Рабочая программа элективного кура по русскому языку 8 класс

Степанова Светлана Викторовна

Рабочая программа элективного кура  по русскому языку 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

Согласовано:                                                                                               Утверждаю:                 c   зам. директора по УВР                                                           Директор МКОУ СОШ  №6                                                                                                                                                                   ____________/C.С. Руденко                                               __________/Купина И.В. «___»______2019г                                                            Приказ №168 од «___»______2019г

Рабочая программа элективного курса

«Основы русской словесности»

8 класс

на 2019 - 2020 учебный год

 

Автор - составитель:

Степанова Светлана Викторовна,

                       учитель русского языка и литературы, сзд

                                                         

2019г.

                         

                                             2. Планируемые результаты

  Учащиеся должны знать:

  • значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса;  
  • употребление различных типов предложений;
  • употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

 

Учащиеся должны  уметь:

  • видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
  • понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности;
  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.

Основные термины по разделу: лексическое значение слова; семантика слова, словосочетания, оборота речи; авторская точка зрения, семантика фонетических средств языка, интонация, логическое и эмоциональное ударения, паузы, мелодика, аллитерация и ассонанс, метафора, олицетворения, метонимия.

                               

3.Содержание учебного предмета 

Раздел 1. Средства языка художественной словесности (3 ч.)

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Раздел 2. Словесные средства выражения комического (2 ч.)

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Раздел 3. Качество текста и художественность произведения (2ч.)

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4ч.)

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.

Учащиеся должны знать:

  • своеобразие языка эпического произведения;
  • описание, повествование, рассуждение;
  • понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.

Учащиеся должны  уметь:

  • понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении;
  • различать героя, рассказчика и автора;
  • видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
  • создавать собственные произведения;  
  • употреблять в них  различные средства словесного выражения идеи;
  • писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

Основные термины по разделу: язык эпического произведения, повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, несобственно-прямая речь в монологе, образ героя, литературный герой, характер, типический герой, сюжет и композиция эпического произведения, авторская идея, автор и рассказчик, сказ.          

Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2 ч.)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

         Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Учащиеся должны знать:

  • значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

Учащиеся должны  уметь:

  • почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении;
  • создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи;
  • писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Основные термины по разделу: лирическое произведение, семантика слова в лирике, сверхзначение слова, ритм, рифма, звукопись, стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (2 ч.)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения   в  драматическом   произведении.   Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Учащиеся должны знать:

  • значения средств словесного выражения;
  • содержания драматического произведения.

Учащиеся должны  уметь:

  • понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;
  • создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи;
  • писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.

Основные термины по разделу: язык драматического произведения, диалог и монолог, авторская точка зрения, характер героев, сюжет и конфликт, композиция драматического произведения, авторские ремарки, художественная деталь, подтекст, идея произведения.

Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности (2 ч.)

Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.    Переосмысление    сюжетов    и    образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Учащиеся должны знать:  

  • идейно-художественный смысл использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.

Учащиеся должны  уметь:

  • видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
  • создавать собственные произведения с использованием традиций.

Основные термины по разделу: реминисценция, уровень языка, образ, сюжет, композиция, тема, идея, род, вид, жанра, стиль, Библия, летопись, мотив, народная поэзия.      

                       

4.Тематическое планирование

п/п

Тема

Часы

Средства языка художественной словесности (3ч)

1.

Что такое семантика. Семантика фонетических средств. Семантика словообразования.

          1

2.

Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

      1

3.

Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова.

      1

Словесные средства выражения комического (2ч)

4

Комическое как средство выражения оценки явления.

1

5

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур.

1

Качество текста и художественность произведений словесности  (2ч.)

6

Текст и его признаки. Тема и идея.

1

.

7

Основные требования к тексту.

1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4ч.)

8

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

1

9

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

1

10

Монолог, диалог.

1

11

Литературный герой, характер, образ.

1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2ч.)

12

Слово в лирическом произведении.

1

13

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

1

.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (2ч.)

14

Слово в драматическом произведении.

1

.

15

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения.

1

Взаимосвязи произведений словесности (2ч.)

16

Воздействие Библии на русскую литературу.

1

17

Заключительный урок.

1

Рассмотрено на МО гуманитарного  цикла

Протокол №1 от 30.08.2019г.

Руководитель МО:    ________/Степанова С.В./________________