Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со- взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Жан-Жак Руссо - Сегодня на уроке вы будете ставить цели, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу. Я желаю вам успехов! | Слушают учителя.
Вписывают свою фамилию в оценочные листы | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Оценочные листы |
2. Акту- ализация знаний и выявление места и при- чины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Стадия вызова «Мозговой штурм» | Постановка проблемы - Итак, мы продолжаем говорить об удивительном, огромном мире Орфографии. - Проанализируйте запись в таблице: какие виды орфограмм - гласных в ней представлены? Проверяемые безударные гласные | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся безударные гласные | Преподаватель | Аромат | Полагать - положить |
- Что общего у данных в таблице орфограмм? Создание проблемной ситуации - Одинаков ли способ проверки их написания? Все ли буквы вы сможете правильно объяснить. - В чём затруднение? - Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование.) -Какой вопрос возникает? | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выявление места и причины затруднения
- Безударная гласная в корне слова - Осознают противоречие: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному
- При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква - а-, а при каких – о-? | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
| Устные ответы |
3. Целеполагание и по- строение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
| 1. Постановка цели учебной деятельности - Что нам с вами предстоит сегодня узнать?
- Кто из вас попытается сформулировать тему урока? Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать? . Прием «Кластер» Составьте кластер к теме сегодняшнего урока - напишите ключевое слово в середине; - начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой; -запишите их и установите связи между ними.
2. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий диалог учителя на актуализацию приема умственных действий (сравнение) – А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, .- Распределите слова по группам, выделите корень. - Какими способами вы воспользовались? -Сравните слова и выведите закономерность в правописании.
- Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием. - А попробуйте самостоятельно выявить закономерности и сформулировать правило правописания гласных О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-. Сверим вывод с правилом в учебнике Т. на стр. 70 Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос-? -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило | Высказывают предположения. - Правописание корней с чередованием а-о Определяют тему урока и ставят цели Тема урока: “Правописание корней с чередованием а-о ” Цель урока: мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий
- Распределяют слова по группам, выделив корень (работа в паре) Предлагать, предложить, коснуться, касаться
Объясняют и записывают в тетрадь Предлагать-предложить Касаться - коснуться
Извлекают нужную информацию (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами). Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров Делают вывод и составляют алгоритм | Коллективная работа.Работа в парах | . Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников; уясняют сущность исследовательской работы как показателя успешной учебной деятельности Регулятивные: определение цели учебной деятельности; формулирование и сохранение учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. . Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Записывают тему урока. Выполнение задания в тетра ди |
| . | . Алгоритм 1) Выделить в слове корень 2) Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. 3) Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква а, а если нет – о. Графически выделить условие выбора гласной |
|
|
|
4. Физкультминутка |
| Все ребята дружно встали И на месте зашагали На носочках потянулись А теперь назад прогнулись Как пружинки мы присели И тихонько разом сели | Выполняют элементарные физические упражнения
| Фронтальная | Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке | Выполнение упражнений |
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языковыми явлениями | 1)Наблюдение за правописанием слов с чередующимися гласными - Подберите однокоренное существительное к слову приложить (приложение) Объясните значение этого слова 2) Тренажер по теме (работа с интерактивной доской, выходят по очереди мальчик-девочка)
Коснулся, доложить, слагать, касается, коса (столкновение )
Выход на упражнение «Четвертое – лишнее». | Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод 1) Работа с учебником П. стр. 167 упр.569 2) Выбирают и записывают слова с чередующимися гласными 3) Подбирают однокоренное существительное 4) Работа со словарем учебника
| Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Познавательные: исследуя написание слов, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников; извлекают информацию из словаря.
| Устные ответы. Работа с учебником и в тетради |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Обобщение полученных на уроке сведений | Выполнение практического задания. Повторить правила работы в группах Найдите «Четвертое – лишнее». Обоснуйте ответ 1) К..сметика, к..стюм, к..сяк, к..сание. 2) К..стрюля, к..стер, к..сательная, к..синус. 3) К..сатка, прик..сание, к..смос, к..сынка. 4) К..са, к..силка, к..суля, к..сательство
| Выполняют упражнение в группах; проверяют правильность выполнения работы у доски.
| Работа в группах | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы . Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы |
ВЫВОД: - От слов с чередованиями следует отличать слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков. - Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.
|
| Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Графический выбор гласной в корне. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. 2) Лексический диктант Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне. 2. Надеяться на кого-то.(Полагаться) 3. Вид письменной работы.(Изложение) 4. Часть речи. (Прилагательное) 6. Математическое действие. (Сложение)
| Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности
| Взаимопроверка | Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции | Работа у доски |
7. Итог Проектирование дифференцированного домашнего задания | Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания
(Дается по уровням сложности).
| Итоги урока Прием «Фишбоун» Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть .
Голова - Орфограммы-гласные буквы Верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные Нижние косточки - морфема, правило Хвост- знать условия выбора буквы.
- Чтоб упрочить наши знания Даю домашнее задание Разноуровневое д/з Базовый уровень - упражнение № 571 Повышенный уровень – прием «Круги по воде» составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (15 слов) Высокий уровень - составьте синквейн со словом «Гласная» Сочините лингвистическую сказку о корнях –кас-, - кос- ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ |
Подводят итоги урока с помощью схемы «Фишбоун» Проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов | Фронтальная | Личностные: понимают значение речи для человека. Познавательные: - умение структурировать знания; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность | Оценивание учащихся за работу на уроке |
8. Рефлексия учебной деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их результатов | Заключительная беседа по вопросам | - Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс. 1) Рефлексивный экран вопросов Незаконченное предложение: Самым интересным для меня было …, потому что … Самым скучным для меня было …, потому что … Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что … 2) Синквейн со словом УРОК | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют оценочные листы | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. . Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки | Листы обратной связи |
Синквейн по теме «Урок» (напомнить правила составления синквейна) Урок Весёлый, интересный Научился, выбираю, умею Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! Знание
(Для д/з «Гласная») Гласная Безударная, чередующаяся Нахожу, вспоминаю, выбираю Есть суффикс А - пишу а Буква |