Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числмтельное как часть речи"

Попенко Наталья Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попенко

 Наталья

 Константиновна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория

МОБУ «Русская школа»

 Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Имя числительное как часть речи»

 Основу урока составляет проектно - исследовательская деятельность, основанная на создании учебного проекта в рамках учебной программы.  Планируется в рамках одного учебного урока, выполняется группами учащихся.

 Урок русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи».

Цели:

-обучающие:   формировать у обучающихся  понятие о числительном как о части речи, его грамматических признаках.

- развивающие:  развивать умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать.  Развивать мышление, творческое воображение, развивать культуру устной и письменной речи.

- воспитательные:  воспитывать гражданина России, уважающего национальные ценности,  народную мировую  культуры.  Воспитывать культуру общения с одноклассниками на основе совместной деятельности ( умения сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.

               Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

     Какое приключение без путешествия. Сказки любят все: и взрослые, и дети. Заглянем на минуточку в одну из них, всем нам хорошо известных  ( демонстрируется эпизод из  художественного фильма сказки « Приключение Буратино», где Карабас Барабас отсчитывает деньги Буратино за тайну).

   

-Сколько золотых монет отсчитал Карабас Барабас?  (Пять)

 – Вспомним математику. Что обозначает слово пять. (Число.)

 С помощью суффиксов - и- –тель- -н- от существительного число образуйте новое существительное – числительное.

 Вывод: Слово пять отвечает на вопрос  Сколько? и обозначает числительное.

 – Тема нашего урока: «Имя числительное как часть речи»

Определим цели нашего урока:

- дать определение числительному как части речи.

- научиться отличать числительное от других частей речи.

- составить синквейн с именем числительным.

I I I.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии опорных знаний.

1.  Само название этой части речи  является производным от слова  «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).  Числительное  - уникальная часть речи.

(По материалам «Энциклопедии  для детей».

«Языкознание. Русский язык»)

-Как вы думаете:  «В чём же уникальность этой части речи?»,  ( Вместе с обучающимися  выявляются причины затруднения)

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

 «Выясните, так ли уж важна эта часть речи для нас?   Какую роль она играет в тексте?»

 Для ответа на поставленные вопросы  исследуем  употребление  числительных на материале пословиц и поговорок народов мира.

Проект: « Числительное – уникальная часть речи».

                                                         План  работы.

  1. Открыть учебник русского языка на странице 139, прочитать правило. Выделить в нём законченные сообщения:

- сколько сообщений в правиле ?

- на сколько групп можно разбить (объединить) все сообщения? Предложите свой вариант содержания каждой группы.

- определитесь в цветном оформлении

- начертить цветную схему  - кластер  ( что обозначает, на какой вопрос отвечают, на какие два разряда делятся, как изменяются)

( Работа в парах.    Выделяют ключевые слова, пробуют выстроить информационную схему для лучшего понимания и запоминания)

После коллективного обсуждения выстраивается кластер, по которому учащимся удобно запомнить и воспроизвести правило по схеме – опоре.   ( смотреть презентацию)

Работа в группах.

  1. Проанализировать  пословицы и поговорки народов мира с точки зрения употребления  в них числительных.
  2. Сравните роль порядковых и количественных  числительных, выделите их разным цветом, выявите синтаксическую и грамматическую роль числительных.
  3.  Создайте таблицу, в которой вы наглядно продемонстрируете возможность образования от числительных другие самостоятельные части речи, сопоставьте их морфологические признаки.
  4. Сделать вывод

I группа

Прочитайте сказку – шутку  «Шестеро». Дополнительное задание. Передайте краткое содержание. Вспомнить, что такое синоним. Найти синонимы в тексте. Определить влияние числительных на образование синонимических пар.

