. | 1 |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4ч.) | ||
8 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. | 1 |
9 | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. | 1 |
10 | Монолог, диалог. | 1 |
11 | Литературный герой, характер, образ. | 1 |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2ч.) | ||
12 | Слово в лирическом произведении. | 1 |
13 | Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. | 1 . |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (2ч.) | ||
14 | Слово в драматическом произведении. | 1 . |
15 | Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения. | 1 |
Взаимосвязи произведений словесности (2ч.) | ||
16 | Воздействие Библии на русскую литературу. | 1 |
17 | Заключительный урок. | 1 |
Рассмотрено на МО гуманитарного цикла
Протокол №1 от 30.08.2019г.
Руководитель МО: ________/Степанова С.В./________________