Презентация "Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы".
Презентация "Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы".
Обобщение опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_sredstvami_trkm.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем Конфуций
??????????? Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер
Цель О ТРКМ : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД
Каждый приём, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД
В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление новой информации 1. Вызов
Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний Побуждение интереса к получению информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка учеником поставленных целей обучения Размышление, рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
Приёмы Вызов Осмысление Рефлексия корзина идей кластер верные – неверные утверждения ключевые слова мозговая атака лови ошибку инсерт кластер уголки фишбоун ключевые слова письмо по кругу лови ошибку «тонкие» и «толстые» вопросы шесть шляп кластер синквейн ключевые слова эссе фишбоун лови ошибку
Приемы технологии на стадии вызова Кластеры
тема Приём «Кластер» (гроздья)
«Корзина идей»
«Таблица – ЗХУ» (все три стадии урока) Знаю Хочу узнать Узнал Приемы технологии на стадии осмысления
Стадия Инсерт «Реализация смысла» («Условные значки или Пометки на полях») «+»– уже знал « » – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
1) На доске написаны верные и неверные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно неверно. «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Приём «Фишбоун»
Проблема Причины Аргументы Выводы Гласные буквы Проверяемые непроверяемые чередующиеся гласные Морфема Знать правило
Голова рыбы -проблема. Верхние кости - причины Нижние кости -факты и аргументы Хвост - вывод
Приемы технологии на стадии рефлексии Синквейн Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.
Желтая шляпа: логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Красная шляпа: чувства и интуиция Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Зеленая шляпа: креативность . Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Синяя шляпа: управление процессом . Ч его мы достигли? Что нужно сделать дальше? Черная шляпа: критика. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Белая шляпа: информация Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Приём «Ромашка «Блума» («Ромашка вопросов»)
Технология «критического мышления» развивает метапредметные умения умение работать в группе; умение графически оформлять текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределять информацию по степени новизны и значимости умение обобщать полученные знания.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. Больше всего дети утомляются в бездействии.
Творческих успехов и эффективной работы Современные образовательные технологии