  У отца было шестеро сыновей. Вот им отец и говорит: « Пойдите в город, купите, что кому нравится».  Пошли братья в город. Стали покупать. Пятеро купили ружья без стволов, а у шестого в ружье дула не оказалось. Повесили ружья на плечи – и домой. Вдруг откуда ни возьмись, бегут им навстречу шесть зайцев. Увидев братьев, пять зайцев помчались прочь, а шестой пустился наутёк. Братья вскинули ружья. Пятеро закрыли глаза, а шестой зажмурился. Выстрелили. Пятеро промахнулись, а шестой не попал. Тогда братья бросились догонять зайцев.  Пятерых схватили, а шестого поймали. Вот так удача! Решили зайцев в напёрстке варить. Пять зайцев в напёрстке не помещаются, а шестой не влезает.  Пошли к соседям за кастрюлями. Пятеро соседей были скупыми, а шестой жадный. Дали соседи пять кастрюль дырявых, а одну без дна. Ста ли братья зайцев  варить. Под пятью кастрюлями забыли огонь развести, а под шестой и не разжигали. Варятся зайцы, а как сварятся, тогда и дальше можно рассказывать.

Проверка практической работы.

Ученик.  В  шуточном тексте  рассказывается об отце и его сыновьях, о том как сыновья на охоту ходили.   Мы видим употребление автором  чисел: шесть и пять, один, но их свойства в русском языке  отличительны от роли в математике.  С помощью образовавшихся количественных числительных шестеро и пятеро мы узнаём сколько было сыновей у отца, сколько зайцев они встретили, сколько кастрюль им дали. С помощью порядковых числительных: шестого, шестой, мы понимаем, какой по счёту сын или заяц сделал всё не так как другие. Порядковые числительные мы подчёркнули зелёным цветом, а количественные - красным цветом. На наш взгляд с помощью количественных и порядковых числительных автору удалось включить в текст слова -  синонимы, которые сделали этот тест  юмористическим и интересным для чтения.  

Ученик:  Из ранее изученного нами материала, мы знаем, что сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Синонимические пары:

Пятеро без стволов – у шестого дула не оказалось,  пять помчались прочь – шестой пустился наутёк, пятеро закрыли глаза – шестой  зажмурился, пятеро промахнулись – шестой не попал, пятерых схватили – шестого  поймали,  пять зайцев не помещаются – шестой  не влезает, пятеро соседей были скупыми – шестой жадный, пять кастрюль  дырявых –  одну без дна,  под пятью забыли огонь развести – под шестой не разжигали.

Количественные числительные в сочетании с существительным  являются одним членом предложения – подлежащим (шестеро сыновей), а может выступать как самостоятельным членом предложения - подлежащим (пятеро купили),  дополнением (дали пять кастрюль), порядковые числительные являются определениями  (под шестой не разжигали).

Изменяются по падежам (у шестого дула, под пятью кастрюлями).

II группа

 Дополнительное задание. Прочитать текст и передать его краткое содержание. Работа со словарём. Определить лексическое значение слова «магия». Вспомнить определение пословицы.  Докажите, что  число 7 считалось магическим, как это связано с пословицей?

                                                    СЕМЬ, СЕМЬ, СЕМЬ

    Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна  считалось магическим.  Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят:  « У него семь пятниц на неделе», об умном человеке говорят: « Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: « Семь бед, один ответ».  Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: « У семи нянек  дитя без глазу»  (т.е. без надзора, без присмотра). Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут»  О дальних родственниках говорят: « Седьмая вода на киселе». О чём – либо хорошо спрятанном говорят: « За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений».  О трудолюбивом человеке говорят:  « Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: « Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Число 7 встречается и в пословицах других народов. Японцы например утверждают: « Белила 7 недостатков скроют». Бенгальская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». Армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений». У многих народов в обычаях и суевериях отразилось это число.

 Ученик. В тексте говорится о магическом числе 7. Изучив значение слова магия, из толкового словаря Т.Ф. Ефремовой, и сопоставив с определением пословицы, мы можем сделать вывод, число 7  связывалось у народа с волшебством и возможностью воздействовать с помощью него на человека и окружающую его природу. В пословицах через числительное 7 народу удалось передать народную мудрость в самых разнообразных поучительных смыслах.  От числа семь  образуются количественные и порядковые числительные ( семь пятниц на неделе, до седьмого пота). Числительное, отвечает на вопрос Сколько? Какой? Количественное числительное не имеет рода, в предложении может быть так же сказуемым.

Магия 1) Совокупность приемов и обрядов, связанных с верой в способность человека (колдуна, мага) с помощью сверхъестественных сил воздействовать на природу, людей, животных; колдовство, волшебство, чародейство. 2) а) перен. Необыкновенная сила воздействия на кого-л. б) Притягательная, покоряющая сила; очарование. ...

