Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка

Тешева Фатимет Анзоровна

В данной статье представлен материал для использования на уроках немецкого языка при обучении студентов СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тешева Ф.А.,

преподаватель немецкого языка

Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка

 

При изучении иностранного языка студенты сталкиваются с целым рядом факторов, которые не относятся ни к лексике, ни к   грамматике, ни к фонетике, а скорее, к общественной, политической, исторической и повседневной жизни того или иного народа и государства. Наряду с обучением иностранному языку следует приобщать студентов и к культуре народа страны изучаемого языка, то есть знакомить с историей, литературой, экономикой, географией, политикой страны, бытом, традициями, характером населения. Благодаря этому материалу студентам становится легче понимать менталитет носителей другого языка. Все эти компоненты включают в себя понятие «страноведение». Страноведение имеет огромную ценность, которая включает в себя то, что приобщение   к культуре страны изучаемого языка происходит благодаря сравнению и оценке   знаний и понятий о стране изучаемого языка со знаниями и   понятиями о своей стране. Формирование страноведческой  компетенции начинается в школе на раннем этапе обучения. В колледже продолжается приобщение к культуре страны изучаемого языка.

На первом курсе я стараюсь, как можно больше рассказывать студентам о стране на русском языке, чтобы у них сложилось чёткое представление о политическом укладе Германии, об истории страны и  народе, населяющим её. При подаче материала необходима  опора на наглядность. Так, в кабинете собрана картинная наглядность о достопримечательностях различных городов Германии и Австрии:

Weimar ,Dresden ,Berlin, Wien  ,Bonn ,Köln и т. д.
На занятиях провожу заочные экскурсии по городам Германии. Особое внимание на занятиях уделяю знакомству с великими людьми Германии. Вместе со студентами собираем материал о жизни и творчестве: И.В.Гёте,   Л. ван Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шиллера, Г. Гейне.

Знакомство с праздниками Германии вызывает у студентов и неподдельный интерес. Так, к Рождеству, мы выпускаем газеты, изготавливаем рождественские сувениры, оформляем выставки, знакомимся с традициями. Мы собираем информацию о различных праздниках в Германии: Ostern  , Pfingsten , Karneval и т.д.
Среди студентов проводится следующие конкурсы:

– Фонетический конкурс.
– Конкурс на лучшее знание страноведческого материала.
– Конкурс немецкой кухни.

К нестандартным формам занятий относятся олимпиады, КВН, викторины. Главной особенностью викторины является большой объем материала, а ответы на них требуют умения самостоятельной работы с дополнительным материалом. Темы викторин могут быть различными, например: «Творчество Гёте», туда включают вопросы:

1.Где и когда родился Гёте?
2. Сколько языков знал Гёте?
3. Как долго длилась дружба Гёте с Шиллером? 
4. Кто написал музыку к балладе «Лесной царь»?
5. Назовите главных героев трагедии «Фауст«?
6. Кто переводил стихи Гёте?
7. Когда и где умер Гёте? И другие вопросы.

Особое место в развитии интереса к языку отводится «Неделе иностранного языка». Разрабатывается план недели, распределяются обязанности и поручения по группам, соответствующим образом оформляется кабинет, готовятся рисунки, плакаты, стенгазеты. При подведении итогов недели отмечаем и поощряем наиболее способных и старательных студентов. Страноведческий  материал при изучении иностранного языка является одним из главных помощников преподавателя. При правильном использовании страноведческий материал   имеет большое воспитательное значение, повышает интерес обучающихся   к иностранному языку, способствует формированию   их иноязычных навыков и умений, активизирует иноязычную речевую деятельность студентов.