Анализ работы МО гуманитарного цикла за 2018 - 2019 учебный год

Степанова Светлана Викторовна

 

Анализ работы МО гуманитарного цикла за 2018 - 2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty.docx67.91 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы

МО гуманитарного цикла

за 2018 - 2019 учебный год

Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год

Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО                                Деятельность МО в 2018-2019 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, методической темой МО: « Инновационная деятельность  учителя, как средство повышения качества образовательного процесса   в условиях реализации  ФГОС  ООО", отражая работу по реализации задач на 2018 – 2019 учебный год:                                 Задачи:

Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья учащихся и формирование жизненных компетенций.

Развивать профессиональную компетентность учителей через активное участие в работе ШМО, РМО, практических семинаров, педагогических конкурсов.

Совершенствовать работу учителей МО с разными категориями учащихся на основе личностно-ориентированного и системно -деятельностного подходов.

 Продолжить работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания.

Организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, истории, английскому языку.

Повышать результативность работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии обучения, воспитания.

Педагогический опыт совершенствуется в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам заседания и самообразования, освоение новых педагогических технологий.

Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

  1. . Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

В 2018-2019 учебном году МО работало в составе  6  человек. В течение года состав не менялся. Педагогический стаж  составляет от 10 до 48лет. Все  учителя с высшим педагогическим образованием. Среди них один учитель имеет высшую квалификационную категорию (Тихонова Е.Н..), два педагога – первую квалификационную категорию (Остапенко И.В. и Руденко С.С.) и  3 педагога  - СЗД. Преподавание русского языка  и литературы, английского языка, обществознания  и истории  велось  по учебникам, включенным в Федеральный Перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.    

В 2018 – 2019   учебном году программы по предметам гуманитарного цикла выполнены в полном объёме.

Деятельность МО в 2018-2019 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2018 – 2019  учебный год.

         В основном поставленные  перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных  в 2018-2019 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной. Это групповые занятия по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, английскому языку, работа по подготовке  к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались  в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.

      В соответствии с поставленными задачами методическая работа  МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

       Учителями  апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках:  защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе  созданы материальные условия для применения ИКТ.          

      В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная  работа по предметам, посещение вебинаров.

Осознавая и понимая требования к современному образованию, МО учителей русского языка и литературы, английского языка и истории в 2018-2019 у. г. провело следующие заседания  учителей гуманитарного цикла:

*1

  1. Анализ работы ШМО в 2017-2018 учебном году.
  2. Выборы председателя МО гуманитарного цикла.
  3. Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на 2018-2019 учебный год по теме « Инновационная деятельность  учителя, как метод повышения качества образовательного процесса   в условиях  реализации   ФГОС  ООО."
  4. Обсуждение и утверждение Рабочих программ по учебным предметам, курсам  гуманитарного цикла. Обсуждение УМК.
  5. Утверждение тем самообразования.
  6. Составление плана проведения предметных декад и открытых уроков.

2.

  1. Анализ структуры и содержания ФГОС ООО.
  2. «Результаты организации работы по преемственности в 5 классе.
  3. Подготовка выпускников к проведению ОГЭ и ЕГЭ.
  4. Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, литературе, английскому языку, истории. План подготовки школьников к участию в районном этапе.

3.

  1. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе:
  • ключевые позиции современного урока;
  • отличие современного урока от традиционного;
  • структура педагогического процесса на уроке;
  • деятельность учителя при разработке и проведении урока;
  • деятельность учащихся на уроке;
  • учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребёнка проблемную ситуацию.
  1. Основные подходы к анализу урока.
  2. Анализ итогового сочинения в 11 классе
  3. Подготовка к ВПР.

4.

  1. Анализ работы ШМО учителей предметов гуманитарного цикла за текущий 2018-2019 учебный год и составление плана-проекта работы на 2019-2020учебный год.
  2. Отчеты учителей по темам самообразования.
  3. Подготовка выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.
  4. Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2019-2020учебный год.

  1.   Два заседания внеплановых. Ознакомление с результатами декабрьского сочинения, пробных диагностических работ.

Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

           Одним из важных аспектов  в деятельности МО является  изучение и анализ итоговой аттестации выпускников по  русскому языку (обязательный экзамен), истории и обществознанию (экзамены по выбору).

