Мастерская письма
Мы будем говорить о том, кто отдает себя во благо других. А творческое задание урока не простое изложение текста: вы должны не только передать содержание текста, но и определить авторскую позицию, убедительно доказать ее собственными примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_izlozhenie-opisanie_v_zhanre_biograficheskogo_ocherka.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ-ОПИСАНИЕ В ЖАНРЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА
(8 класс)
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего изложения.
Форма урока: мастерская письма.
Технология: педагогическая мастерская.
Возрастная группа: учащиеся 8 класса.
Цели урока:
Образовательные:
1) повторить через анализ готового текста следующие понятия: тема, основная мысль, стиль текста',
«Великая сила - человеческая красота», - пишет автор в финале произведения о героях текста. Мне хочется добавить, что Егор Дрёмов красив особенно.
2. «В жизни всегда есть место подвигу» - это доказывает герой рассказа М. Булгакова «Стальное горло». Мирная профессия врача в мирное время. Кажется, можно только мечтать о подвиге.
Это произведение о молодом человеке, который только два месяца назад закончил учебу. Теперь он работает врачом. Очень тяжело отвечать за жизнь других людей, особенно когда она на-ходится нод угрозой. Переживания молодого врача понятны: больной девочке поможет только операция на горле, но это первая операция молодого врача. Изначально испортить свою репутацию или попробовать помочь ребенку? «Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь», - так описывает переживания героя писатель. Врач не побоялся взять ответственность на себя, поспорить с родными ребенка. Девочка осталась жива, его боготворят больные, у него заслуженная слава. Но кто, кроме него, знает, каких героических усилий стоило ему решение, принятое в ту ночь, когда привезли маленькую умирающую Лидку?
3. Многое выпало пережить А. Соколову, герою рассказа «Судьба человека» М. Шолохова. Не один геройский поступок ему пришлось совершить. Самой яркой сценой в произведении, на мой взгляд, является эпизод «У Миллера». Главный герой спокойно собирается принять смерть от руки фашистских офицеров. Полуживой от голода, он оказался нравственно выше сытых врагов, поразив их отказом выпить за победу Германии. Это геройский поступок.
Кажется, что А. Соколов никого не способен обидеть, но он нарушает христианскую заповедь «Не убий!». Ради другого человека не остается в стороне, а жестоко карает предателя, восстанавливая справедливость (эпизод «Ночлег военнопленных»).
Его подвиг и в том, что он не побоялся трудностей, когда согрел сердце Ванюшки. Андрей уже человек немолодой, дома у него нет. Но он взял на себя такую ответственность ради ребенка, ради того, чтобы стало на одну сироту меньше в тяжелое послевоенное время.
4. Среди рассказов о важных событиях мы находим не менее важные о красоте человеческой души, готовности человека жертвовать своим здоровьем и жизнью во имя помощи тем, кто попал в беду, кого постигло несчастье. За скупыми строчками газетных статей или за сдержанным голосом телевизионного комментатора можно без труда открыть для себя щедрую душу человека, его благородство и мужество.
Стоит вспомнить трагедию в Беслане. Люди предлагали свою жизнь в обмен на жизнь детей. Это подвиг? А сколько людей откликнулось на горе российского народа! Жители Америки, Европы, Азии предлагали материальную помощь, отдых и реабилитацию пострадавшим. Наверное, участие в судьбе других людей делает нас духовно богаче и счастливее.
12. Третье чтение текста.
13. Промежуточная рефлексия.
- На что требуется обратить внимание при написании изложения с творческим заданием?
- Чему мы уделим особое внимание?
Второй этап.
III. Реконструкция.
1. Индивидуальная работа по созданию текста.
2. Работа в парах. Взаимопроверка и корректировка творческой работы.
3. Афиширование. Чтение творческих работ.
4. Фронтальная работа. Беседа о содержании текста.
-Какова тема данного текста? Найдите основную мысль. Как в различных частях текста решается автором проблема подвига?
- Определите стиль и тип текста.
5. Второе чтение текста учителем.
6. Групповая работа. Составление сложного плана текста.
Разделите текст на части, озаглавьте их (как можно ближе к языку и стилю исходного текста).
Примерный план
1. Человеческая память хранит имена героев:
А) променял парады и банкеты...
Б) привил себе вирус трахомы.
2. Молодые люди работают везде.
3. Есть место подвигу в любой обстановке:
А) жизнь Александра Селькирка;
Б) победить себя!
4. Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему.
5. Жизнь пестра и разнообразна.
7. Социализация. Проверка и обсуждение выполненного задания.
