«Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности посредством мультипликационных фильмов»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №166 «Цветик-семицветик»
города Чебоксары Чувашской Республики
Консультация для педагогов
«Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности посредством мультипликационных фильмов»
Подготовила:
воспитатель Николаева Т.В.
Чебоксары- 2015
Лучшим стимулом для развития речи ребенка является общение со взрослыми. С другой стороны, мультфильмы могут принести ребенку огромную пользу, если правильно подобрать материал для просмотра и показывать его подходящем возрасте. Только нужно знать, когда нужно вводить мультики ежедневную практику и какие передачи подходят для младшего и дошкольного возраста.
В каком возрасте мультфильмы способствуют развитию речи?
До 3 лет главной речевой активностью ребенка становиться диалог со взрослыми или старшими детками. Малыш не только озвучивает случайные звуки, но и учится использовать речь, чтобы донести до окружающих свои мысли. Поскольку телевизор в этом возрасте может выступать в роли активного собеседника, от просмотра развивающих мультфильмов толку мало.
Идеальное время просмотра мультиков для развития речи – это возраст от трех до пяти лет. Малыш впитывает любые слова, речевые обороты и целые фразы, как губка. Просмотр мультфильмов расширяет словарный запас, учит правильно строить предложения. Однако, ребенок пока не обладает критическим мышлением, потому запоминает информацию, даже не осознавая ее смысла. До пяти лет очень важно чтобы пояснить прорабатывать мультики с детками после просмотра, чтобы пояснить сложные слова и фразы.
У пятилеток особенно развита познавательная активность, потому мультики положительно сказываются на развитие их речи и других способностей. После просмотра у малыша возникает множество вопросов, с которыми он не боится обращаться к родителям. Кроха расспрашивает о значении выражений, правдоподобностей действий. Благодаря зарождающемуся критическому мышлению, в этом возрасте можно почерпнуть с экрана большой объем полезной информации, а также пополнить свой словарный запас.
Как правильно подобрать развивающие мультфильмы?
Чтобы просмотр мультфильмов приносил ребенку максимальную пользу, необходимо правильно подбирать их по возрасту. Главным критерием отбора являются проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, подающие пример вашему малышу. Например, трехлетнему ребенку не понять трудностей, связанных с поступлением в школу.
Ребенок не в состоянии осознать и запомнить информацию с экрана телевизора, если он не имеет базы знаний по теме мультфильма. Например, если вы не были в зоопарке, то малыш не сможет понять, кто такой Крокодил Гена. Поэтому перед просмотром желательно, чтобы ребенок получил наглядный опыт, который поможет понять, о чнм идет речь на экране.
Примеры развивающих мультиков для детей:
В многообразии мультипликационных фильмов студии Disney имеются две развивающие серии: «Клуб Микки Мауса» и «Маленькие Эйнштейны». Первый мультсериал подойдет малышам двух лет и обучит их знание о цветах, формах, основы чтения и счета. Вторая серия адресована малышам постарше, поскольку затрагивает темы искусства, географии, культуры.
Обычно дети, возраста трех лет очень любят смотреть мультфильмы «Даша – следопыт и «Диего, вперед!» первая серия повествует о необыкновенных приключениях девочки Даши и ее верного спутника Башмачка. Второй мультсериал рассказывает про мальчика Диего, который со своей сестренкой Алисой помогает разным животным во время их путешествий. Эти мультики обучают деток Различать оттенки и цвета, использовать карты, читать и прививать любовь к природе.
Программу «Бэби Эйнштейн» создавали для любознательных малышей. С ней они узнают о природных явлениях, шедеврах мирового изобразительного искусства и музыки. Для подросших крошек предназначены выпуски о животных, геометрических фигурах, арифметике.
Мультфильмы Роберта Саакаянца учат деток основам счета и чтения, рассказывают об окружающем мире, природе и истории. Большой поток информации преподносится в доступной форме, поэтому эти сериалы можно показывать даже трехлетним.
Российская серия мультиков «Уроки тетушки Совы» подходят для деток старше трех лет. Мудрая сова поведает малышам о природе, искусстве, географии, правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Единственным недостатком этих передач психологи считают то, что Сова повествует, как учитель, а не выступает в роли соученика.
Огромной популярностью среди ребятишек в возрасте- лет пользуется серия мультфильмов «Фиксики», снятая по мотивам произведения «Гарантийные человечки» авторства Эдуарда Успенского. Забавные персонажи объясняют малышам, как работают окружающие приборы, и как их можно починить. Мультфильм способствует развитию логического мышления, одновременно демонстрируя примеры взаимовыручки и дружбы.
Американским аналогом «Фиксиков» можно считать мультсериал «Семья Почемучек». Члены веселой семейки по очереди объясняют маленькому сыночку и юным телезрителям различные природные явления, принципы работы приборов и многое другое. Несмотря на достаточно высокий темп повествования, малышей- лет невозможно оторвать от просмотра этой передачи.
Серия других удачных развивающих передач для малышей можно выделить серию «Я все могу!», легендарную обучающую программу «Улица Сезам» и ее российский аналог «АБВГДейка», а также документальный фильм ВВС о живой природе.
Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ просмотренного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, развитие причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- мультфильмы помогают реализовывать эмоциональные потребности.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить , кто делает правильно, а кто нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Нужно выбрать для ребенка добрые, познавательные мультфильмы. Конечно же телевизор не способен заменить общение. Просмотренные передачи, желательно разыгрывать понравившиеся сцены и задавать больше вопросов. Только в этом случае мультфильмы будут способствовать развитию речи и мышления ребенка.