Анализ открытого урока по ФГОС

Степанова Светлана Викторовна

Анализ открытого урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_otkrytogo_uroka_po_fgos.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

Дата проведения урока: 04.02.2016.                                                          Класс:  5

Число обучающихся по списку: 12                                

Предмет: русский язык.

Ф.И.О. учителя: Степанова С.В.

Тема урока: «Правописание корней с чередованием а-о»

Цель урока: выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о–а в корнях
-лаг- – -лож-; -кас- – -кос-; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях
-лаг- – -лож-; -кас- – -кос-; уметь отличать слова с ложным чередованием.

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные  учебные действия:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать,  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий

Познавательные  универсальные  учебные  действия:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные  универсальные  учебные  действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

На уроке я использовала:

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: программы:  мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 5 класс» Т. Г. Рамзаева, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы)

По типу – это урок формирования первоначальных предметных навыков и  развития УУД

По форме проведения -  урок на основе электронной презентации.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя прилагательное» курса  «Русский язык». Данный урок по теме «Правописание корней с чередованием а-о» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания безударной гласной.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 5 класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.

 

 В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                                

I фаза  ( 5 минут ) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)        В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму» или японской «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня, а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»  Технология развития критического мышления через чтение и письмо  выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

II фаза ( 25 минут ) Осмысление содержания (получение новой информации)        

III фаза ( 10 минут ) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I. Фаза вызова.

 

На этапе мотивации к учебной деятельности высказывание Жан-Жака Руссо способствовало  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

На этапе актуализации знаний и  выявления места и причины затруднения  я использовала прием «Семантический оптимистический анализ». Этот прием дает возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, это создаст стимул для формулировки их собственных целей-мотивов. Предложила исследовать  таблицу, в которой сосредоточены основные понятия, предназначенные для систематизации знаний.

На этапе целеполагания, выполнив задание учащиеся осознают противоречие: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному и самостоятельно формулируют тему и цели урока. Для стимулирования мыслительной деятельности на данном этапе применяю прием «Кластер предположений». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по  теме урока.

 Реализация фазы вызова  дает стимул для работы на следующем этапе – этапе осмысления

II фаза  Осмысление содержания (получение новой информации)

.  Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.

  Эта фаза позволяет ученику  получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На фазе осмысления содержания учащиеся извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

   Самостоятельно выявляют закономерности и формулируют правило правописания гласных  О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-. Затем составляют алгоритм действий.

  Наблюдая за правописанием слов с чередующимися гласными, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод.

  Выполняют упражнение в группах; проверяют правильность выполнения групповой работы у доски.

На стадии осмысления идет поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока.

Моя задача на данном этапе -  вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям. Для этого использую прием технологии критического мышления «Фишбоун».

(рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

III. Фаза  рефлексии.  

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности учащихся.

- осознают своё "я", свой опыт  собственных действий и действий других учащихся;

-получают  рождение нового знания, целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

УУД

  Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи  основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Формируются личностные УУД - понимание успешности учебной деятельности

Для решения данной  учебной задачи учащиеся осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, т.е. идет формирование познавательных УУД..

.( Регулятивные: определение цели учебной деятельности; формулирование и сохранение учебной задачи)

На стадии осмысления применяю ещё один приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость)

В учебном процессе это приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Познавательные:

уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным является и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Технология критического мышления предполагает 
равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. 
Организационная структура  урока

Оценивание по ФГОС Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах.

        Достижение предметных и метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных  действий (далее - УУД), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех УУД — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.

Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.

Для осуществления наблюдения за уровнем развития универсальных учебных действий помогут карты наблюдений, использование которых позволит педагогам:

  • отследить динамику развития УУД у каждого обучающегося;

В процессе наблюдения за обучающимися на уроке учитель определяет уровень сформированности того или иного учебного действия по предложенным во втором столбце показателям и фиксирует результат в строке подходящего уровня любым удобным для него знаком (+, V, X). В итоге в последнем столбце справа можно подсчитать количество детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности конкретного универсального учебного действия и увидеть результат в целом по классу. Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдения его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним учеником или за каким-либо определённым видом деятельности.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

6

1. Мотивация (само-определение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

ЧИТАТЬ – ВДУМЧИВО

ПИСАТЬ – ГРАМОТНО

СЛУШАТЬ – ВНИМАТЕЛЬНО

ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО, ДОСТУПНО

Его цель - создание психологического микроклимата, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

2.

Актуализация знаний и  
выявление места и причины затруднения

На стадии вызова использовала прием «Семантический оптимистический анализ». Предлагаю таблицу, в которой сосредоточены основные понятия, предназначенные для систематизации знаний.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Диаграмма Венна Найти общее и различное в проблеме

Отличия

Отличие  Что

объединяет?

объединяет

Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельности – является мощным средством в развитии

Первый этап урока -  стадия (фаза) – вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

 проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

 Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Целеполагание и по-

строение

проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.

. Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников;

уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности

Регулятивные: определение цели учебной деятельности;

формулирование и сохранение учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

.

4. Физкультминутка

Здоровьесберегающий аспект:  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением физминутки

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

5. Практическая деятельность
по реализации построенного проекта.

Первичное закрепление
с комментированием во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Наблюдение за языковыми явлениями

  1. Второй этап урока -  стадия (фаза) – осмысление -  содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Стадия осмысления. (Как ученики будут изучать содержание? Как отследить понимание ими содержания?)

Цели: развитие  информационной и  коммуникативной  компетентностей.

 

На фазе осмысления содержания учащиеся: 

1.   Осуществляют контакт с новой информацией.

2.   Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.   Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.   Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией,обратить     внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.     Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

 Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи

Познавательные: исследуя написание слов, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников;

извлекают информацию из словаря.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6. Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции

7. Итог

Проектирование дифференцированного домашнего задания

прием «Верные – неверные утверждения»,

Ориентирование учащихся  на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания

(Дается по уровням сложности).

Третий этап урока -  стадия (фаза) – рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Личностные: понимают значение речи для человека.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать

свою деятельность

8. Рефлексия учебной деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов

Заключительная беседа
по вопросам

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

.

Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.

2. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).

3. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, Г. К. Лидман-Орлова ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.

4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др.. – М. : Дрофа, 2012.

5. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

6. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : метод. пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012.

8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

9. Русский язык. 5 класс : поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой / авт.-сост. А. В. Соколова. – Волгоград : Учитель, 2007.

10. Русский язык : контрольные и проверочные работы. 5 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М. : АСТ, 2002.

11. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.

12. Русский язык. Развитие речи. 5–7 классы / В. И. Капинос [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.