2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность

1. Анализ педагогических кадров

Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.

В 2018 – 2019 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 5 педагов.

Кол-во учителей

100%

Высшее образование

5

100%

1 категория

2

20%

Высшая

1

10%

СЗД

2

20%

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

        Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «История и филология».  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература), региональный компонент (литература, история). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.

                  Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

Работа по созданию методической базы кабинетов

          В 2018 -2019 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

          Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал,  карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла  для  курсов по выбору.

          В 2019-2020 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

Обучение        

        Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.   Курсы повышения квалификации прошли учителя  Щербакова В.Н.,  Тихонова Е.Н.  Степанова С.В., Остапенко И.В., Руденко С.С.                

Обобщение опыта

1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах собственного и школьного сайта. 2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу.  Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

   Степанова Светлана Викторовна приняла участие в 4 районном открытом фестивале «Воспитание и обучение – традиции, инновации, результативность». Она представила участникам Фестиваля свой опыт работы по теме: «Формирование УУД средствами технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы».

3. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений -  повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.

По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:        - тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);

-разнообразить формы уроков;- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).

Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию.

4. Анализ тематики заседаний МО.

За отчетный период было проведено 4 плановых заседаний и 2 внеплановых.. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения  в течение учебного года  использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.         

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО  соответствовали целям работы МО  и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

        В работу МО внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

   Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

   Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

      Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

В этом учебном году обучающиеся 5 - 11 классов впервые приняли участие во

Анализ Всероссийских проверочных работа по предметам: русский язык,  история, английский язык, обществознание.

Результаты выполнения Всероссийских проверочных работ                                                                            по предметам гуманитарного цикла

Класс

Предмет

% обученности

% качества

Средняя оценка

5

Русский язык

100

50

3,6

6

Русский язык

91

55

3,5

7

Русский язык

89

44

3,3

11

Русский язык

100

70

3,8

5

история

91

55

3,5

6

история

91

45

6

обществознание

91

45

10

РПР    История

100

100

4,3

7

История

71

43

7

Обществознание

80

20

11

История

100

50

9

РПР  История

100

33

7

Английский язык

29

80

3,1

10

  РПР  Английский язык

100

37,5

3,5

11

Английский  язык

100

63

3,6

5. Анализ внеклассной работы по предметам.

         Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.

 С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад. В октябре 2018 г. учащиеся приняли участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, истории и обществознанию, английскому языку. По итогам школьного тура наши учащиеся приняли участие в муниципальном этапе, но, к сожалению, победителей и призёров нет.

          Учащиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-семинары по истории, уроки-проекты по английскому языку, конкурсы по русскому языку и литературе.

   Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

          В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2019-2020 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными  учениками.

Общие выводы

          Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.

          Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;

- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;

- анализировать и обобщать опыт педагогов района в виде статей и рецензий на методические разработки, полученные от учреждений науки   и культуры посредством сетевого взаимодействия;

 - участвовать в подготовке и проведении семинаров на район  с целью обмена опытом;

 - осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.

          Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

- Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.

- Сохранение положительной мотивации учащихся.

- Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.

- Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.

РАБОТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОЦЕНИВАЮТ ПО УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

ПРЕДМЕТ

      2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017 -2018

2018-2019

% обучен.

% качества

% обучен.

% качества

% обуч.

% качест.

% обученности

% качества

%

О

%

К

Тихонова Елена Николаевна

Русский язык

100

62

100

62

100

64

100

61

100

65

Литература

100

82

100

79

100

80

100

85

100

79

Степанова Светлана Викторовна

Русский язык

100

69

100

68

100

62

100

56

100

54

Литература

100

77

100

82

100

76

100

59

100

73

Руденко Светлана Сергеевна

История

100

78

100

56

100

73

100

72

100

85

Обществознание

100

83

100

76

100

73

100

66

100

100

Экономика

100

80

100

100

100

87

Право

100

80

100

100

100

100

Остапенко Ирина Викторовна

История

100

75

100

79

100

68

100

69

100

62

Обществознание

100

73

100

78

100

79

100

81

100

82

Право

100

100

Экономика

100

100

Остапенко  Викт.

