Урок русского языка в 5 классе

Степанова Светлана Викторовна

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием а-о»

разработан в соответствии  ФГОС с применением технологии развития критического мышления

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием а-о»

разработан в соответствии  ФГОС с применением технологии развития критического мышления

Учитель русского языка МКОУ СОШ № 6 п. Медвеженский

Степанова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку

.

Предмет:

русский язык

Класс: 5

Учитель:

Дата:

Тема урока

Правописание корней с чередованием а-о

Цели деятельности учителя

Выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о–а в корнях
-лаг- – -лож-; -кас- – -кос-; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях
-лаг-  -лож-; -кас- – -кос-; уметь отличать слова с ложным чередованием.

Метапредметные:

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные  учебные действия:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать,  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий

Познавательные  универсальные  учебные  действия:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные  универсальные  учебные  действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД

Технология

Технология развития критического мышления

Методы и формы обучения

 

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации со-
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (само-определение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

«Вы  –  талантливые   дети!  Когда-нибудь   вы   сами  приятно  поразитесь,

какие вы умные, как много и хорошо умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Жан-Жак Руссо

   

 - Сегодня на уроке вы будете ставить цели, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу.

Я желаю вам успехов!

Слушают учителя.

Вписывают свою фамилию в оценочные листы

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Оценочные листы

2. Акту-

ализация знаний и  
выявление места и при- чины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Стадия вызова «Мозговой штурм»

Постановка проблемы

- Итак, мы продолжаем говорить об удивительном, огромном мире  Орфографии.

- Проанализируйте запись в таблице: какие виды орфограмм - гласных в ней представлены?

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся безударные гласные

Преподаватель

Аромат

Полагать - положить

- Что общего у данных в таблице орфограмм? 

Создание проблемной ситуации

-  Одинаков ли способ проверки их написания? Все ли буквы вы сможете правильно объяснить.

- В чём затруднение?

- Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование.)

-Какой вопрос возникает?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно  для полных ответов. Выявление места и причины затруднения

- Безударная гласная в корне слова

- Осознают противоречие:

слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному

- При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква - а-, а при каких – о-?

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

 проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

 Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3. Целеполагание и по-

строение

проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

1. Постановка цели учебной деятельности

- Что нам с вами предстоит сегодня узнать?

- Кто из вас попытается сформулировать тему урока? Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать?

.

Прием «Кластер»

 Составьте кластер к теме сегодняшнего урока

- напишите ключевое слово в середине;

- начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;

-запишите их и установите связи между ними.

2. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий диалог учителя на актуализацию приема умственных действий (сравнение)

– А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос,

.- Распределите слова по группам, выделите корень.

- Какими способами вы воспользовались?

 -Сравните слова и выведите  закономерность в правописании.

-  Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием.

- А  попробуйте самостоятельно выявить закономерности и сформулировать правило правописания гласных  О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.

Сверим вывод с правилом в учебнике Т. на стр. 70

Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?

-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило

Высказывают предположения.

- Правописание корней с чередованием а-о

Определяют тему урока и ставят цели Тема урока:

 “Правописание корней с чередованием а-о ”

Цель урока: мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий

- Распределяют слова по группам, выделив корень (работа в паре)

Предлагать,  предложить, коснуться, касаться

Объясняют и записывают в тетрадь

Предлагать-предложить

Касаться -  коснуться

Извлекают нужную информацию

(можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами).

 Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров

Делают вывод и составляют алгоритм

Коллективная работа.Работа в парах

. Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников;

уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности

Регулятивные: определение цели учебной деятельности;

формулирование и сохранение учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Записывают тему урока.

Выполнение задания в тетра ди

.

. Алгоритм

1) Выделить в слове корень

2) Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

3) Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква а, а если нет – о. Графически выделить условие выбора гласной

4. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений

5. Практическая деятельность
по реализации построенного проекта.

Первичное закрепление
с комментированием во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Наблюдение за языковыми явлениями

1)Наблюдение за правописанием слов с чередующимися гласными

- Подберите однокоренное существительное к слову приложить (приложение)

Объясните значение этого слова

2) Тренажер по теме (работа с интерактивной доской, выходят по очереди мальчик-девочка)

Коснулся, доложить, слагать, касается, коса  (столкновение )

Выход на упражнение «Четвертое – лишнее».

Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод

1) Работа с учебником П. стр. 167 упр.569

2) Выбирают и записывают слова с чередующимися гласными

3) Подбирают однокоренное существительное

4) Работа со словарем учебника

Фронтальная

 Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи

Познавательные: исследуя написание слов, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников;

извлекают информацию из словаря.

Устные ответы.

Работа с учебником и в тетради

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Выполнение практического задания.

Повторить правила работы в группах

Найдите «Четвертое – лишнее».

Обоснуйте ответ

1) К..сметика, к..стюм, к..сяк, к..сание.

2) К..стрюля, к..стер, к..сательная, к..синус.

3) К..сатка, прик..сание, к..смос, к..сынка.

4) К..са, к..силка, к..суля, к..сательство

Выполняют упражнение в группах; проверяют правильность выполнения работы у доски.

Работа в группах

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

ВЫВОД:

- От слов с чередованиями  следует отличать слова с другими значениями,  имеющие в корнях близкие сочетания звуков.

- Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Графический выбор гласной в корне.

Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки.      

 Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку.  

2) Лексический диктант

Заменить одним словом с корнем  -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне.

2. Надеяться на кого-то.(Полагаться)

3. Вид письменной работы.(Изложение)

4. Часть речи. (Прилагательное)

6. Математическое действие. (Сложение)

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности

Взаимопроверка

Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции

Работа у доски

7. Итог

Проектирование дифференцированного домашнего задания

Ориентирование учащихся  на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания

(Дается по уровням сложности).

Итоги урока

Прием «Фишбоун»

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть

.

Голова - Орфограммы-гласные буквы

Верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

Нижние косточки - морфема, правило

Хвост- знать условия выбора буквы.

- Чтоб упрочить наши знания

Даю домашнее задание

Разноуровневое д/з

Базовый уровень - упражнение № 571

Повышенный уровень – прием «Круги по воде»

составьте  диктант

на правописание корней с чередованием

 а – о (15 слов)

Высокий уровень - составьте синквейн

со словом «Гласная»

Сочините лингвистическую сказку о корнях –кас-, - кос-

 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Подводят итоги урока с помощью схемы

«Фишбоун»

Проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов

Фронтальная

Личностные: понимают значение речи для человека.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать

свою деятельность

Оценивание учащихся за работу

на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов

Заключительная беседа
по вопросам

- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

1) Рефлексивный экран вопросов

          Незаконченное предложение:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

2) Синквейн со словом УРОК

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;

заполняют оценочные листы

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

.

Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной связи

Синквейн по теме «Урок» (напомнить правила составления синквейна)

Урок

Весёлый, интересный

Научился, выбираю, умею

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!

Знание

(Для д/з «Гласная»)

Гласная

Безударная, чередующаяся

Нахожу, вспоминаю, выбираю

Есть суффикс А - пишу а

Буква

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.

2. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).

3. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, Г. К. Лидман-Орлова ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.

4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

5. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

6. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : метод. пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012.

8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

9. Русский язык. 5 класс : поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой / авт.-сост. А. В. Соколова. – Волгоград : Учитель, 2007.

10. Русский язык : контрольные и проверочные работы. 5 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М. : АСТ, 2002.

11. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.

12. Русский язык. Развитие речи. 5–7 классы / В. И. Капинос [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.