ПОСЛОВИЦА, -ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.   

III группа

Прочитайте таблицу и используйте её при списывании пословиц, в скобках вместо точек словами напишите нужные количества.  

Дюйм = 2,54см.,

Фут = 304, 8мм., аршин = 0,711м.,

вершок = 1/16 аршина,

пядь = ¼ аршина, = 18 см.,

сажень = 3 аршина, 2м 13см,

 верста = 500 сажень( верстовой столб )

пуд = 16 кг

фунт = 0,454кг

золотник = 4,26 г.

центнер = 100кг,

тонна = 1000кг,

карат = 1/160 унции = 0,2г.

1.Фунт(…) пуду(….) уступает (русская). 2.Чужой вершок(….) видит, а свой аршин(…..) не замечает  (японская).  3. Дела на вершок(….) , болтовни на сажень(….) (индонезийская).  4.Ты от правды на пядь(….), а уж она от тебя на сажень(….) (русская).  5.Болезнь приходит пудами(…..), а уходит по золотнику(….) (башкирская). 6. У насекомого с вершок(….), полвершка(….) душа занимает (японская).  7.Невежа оставляет дверь открытой на один дюйм, лентяй -  на три, а дурак настежь. ( японская)

 Проверка практической работы.

   Ученик. В  данных пословицах говорится о единицах измерения, употребляемых  разными народами мира, которые можно записывать словами и цифрами. Уже тогда люди видели, что через сравнение разных величин можно подметить достоинства и недостатки характера человека ( высмеивается   лень,  подчёркивается  важность правды, необходимость беречь здоровье)  На примере  пословицы № 7 мы видим, как применяя числительное дюйм, народ показывает деградацию человеческого невежества, лени и глупости.

    Числительное изменяется по падежам, в предложении может быть дополнением, определением.

Все выступления групп суммируются в один проект.

Проект: « Числительное – уникальная часть речи».

Цель проекта: освоение конкретных знаний на уровне их практического применения

Особенность: в тексте как часть речи выполняет особую роль. Называет количество предметов (сколько?),  порядок при счёте (который?). Позволяет передать точную информацию. Одновременное употребление количественных и порядковых числительных даёт возможность созданию синонимических пар из других частей речи. Это позволяет импровизировать народной мысли, обогащая устную и письменную речь.

Магическая сила числа  связана в народе с обрядами, которые воздействовали на людей. Число всегда содержало в себе некую тайную силу.  Эта сила воздействия проявила себя в пословицах, имеющих назидательный характер. Одно и тоже числительное могло являться основой для создания большого количества пословиц с разным поучительным смыслом.

 Единицы измерения могли записываться цифрами и буквами. Эта исключительность передалась и современным числительным. Уже тогда народами мира была подмечена разность величин ( больше, меньше). Эта особенность была положена в основу  отражения  поведения в характере человека через  пословицу, ёмко выражающую  житейскую мудрость и назидательность.

На примере числительных из текста покажем возможность образования от них новых частей речи и их отличительные признаки (шестеро, пятеро, шесть, семь, пять)

Часть речи

Вопрос

Примеры

Можно записать словами и цифрами.

Числительное

Сколько?

Какой?

 Шстьдесят шесть

Семьдесят пять

           Шестой  

седьмой

Можно записать словами и цифрами.

Имя существительное

Кто? Что?

Шестерня, пятак, пятиклассник, пятерня, семиклассник, семья

Можно записать словами, но нельзя записать цифрами.

Имя прилагательное

Какой?

Шестиэтажный, пятиэтажный, семиэтажный дом

Можно записать словами, но нельзя записать цифрами.

Глагол

Что делать? Что сделать?

Упятерить силы

Можно записать словами, но нельзя записать цифрами.

Каждая группа сопоставила числительное и часть речи от них образованную. Например числительное и существительное (пять и пятак), прилагательное и числительное (шестой , шестиэтажный).

Заполните таблицу

Вопрос

Пятак

Пять

1.Что обозначает?

 предмет

количество предметов

2.На какой вопрос отвечает?

Что?

Сколько?