Щербакова Валентина Ник.

Английский яз.

100

50

100

59

100

58

100

33

100

63

Английский яз.

100

64

100

75

100

71

100

59

100

65

Реализация учителями русского языка современных образовательных технологий

в 2018– 2019 учебном году

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является исключением и инновационная деятельность педагогического коллектива МКОУ СОШ № 6  п.Медвеженский, в том числе и работа МО учителей гуманитарного цикла.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования, которые освещены в следующих документах: Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.); «Национальная доктрина образования  в  Российской Федерации» (2000 г.);  «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.); К о н ц е п ц и я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (р.III, п.4);Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.); Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 (концепция); выступления Президента РФ В.В. Путина на заседаниях Государственного совета РФ и перед Федеральным Собранием  по вопросам  развития образования; документы Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию,  Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.Комплексный проект модернизации образования в Ставропольском крае.

Анализ содержания концептуальных документов развития образования показывает, что ведущими направлениями педагогического творчества на среднесрочную и стратегическую перспективу будут:

  1. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  2. обновление образовательных стандартов;
  3. введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования;
  4. система поддержки талантливых детей;
  5. здоровье школьников;
  6. введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
  7. повышение социального статуса и профессионализма работников
    образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

Наше ОУ, а в частности МО учителей гуманитарного цикла строит свою деятельность на основе данных направлений развития современного образования. Наиболее важные направления инновационной деятельности МО нашей школы, по которым уже ведётся работа:

  1. мониторинг качества образования школьников;
  2. работа с одарёнными детьми;
  3. работа творческих групп;
  4. нововведение в контроле, в оценке результатов.

В школе создана система мониторинга как средства повышения качества образованности школьников - система постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, а также принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.

Значение контроля знаний, умений и навыков состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала в своём классе, а заместителю директора и руководителю МО вести наблюдение и анализировать усвоение программного материала школьниками и вовремя помочь учителю при необходимости. Срезовые работы составляются в строгом соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-11 классов. По результатам срезовых работ составляются диаграммы, в которых отражена динамика качества знаний, умений и навыков всех учащихся и по всем отдельно взятым учителям. Данные диаграмм наглядно показывают рост и понижение качества того или иного отслеживаемого объекта, помогают наглядно увидеть, где нужно принимать неотложные меры по изменению возникшей ситуации, кому из учителей необходима помощь. Эта система даёт хорошие результаты. Но останавливаться на достигнутом нельзя. В этом направлении продолжается вестись совместная работа всего педагогического коллектива школы.

И это новшество, введённое много лет назад, переросло в инновацию, т.е. в продукт, давший положительный результат, который можно предложить другим ОУ для реализации. Факты, свидетельствующие об эффективности системы мониторинга:

  1. поиск новых, эффективных методов и приёмов работы учителей;
  2. внедрение их в свою работу;
  3. в системе использование различных видов, методов и форм контроля;
  4. самостоятельность учащихся;
  5. обеспечивает объективную ценность результатов.

 Перед ОУ правительство  РФ поставило задачу выстраивания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Для решения этой задачи учителями нашего МО разработана программа “Работа с одарёнными детьми ”. Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях. Реализация проекта программы “Работа с одарёнными детьми в начальных классах общеобразовательной школы” рассчитана на 5 лет. В данный момент мы находимся на втором этапе – организационно-практическом, который заключается в:

*проведении диагностических процедур;  *отслеживании динамики интеллектуальных и творческих показателей одарённости детей;                                                                                                                                 *углублении теоретико-практической подготовки по проблеме одарённости детей; *работе по развитию интеллектуальной одарённости учащихся класса; *отслеживании результативности, текущей диагностики, анализе;  *регулярном проведении интеллектуально-творческих мероприятий;                                       *пополнении банка диагностических методик; *психологической поддержке одарённых детей.

Результативность на данном этапе: - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней (“Кенгуру”, “Русский медвежонок”, интеллектуальный марафон “Эрудит”); - активное участие школьников во внеклассной деятельности; - вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования; - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контроль  знаний, который выполняет роль обратной связи в системе “учитель-ученик”, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий.

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы  в  нашей школе:

 1. Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видео средствами, информационной продукцией). 

