Анализ открытого урока по ФГОС
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока
Дата проведения урока: 04.02.2016. Класс: 5
Число обучающихся по списку: 12
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Степанова С.В.
Тема урока: «Правописание корней с чередованием а-о»
Цель урока: выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о–а в корнях
-лаг- – -лож-; -кас- – -кос-; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях
-лаг- – -лож-; -кас- – -кос-; уметь отличать слова с ложным чередованием.
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
На уроке я использовала:
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: программы: мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 5 класс» Т. Г. Рамзаева, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы)
По типу – это урок формирования первоначальных предметных навыков и развития УУД
По форме проведения - урок на основе электронной презентации.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя прилагательное» курса «Русский язык». Данный урок по теме «Правописание корней с чередованием а-о» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания безударной гласной.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников 5 класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза ( 5 минут ) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму» или японской «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня, а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
II фаза ( 25 минут ) Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза ( 10 минут ) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
I. Фаза вызова.
На этапе мотивации к учебной деятельности высказывание Жан-Жака Руссо способствовало созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
На этапе актуализации знаний и выявления места и причины затруднения я использовала прием «Семантический оптимистический анализ». Этот прием дает возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, это создаст стимул для формулировки их собственных целей-мотивов. Предложила исследовать таблицу, в которой сосредоточены основные понятия, предназначенные для систематизации знаний.
На этапе целеполагания, выполнив задание учащиеся осознают противоречие: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному и самостоятельно формулируют тему и цели урока. Для стимулирования мыслительной деятельности на данном этапе применяю прием «Кластер предположений». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме урока.
Реализация фазы вызова дает стимул для работы на следующем этапе – этапе осмысления
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.
Эта фаза позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На фазе осмысления содержания учащиеся извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.
Самостоятельно выявляют закономерности и формулируют правило правописания гласных О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-. Затем составляют алгоритм действий.
Наблюдая за правописанием слов с чередующимися гласными, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод.
Выполняют упражнение в группах; проверяют правильность выполнения групповой работы у доски.
На стадии осмысления идет поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока.
Моя задача на данном этапе - вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям. Для этого использую прием технологии критического мышления «Фишбоун».
(рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
III. Фаза рефлексии.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся.
- осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся;
-получают рождение нового знания, целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
УУД
Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Формируются личностные УУД - понимание успешности учебной деятельности
Для решения данной учебной задачи учащиеся осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, т.е. идет формирование познавательных УУД..
.( Регулятивные: определение цели учебной деятельности; формулирование и сохранение учебной задачи)
На стадии осмысления применяю ещё один приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость)
В учебном процессе это приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Познавательные:
уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным является и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Организационная структура урока
Оценивание по ФГОС Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах.
Достижение предметных и метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех УУД — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.
Для осуществления наблюдения за уровнем развития универсальных учебных действий помогут карты наблюдений, использование которых позволит педагогам:
- отследить динамику развития УУД у каждого обучающегося;
В процессе наблюдения за обучающимися на уроке учитель определяет уровень сформированности того или иного учебного действия по предложенным во втором столбце показателям и фиксирует результат в строке подходящего уровня любым удобным для него знаком (+, V, X). В итоге в последнем столбце справа можно подсчитать количество детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности конкретного универсального учебного действия и увидеть результат в целом по классу. Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдения его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним учеником или за каким-либо определённым видом деятельности.
Этапы | Обучающие | Формируемые умения | ||
1 | 2 | 6 | ||
1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала ЧИТАТЬ – ВДУМЧИВО ПИСАТЬ – ГРАМОТНО СЛУШАТЬ – ВНИМАТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО, ДОСТУПНО Его цель - создание психологического микроклимата, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. | Личностные: положительно относятся к учению, | ||
2. Актуализация знаний и | На стадии вызова использовала прием «Семантический оптимистический анализ». Предлагаю таблицу, в которой сосредоточены основные понятия, предназначенные для систематизации знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних Диаграмма Венна Найти общее и различное в проблеме Отличия Отличие Что объединяет? объединяет Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельности – является мощным средством в развитии Первый этап урока - стадия (фаза) – вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
3. Целеполагание и по- строение проекта выхода | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. | . Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников; уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности Регулятивные: определение цели учебной деятельности; формулирование и сохранение учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. . Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||
. | ||||
4. Физкультминутка | Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением физминутки | Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке | ||
5. Практическая деятельность Первичное закрепление | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языковыми явлениями
Цели: развитие информационной и коммуникативной компетентностей.
На фазе осмысления содержания учащиеся: 1. Осуществляют контакт с новой информацией. 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией,обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Познавательные: исследуя написание слов, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят извлекают информацию из словаря. | ||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение | Обобщение Обобщение | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы . Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||
6. Самостоятельная работа | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции | ||
7. Итог Проектирование дифференцированного домашнего задания | прием «Верные – неверные утверждения», Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания (Дается по уровням сложности). Третий этап урока - стадия (фаза) – рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. | Личностные: понимают значение речи для человека. Познавательные: - умение структурировать знания; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность | ||
8. Рефлексия учебной деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов | Заключительная беседа | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. . Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки | ||
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
2. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).
3. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, Г. К. Лидман-Орлова ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др.. – М. : Дрофа, 2012.
5. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
6. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : метод. пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012.
8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.
9. Русский язык. 5 класс : поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой / авт.-сост. А. В. Соколова. – Волгоград : Учитель, 2007.
10. Русский язык : контрольные и проверочные работы. 5 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М. : АСТ, 2002.
11. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
12. Русский язык. Развитие речи. 5–7 классы / В. И. Капинос [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.