Статья о взаимосвязи научных и образовательных учреждений

Яшина Александра Михайловна

В настоящее время взаимодействие научных и образовательных учреждений обусловлено государственной инициативой. Учёные стремятся оказать помощь педагогам, в образовательных учреждениях выделяют ставки для научных руководителей, способных вести школу новым путём, раскрывать горизонты новых научных направлений. Что же сейчас привлекает внимание педагогов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dulneva_stat.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о взаимосвязи научных и образовательных учреждений

Теория, мой друг, суха,

Но зеленеет жизни древо.

И. В. Гёте 

Большинство людей склонно считать, что наука – это отдельное царство, не имеющее прямого (а некоторые и косвенное отрицают) отношения к образовательным учреждениям. Но это далеко не так, и в современном мире нет логического основания разделять науку и образование. В настоящее время взаимодействие научных и образовательных учреждений обусловлено государственной инициативой. Учёные стремятся оказать помощь педагогам, в образовательных учреждениях выделяют ставки для научных руководителей, способных вести школу новым путём, раскрывать горизонты новых научных направлений. Что же сейчас привлекает внимание педагогов? Какое научное направление ложится в основу образовательной организации, к какому учёному можно обратиться за советом и использовать полученный результат в педагогических целях?

Для начала стоит отметить, что большинство направлений современной науки объединяет антропологический подход. Антропоцентризм ставит в центр исследований языковую личность. Говоря о филологическом образовании, мы акцентируем внимание на стремлении человека проанализировать развитие мышления и найти его отражение в языке. Например, аксиологическая лингвистика – это исследовательский подход, применимый к целому ряду конкретных лингвистик. Предмет аксиологического анализа - язык как cредство формирования и выражения ценноcтей. В принципе многие лингвистические дисциплины и методы могут включать аксиологический аспект. В настоящее время появилось несколько аксиологически ориентированных дисциплин – этнолингвистика, лингвокультурология, эколингвистика и др. При Волгоградском педагогическом университете под руководством В. И. Карасика функционирует научно-исследовательская лаборатория «Аксиологическая лингвистика».

Также профессор Владимир Ильич Карасик поддерживает новое научное лингвоконцептоцентрическое направление в лингводидактике и методике, которое развивает доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена Наталья Львовна Мишатина. Под методической лингвоконцептологией понимается теория и практика обучения оптимальным средствам введения в культуру (представленной системой ее базовых концептов) сквозь призму языка современного ученика – как формирующуюся языковую личность, субъекта индивидуальной картины мира [Мишатина 2012].  Наталья Львовна Мишатина является научным руководителем ФЦПРЯ на базе гимназии № 171, в которой учителя реализуют научный проект «Методическая лингвоконцептология» и успешно демонстрируют потенциал лингвокультурологического метода, который позволяет сформировать у учеников метапредметные универсальные учебные действия, демонстрирует юным исследователям силу языка, являющуюся основным инструментарием при формировании их внутреннего мира.

Учёный-лингвист Максим Анисимович Кронгауз считает, что на данный момент самое развивающееся направление — это компьютерная лингвистика, зачастую решающая вместо человека те языковые и коммуникативные задачи, решить которые ему не под силу. Если говорить о более традиционных областях, то, по мнению учёного, на данном витке развития лингвистика все больше внимания обращает на коммуникацию, а в частных случаях обращается к конфликтной коммуникации. С появлением интернета и организации в интернет среде социальных сетей, блогов в рамках данных локаций возник к жизни языка интерес, который подтверждается наличием различного рода научных работ лингвистов, психологов по анализу речевой культуры в виртуальном пространстве, влиянию социальной среды на подростков. Коммуникативное предназначение языка обращает внимание на закономерности употребления языка в речи, на психологические и социальные условия осуществления языковой деятельности.

Так, психолингвистика (психология языка) изучает процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде. Психолингвисты используют накопленные знания для развития навыков чтения у детей, совершенствуют методики обучения детей и взрослых языкам, разрабатывают новые методы лечения и реабилитации людей с различного рода речевой патологией, вносят свой вклад в создание искусственного интеллекта. Основные научные методы психолингвистики: эксперимент, наблюдение, моделирование, ведь для постижения сути человека необходимо понять его природу.

В связи с этим можно утверждать, что научные направления, целью которых является постижение человека, его языка, мышления сходятся и объединяются одной общей идеей. Поскольку человек – это носитель определённой этнокультуры, филология обращается к современным достижениям не конкретной науки или области, а находит выходы в различные сферы научной жизни. Человек - уникальная личность, изучением, постижением которой занимаются и фундаментальные, и прикладные науки.

Рассмотренные научные направления и методы могут служить основой для филологического образования. Удачный на наш взгляд термин немецкого учёного Л. Вайсгербера «промежуточный мир» (нем. Zwischenwelt), характеризующий язык, подтверждает мысль о необходимости обращаться к различным достижениям науки для его изучения, ведь каждый человек видит мир по-разному, а значит и выражает свои мысли иначе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что науку можно сделать интересной за рамками узкого профессионального сообщества. И сейчас, пожалуй, наступило то время, когда наука может стать доступной широкому кругу людей благодаря современным технологиям. Популяризация науки – явление ожидаемое, однако необходимо грамотно следить за ним, поскольку интерес публики порождает огромное количество лекций неспециалистов. Для филологического профиля, несомненно, важно готовить не только научных сотрудников, но и представителей научных школ, сообществ, которые бы могли объяснить важность проведенной работы широкой аудитории так, чтобы они не только поняли, но и моги взять если не всё, то отдельные идеи на заметку. Подобные научные коммуникации за границей — это сложившаяся практика отчёта перед социумом о результатах научной деятельности.

В качестве замечательного примера вспомним прошедшую в 2012 году в рамках дискуссионного клуба «Интеллектуальный базар» лекцию Татьяны Черниговской — российского нейролингвиста и экспериментального психолога, доктора филологии и биологии, члена-корреспондента Норвежской академии наук. Татьяне Черниговской, биологу, лингвисту, семиотику и психологу в одном лице удалось сильно озадачить собравшихся - слушатели задали десятки разнообразных вопросов. Лекций подобного уровня немного. Слушатель понимает содержание, но у него появляются вопросы, на которые он уже, при желании, будет сам искать ответы. В этом заслуга лектора: повлиять на людей, приблизив их к науке, объяснив, что она сложна и интересна, познаваема и недоступна до конца. Дополнив слова великого русского поэта А. С. Пушкина, с уверенностью скажем: «Наука образованию даёт «и пышный цвет и сладкий плод»».

Список литературы

1. Методическая лингвоконцептология: формирующаяся научная школа или "невидимый колледж"?  /Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. № 3 (2012). – С. 69-78. (РИНЦ, журнал из списка ВАК).

2. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания /под ред. Н.Л. Мишатиной. Москва: Изд-во "Национальное образование, 2016. 232 с.

3. Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М., 2003. 316 с.