«Использование информационных технологий на уроке бурятского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
Основные задачи использования информационных технологий на современном уроке бурятского языка в условиях введения ФГОС, прежде всего: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осзновать последствия её воздействия на психику, овладевать способами на основе небвербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадмаева Дынсыма Викторовна,
учитель бурятского языка и литературы
МБОУ «Баянгольская СОШ » Баргузинский район Республика Бурятия,
адрес: densemabadm@mail.ru
«Использование информационных технологий на уроке бурятского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования в условиях введения ФГОС в школах является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Под термином «информационные технологии» понимают совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Суть информатизации образования определяет создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях. Компьютерное обучение является эффективным, способствует организации учебного процесса, наполняет содержание урока, позволяет сосредоточиться на планируемые результаты и формирование УУД. Использование ИТ возможностей позволяет мне разрабатывать презентации к урокам, для более прочного усвоения материала, для повторения пройденного.
Одним из главных критериев образовательного процесса в условиях ФГОС является самостоятельность учащегося, умение работать в группе и, что немаловажно, умение самоценивать свою деятельность, умение выслушать критику, отстаивание мнения, обмен мнениями, знаниями, выработка точки зрения.
Результатом применения ИТ должно стать создание в учебном коллективе «атмосферы ответственной зависимости». Учащиеся начинают с определенностью ощущать те незримые, но весьма крепкие нити социальных связей и отношений, которые выступают духовным фоном становления нравственной зрелости. Ведь возвращаясь к требованиям ФГОС учитель должен не просто обучать, а «учить учиться», и практически уроки ориентированы на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Основные задачи использования информационных технологий на современном уроке бурятского языка в условиях введения ФГОС, прежде всего: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Методы и приемы применяемые на уроках бурятского языка можно классифицировать по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия), наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа текстов), практические (создание презентации учащимися к уроку, на ученическую конференцию, во внеурочной деятельности- как защита проекта). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (разработка и применение различных упражнений и заданий на материале медиа, проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или источника с целью развития критического мышления), частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе:
— усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.
— позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
— повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
— расширяют возможность самостоятельной деятельности; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности.
— обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Опыт организации учебного процесса активного использования ИКТ в своих уроках позволяет мне говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций.
При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране — комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.
Программа Microsoft Power Point проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы тестов и заданий . Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карточки, рисунки, портреты бурятских писателей.
Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Создание презентаций — использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны.
Презентации к урокам удобны тем, что при подготовке отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита,- все это положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально видоизменять любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
На личном опыте я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. У детей легче формируются познавательные, личностные, регулятивные УДД. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил меня, как учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители моих учеников стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании материалов о жизни класса, презентаций по различной тематике.
В своей педагогической деятельности компьютер использую на различных этапах уроков , конечно же, на классных часах.
Информационные технологии использую в следующих вариантах:
— мультимедийные презентации;
— тесты и тренажеры;
— проектная деятельность учащихся;
— игровые и интерактивные задания
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:
— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MSword, MSexcel, MSpowerpoint;
— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением. Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне успешно решать учебные и воспитательные задачи.
В современной концепции полного среднего образования в России ставится задача формирования у выпускников умений, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.
Литература:
1.Сидорова Е.В., Фрадкин В.Е. Информационная компетентность учителя. (Монография) – СПб, ИПО РАО, 2008 – 126 с.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
3.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М., 2007.
4.Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: http://center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».