  2.  Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

  3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности.  

               4.   Индивидуальные образовательные технологии                                                                                         а) создание ситуации успеха для каждого ученика,                                                                                                      б) индивидуальная работа с одаренными детьми.                                                                            

         Учителя МО большое внимание уделяют использованию информационных технологий.  И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается сегодня не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

            Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.        

        Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.  На всех этапах урока считается оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, диктантов-молчанок, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток.   Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность школьников, используются на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок-заочная экскурсия, библиотечный урок, уроки развития речи.

        Все эти виды работ способствуют развитию речи, памяти, творческих способностей учащихся, повышают уровень развития человека, расширяют кругозор. Оживить урок, повысить его познавательное значение можно при помощи  интересных отрывков из  художественных произведений, которые могут заинтересовать ребят. Для развития интереса к русскому языку  включаются  в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, проводить игровые формы работы: «Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу», «Шеренга», «Перевёртыш», «Паутина слов» и др., используются творческие эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады или инновационные формы урочных занятий. Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.                                                            

        Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.  Такие домашние задания помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли иллюстратора, и в роли автора, и в роли учителя. Необычные задания  активизируют мышление, заставляют ребенка обобщать, систематизировать материал по теме.

Использование инновационных технологий  играет большую роль в развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию учащихся, умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию с учетом общих требований ФГОС основного общего образования и специфики изучаемой предметной области «Филология».                                    

Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению:

№ п\п

Название конкурса (олимпиады)

Ф.И. учащегося, результат

Ф.И.О. учителя

1

2

3

4

5

Всероссийская онлайн олимпиада Учи.ру по русскому языку для 5-11 классов декабрь 2018- январь 2019

Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»

Олимпиада по русскому языку СКФУ

Всероссийский конкурс сочинений: «И.А. Крылов - человек, писатель, мудрец». «Имен в России славных много».

Всероссийский конкурс «Живая классика» районный этап.

Диплом победителя

Диденко Анна - 6 класс

 Степанов Д. –  7 класс

Тимченко Тимофей - 6 класс

Говорова Алена - 10класс

Гундырина Елена – 10 класс

Королев Никита – 10 класс

Дулин Владимир – 10 класс

Сертификат участника

Горбатко Алиса – 8 класс

Щербинина Карина – 8 класс

Шишлина Виктория – 8 класс

Ермолаев Даниил – 8 класс

Приходько Константин – 8 класс

Степанов Денис – 7 класс

Филатова Е. – 10 класс

Еременко Д  -  5 класс

Рязанцева О. – 11 класс

Диденко Анна – 6 класс

Школьный этап:               Филатова Е.-  1 место                  Гундырина Е.. – 2 место

Степанова С.В.

.

Тихонова Е.Н

Степанова С.В.

Степанова С.В.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий учащихся (в разрезе деятельности каждого учителя)

Учитель

Класс

Уч. год

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Высокий %

Средний %

Низкий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Тихонова Елена Николаевна

5

2018-2019

10%

60%

30%

20%

60%

20%

30%

50%

20%

50%

30%

20%

Степанова Светлана Викторовна

6

2018-2019

20%

50%

30%

30%

40%

30%

20%

50%

30%

60%

20%

20%

Степанова Светлана Викторовна

7

2018-2019

10%

60%

30%

20%

60%

20%

30%

50%

20%

50%

30%

20%

8

2018- 2019

10%

70%

20%

20

70%

10%

30%

60%

20%

60%

30%

10%

Развитие профессиональных компетенций

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  1. Система повышения квалификации.
  2. Аттестация педагогических работников.
  3. Активное участие в работе МО, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
  4. Владение современными образовательными технологиями, методами, приемами, средствами обучения и их постоянное совершенствование.
  5. Овладение информационно-коммуникативными технологиями.
  6. Обобщение и распространение  собственного педагогического опыта, создание публикаций.

  Но в первую очередь к педагогу должно прийти осознание необходимости повышения своей компетентности. Время диктует: «Необходимо меняться!» Современное общество требует изменений в деятельности и адаптации к социальным запросам.