3.Грамматические признаки:

род;

склонение;

число;

падеж:

И.п (кто? что?)

Р.п. (кого?чего?)

Д.п.(кому?чему?)

В.п. (кого? Что?)

Т.п.(кем? Чем?)

П.п.(о ком? О чём?)

Мужской род

Второе склонение

Единственное число

Пятак

Пятака

Пятаку

Пятак

Пятаком

О пятаке

Нет

Нет

Нет

Пять

Пяти

Пяти

Пять

Пятью

О пяти

4.Можно ли записать цифрой

нет

да

5. Определить часть речи

существительное

Числительное

количественное

Заполните таблицу

Вопрос

Шестиэтажный (дом)

Шестой (заяц)

1.Что обозначает?

Признак предмета

Какой по счёту

2.На какой вопрос отвечает?

Какой?

Какой?

3.Грамматические признаки:

род;

число;

падеж:

И.п (кто? что?)

Р.п. (кого?чего?)

Д.п.(кому?чему?)

В.п. (кого? Что?)

Т.п.(кем? Чем?)

П.п.(о ком? О чём?)

Мужской род

Единственное число

Шестиэтажный

Шестиэтажного

Шестиэтажному

Шестиэтажный

Шестиэтажным

О шестиэтажном

Мужской род

Единственное число

Шестой

Шестого

Шестому

Шестой

Шестым

О шестом

4.Можно ли записать цифрой

нет

да

5. Определить часть речи

прилагательное

Числительное

порядковое

Вывод:  На примере пословиц и поговорок народов  мира, мы могли  увидеть значимость и важность роли числа и числительного в жизни людей. Уникальность числительного как части речи состоит, прежде всего, в его особой роли, отличительной от других частей речи. Числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а так же порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы сколько?  какой?  В соответствии с этим числительные делятся на количественные и порядковые.  Количественные числительные изменяются по падежам, порядковые – по падежам, числам и родам. Исключительность состоит в том, что его можно записать словами и цифрами, образовывать другие части речи и  числительные,  в предложении может быть разным членом предложения.

Каждая из групп составляет синквейн и зачитывает вслух.

Пример синквейна.

Числительное

Уникальное, неповторимое.

Считает, измеряет, учит.

Это важная часть речи

Цифры

Закрепление изученного материала.

1. Вырабатывание умения отличать наречия от других частей речи, определять количественные и порядковые числительные.

Прочитайте пословицы народов мира. Выпишите те из них, в которых выделенные  слова являются числительными. Определить разряд числительных.

I.   1. Один день заменит три, если всё делать вовремя (китайская).  2.Три волоска – и все густые (русская). 3.Сколько уголь камнем не три – белым не станет (сингальская). 4.Оглядывайся на себя по три раза в день (японская).5. Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает (ассирийская). 6.Ворона белой не станет, сколько ни три её песком (грузинская). 7.Ходит, будто три дня не евши (русская). 8.Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке (немецкая).

II. 1.  Шестом потока не остановишь (японская). 2.Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают ( эрзя). 3.Сплетня и семью разрушит (армянская). 4.Бедняк тот, кто охвачен жадностью, пусть он владеет семью островами (древнеиндийская). 5.Будь сердцу мил, пусть одеяло с семью дырами и подушка -  камень (курдская).

2. Прочитайте пословицы и поговорки. Понравившиеся выпишите, цифры пишите словами. Выразите своё отношение к пословице № II. 3   и попытайтесь вспомнить русскую пословицу с таким же смыслом.

  I. 1. И в деревне, где 8 дворов, свой патриот найдётся (японская). 2.У наблюдающего со стороны 8 глаз (японская).

II. 1.   Лучше одно слово, чем 9 (финская). 2.Чудо длится лишь 9 дней (т.е. всё приедается) (английская). 3.Лучше один рябчик  в сумке, чем 9 на дереве (финская). 4.9 мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули (кабардинская).

