Использование активных методов при работе с лексическим материалом

Тешева Фатимет Анзоровна

В статье представлен материал по реализации активных методов обучения на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тешева Фатимет Анзоровна,

преподаватель немецкого языка

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический

колледж им.Х.Андрухаева»

Использование активных методов при работе с лексическим материалом

На современном этапе развития образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания немецкого языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведённой на изучение данного предмета учебной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня – это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепление дружбы с представителями различных стран. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание. Само по себе слово – очень сложное и многообразное явление. Каждое слово имеет определённый объём значений, форму и употребление. Под формой слова понимается фонетическая и орфографическая сторона слова, его структура и грамматические формы. У обучающихся вызывает трудности объём значения слов по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер сочетаемости одних слов с другими, употребление слова, связанное с объёмом значения и определяемое конкретной ситуацией высказывания. Для немецкого языка характерна широко развитая система словообразования. Ограниченность корневых слов в словарном составе представляет одну из специфических особенностей немецкого языка. Практически на каждом уроке немецкого языка мы работаем над расширением словарного запаса, над каждым конкретным словом по определённой теме. В своей работе я стараюсь добиться того, чтобы каждый из студентов понял, что запоминание слов не должно быть механическим, что каждое слово должно быть понятно, правильно произнесено, прочитано и написано. Лишь после того, как слово получит в сознании обучающегося чёткий смысловой, слуховой и графический образ, можно приступить к работе по его запоминанию и закреплению.

Работа над лексикой идёт в три этапа:

  1. Предъявление нового материала.

Есть несколько способов предъявления нового материала:

  1. Рассказ с элементами беседы.
  2. Предъявление новой лексики в беседе.
  3. Предъявление новой лексики в отдельных предложениях.
  4. Предъявление новой лексики в процессе чтения текста.
  5. Предъявление новой лексики в процессе прослушивания текста.
  1. Второй этап работы над лексикой – тренировка.

Тренировка обучающихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнения, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе совместимости. Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

  1. Запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой.
  2. Формирование сочетаний слов смыслового характера.

Приведём набор упражнений первой категории:

  • назвать изображённые на картинке предметы;
  • выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации;
  • исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации;
  • дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой;
  • употребить в данном предложении синоним к выделенному слову;
  • ответить на вопрос, употребив новое слово. К этим упражнениям примыкают разнообразные «игры в слова»;
  • подберите из «разбросанных» слов сочетания;
  • постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.
  1. Третий этап работы над лексикой - применение.

Здесь от обучающихся требуется: использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. Следует заметить, что владение словом иностранного языка в значительной степени зависит от характера закрепления и от практики, а не от способа введения. И центральным звеном во всей работе по созданию лексических речевых навыков является второй и третий этапы. Для более эффективного запоминания лексики необходимо использовать повторительные упражнения:

  • прочтите слова, вставляя недостающие буквы;
  • проверьте знание слов и словосочетаний друг у друга;
  • сгруппируйте новые слова по частям речи;
  • выпишите из текста слова с общим корнем;
  • разложите сложное слово на компоненты;
  • замените русские слова в предложении немецкими;
  • составьте как можно больше предложений из набора слов.

Недостаточный словарный запас вызывает чувства неуверенности у обучающихся и нежелание говорить на иностранном языке, поэтому одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса студентов. Все компоненты лексического навыка должны учитываться как при введении лексических единиц, так и при формировании соответствующего навыка в процессе работы со словарём, с текстом, лексическими упражнениями, при активизации лексики в иноязычной речи. Результативной работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка можно добиться только, развивая память и логическое мышление обучающегося, повышая его мотивацию к изучению предмета через определённые приёмы и новизну.