Проследить пути развития профессиональной компетентности можно на примере работы МО учителей русского языка и литературы нашей школы. Систематически учителя обучаются на КПК: «ФГОС СОО: условия и механизмы реализации», «Профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС», являются слушателями различных семинаров: «Государственно-общественное управление введением ФГОС старшей школы. Ключевые вопросы и проблемы реализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО.

Одним из важнейших путей развития компетентностей является самообразование. В соответствии с условиями перехода на ФГОС учителями выбраны следующие темы самообразования на новы учебный год: «Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка», «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы».

Учителя принимали участие в работе педсовета школы, проведении предметных недель, Всероссийских предметных олимпиадах по русскому языку и литературе, Всероссийском конкурсе «Живая классика», игровой международный конкурс «Русский медвежонок», олимпиада «Олимпис», олимпиада «Инфоурок», краевой конкурс «Педагогический навигатор» в различных районных конкурсах.

Результаты и достижения

В ходе реализации инновационной деятельности МО были достигнуты следующие результаты:

  1. 100% -ая успеваемость по русскому языку и литературе;
  2. 49% в среднем уровень качества знаний по русскому языку и  75% по литературе
  3. Активное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах
  4. Хорошая подготовка учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации.
  5. Наличие победителей и призёров  различных олимпиад и конкурсов

Условия реализации ФГОС в нашей школе на низком уровне: слабая материально-техническая база (на 3 кабинета 2 устаревших компьютера, один из которых постоянно требуют ремонта, а другой вообще не работает; ни одной интерактивной доски, нет проекторов).

Выводы:

Позитивные  тенденции в работе МО:

Систематически прослеживается динамика развития классов через мониторинг качества знаний, степени обученности учащихся по итогам четверти, полугодия, годам обучения. После каждого среза фиксируются ошибки учеников, отмечаются слабо усвоенные темы, организуется  работа по ликвидации пробелов в знаниях, учителя добиваются полного усвоения пройденного материала каждым учащимся. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные  формы работы: консультации, беседы, многократное повторение.                                                                                                                                      Обеспечивается каждому ученику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Негативные тенденции в работе МО:

  1. К недостаткам работы МО в 2017-2018 году можно отнести следующее:  недостаточно активное участие в семинарах, в распространении опыта работы; слабая ориентация в диагностических методах оценки развития учащихся;  несистематическая работа с одарёнными детьми; Выводы:                                                                                                                                                                          *в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;                                                                                             * спланировать работу МО с одарёнными детьми, разработать индивидуальные образовательные маршруты.*совместно с психологом отобрать и опробовать методы диагностики развития ребёнка для достижения более эффективных результатов;   * ориентировать педагогов на повышение квалификационной категории.  *в целях соблюдения преемственности при переходе с начальной на основную ступень обучения, внедрения ФГОС ООО необходимо учителям, работающим в 5- 8 -х классах в 2018-2019 учебном году, пройти курсовую подготовку, запланировать работу над темами самообразования, соответствующими требованиям ФГОС ООО.
  2. Перспективные задачи работы МО:                                                                                                                                               * Усилить практическую направленность методической работы, организацию своевременной курсовой подготовки;   * способствовать распространению передового педагогического опыта учителей посредством участия в семинарах, открытых уроках, мастер-классах.

Основная тема работы МО в 2019 – 2020 учебном году : 

«Совершенствование  уровня  профессиональной компетенции педагога как условие и средство  обеспечения качества образования»

Задачи методической работы на 2019—2020 учебный год:

1. Развивать  профессионализм педагогов, формировать современные  профессиональные компетенции через овладение и внедрение современных образовательных технологий

2. Создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями.

3. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;

4. Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

5. Создавать условия для самообразования педагогов, способствовать  распространению  опыта работы через публикации, участие в конкурсах.

6. Создавать  условия, позволяющие   обучающимся  реализовывать и развивать  свои индивидуальные  способности.

7. Внедрять в практику работы педагогов новые формы организации и проведения мониторинговых исследований.

8. Непрерывно  повышать  профессионализм  учителей   путем  их  включения    в  систему повышения квалификации.

9. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

10. Реализовывать  принципы  здоровьесбережения при проведении уроков.

Ожидаемые результаты работы:

-рост качества знаний обучающихся; овладение учителями МО  современными педагогическими технологиями;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС ОО;

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.