8. Фронтальная работа. Актуализация знаний об авторской позиции и аргументах.
- Авторская позиция - выражение отношения автора к изображаемому. К чему призывает автор? А как считаете вы, «есть место подвигу» в мирное время?
Аргументы - доказательства, не стоит забывать, что убедительный аргумент требует иллюстрации, то есть подтверждения, | основанного на читательском или жизненном опыте.
9. Разрыв. Слово учителя.
-Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине «народной войной» для наших соотечественников.
За героические подвиги в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза удостоены 11663 человека, в том числе 87 женщин. В одном ряду с Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым, Николаем Гастелло стоит и имя Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, сбившего в годы Великой Отечественной войны 11 самолетов противника, 7 из них он сбил с уже ампутированными ногами.
10. Групповая работа. Обсуждение выполнения домашнего задания и подготовка к выступлению.
11. Афиширование. Представление домашнего задания.
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ «Русский характер» А. Толстого. Егор Дрёмов, герой текста А. Толстого, меня поразил. Он удивил меня мужеством: несмотря на то что его признали непригодным к воинской службе, он воевал до окончания войны. Также в эпизоде «Возвращение домой» лейтенант поразил меня силой характера, выдержкой. Сколько нужно иметь такта, чтобы не обидеть родного человека, чтобы дать возможность устроить свою жизнь не с калекой (как он считал) своей невесте... Главное - не внешние данные человека, а его внутреннее содержание. Хорошо, что это понимают.
«С этим жить можно», - сказал он в госпитале, когда ему сняли бинты. Не смог бы он жить с
предательством, с трусостью... Потому и о том, как воевал, он вспоминать не любил, гак как не видел в этом ничего выдающегося.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы будем говорить о том, кто отдает себя во благо других. А творческое задание урока не простое изложение текста: вы должны не только передать содержание текста, но и определить авторскую позицию, убедительно доказать ее собственными примерами.
3. Записи в тетрадях.
Дата, тема, рабочие материалы.
II. Деконструкция.
1. Групповая работа над заглавием творческой работы.
Разбейте предложенные варианты заглавий на группы. Объясните свой выбор.
1) Этот замечательный человек.
2) В человеке должно быть все прекрасно.
3) Расскажу о хорошем человеке.
4) Человек прекрасной судьбы.
5) Живой пример.
6) В жизни всегда есть место подвигу.
7) Человек беспокойного сердца.
8) Жизнь для других.
9) Человек, на которого хочется быть похожим.
2. Социализация. Проверка и обсуждение выполненного задания.
3. Первое чтение текста учителем.
Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
Николай Михайлович Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль... Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг.
.. .Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.
А как же подвиг?
И все же мне кажется: есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове с его победой: над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, своими пороками, опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее полюсе горение и мужество, на другом - тунеядство и трусость. На одном - высокий порыв, жажда знаний, на другом - равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдет человек, зависит от него самого. (Н. Дубинин.)
6. Выделите те языковые средства, которые позволили выразить отношение автора к погибшим во время Великой Отечественной войны.
7. Попробуйте, используя прием автора, написать о численности погибших.
15. Социализация.
Представление выполненного задания.
16. Промежуточная рефлексия.
- Какие виды орфограмм мы сегодня повторяли?
- Оказали ли вам помощь в подготовке к написанию сочинения предложенные тексты?
Второй этап.
III. Реконструкция.
1. Индивидуальная работа по созданию заключения сочинения.
2. Разрыв.
Сопоставление исходного варианта заключения с рабочими вариантами.
Много лет прошло с той поры, а память человеческая жива: по телевидению показывают фильмы о войне, поют песни, рассказывают о пережитом ветераны...
Как удержать в памяти те годы? Как остановить время? Может, и не стоит, ведь меняется жизнь, появляются новые ценности. Нет, не случайно человеку дана память. Мы должны об этом помнить.
Попытайтесь сосчитать до 20 миллионов: один, два, сто, тысяча, четыре тысячи... Это не просто цифры: это люди, судьбы, тысячи неродившихся детей... Страшной ценой досталась победа, и мы должны об этом помнить!
3. Работа в парах. Доработка и корректировка заключения творческой работы.
4. Афиширование. Чтение заключительной части творческой работы.
5. Итоговая рефлексия.
-Есть ли у вас замечания или предложения по планированию работы на сегодняшнем уроке?
— Какие мысли, высказанные или прочитанные на уроке, вам показались самыми интересными?
-Продолжите предложение устно: Мой сегодняшний успех в том, что...
Домашнее задание. Подготовить творческую работу для оценивания.