III.1.  Лучше 10 виновных простить, чем одного невиновного наказать (русская).  2.Если красота 10, то 9 из 10 – одежда (азербайджанская). 3.У другого видит 7 недостатков, а у себя 10 не замечает (японская). 4.10 знающих не стоят 1, который дело делает (эфиопская). 5.10 ран прими, а стой (русская).  6. Хоть слово мёд ты скажешь 10 раз,  не станет сладко на губах у нас (туркменская). 7.1 ветку тронешь – 10 закачаются (китайская).8. Ловкий человек и без еды 10 суток проживёт. 9.Умей увидеть то, что впереди: срубил чинару – 10 посади (узбекская).

IV. 1.Правда 12 цепей разорвёт (русская). 2.Тот, из кого выйдет прок, уже в 15 лет становится человеком, негодный же и в 40 лет остаётся ребёнком (узбекская). 3.Что сквозь 30 зубов пройдёт – весь мир обойдёт (татарская). 4.Кто в 20 лет – дитя, в 21 – осёл ( еврейская).  5.Где мои 17 лет? (русская).

Подведение  итогов урока.

  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы вспомнили один из жанров русского фольклора – пословицу. На примере  данных пословиц мы с вами имели возможность не только соприкоснуться с народной мудростью, взять что – то поучительное для себя, но и увидеть,  как внимательно относился народ к числительному, как умело применял  его чудодейственную силу  на практике, запечатлевая в нём  жизненный опыт и знания.

  1. Рефлексия

Вспомните, какие цели  мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их достичь?

Самое лучшее в занятии было….., а самое худшее….

Самое интересное было….., а самое скучное….

Мне бы хотелось, чтобы…… Мне бы не хотелось, чтобы…..

 В рамках формирующего оценивания учителем разрабатывается лист самооценки, позволяющий оценить активность обучающегося на уроке, заинтересованность в получении знаний, выработать последующие шаги в обучении и построении урока.

Лист самооценки к уроку «Имя числительное»

Фамилия, имя ученика_______________________________________________

Класс ___6___________________________________________________________

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Цель урока__________________________________________________________

Учебная

деятельность

Мое участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой, проставьте баллы)

Отметка в баллах

Тема, цели и задачи урока

  • Активно выдвигал идеи при обсуждении цели, темы урока – 2 б.
  • С интересом участвовал в определении цели, темы урока – 1 б.
  • Согласился с большинством при определении цели, темы урока (не принимал активного участия) – 0 б.

Работа в группе.

Составление текста

  • Успешно работал в группе (был лидером, распределял роли, помогал, объяснял и т.д., правильно составил текст, без ошибок) – 3 б.
  • Работа в группе принесла удовлетворение (нравится работать в группе, могу помочь, 1 – 2 ошибки в тексте) – 2 б.
  • Передал инициативу партнерам в группе (не умею работать в группе, более 3 ошибок в тексте) – 0 б.

Активность работы на уроке

  • Принял активное участие в работе (отвечал на вопросы, дополнял ответы одноклассников) – 2 б.
  • Участвовал в работе по мере своих возможностей (отвечал на 1 – 3 вопроса) – 1 б.
  • Созерцал происходящее на данном этапе (не работал на уроке) – 0 б.

Лист самооценки к уроку «Имя числительное»

Знаю

Вопрос на урок

Понимаю

Применяю

 Знаю, что такое числительное как часть речи, на какие вопросы отвечает.

Знаю, что числительные делятся на порядковые и количественные.

Знаю, как отличить числительное от других частей речи.

 

 Что такое числительное?

На какие разряды делится числительное?

Как отличить числительное от других частей речи?

 

Понимаю, как отличит порядковое числительное от количественного.

 Понимаю, как найти числительное в тексте

Примечание: колонки 1,3,4 обучающиеся заполняют самостоятельно.

Домашнее задание:

  1. Творческое. Написать сочинение миниатюру « Эта важная часть речи….»
  2. Исследовательское. Найти примеры использования числительных в русских народных сказках, фразеологизмах, пословицах, поговорках. Какие числительные в них используются чаще всего.
  3. Выполните упражнение в учебнике, выучите правило.

Список литературы:

1.Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе.-2011. - № 6

2.Ларионова Л.Г. Методика преподавания русского языка.- М. Просвещение2010.

3.Масич Г.Н.  Практическое применение приёмов формирующего оценивания на уроках русского языка.

4. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно – методическое пособие/под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д:ООО «Легион» 2013.

4.Поляков Е.В. Рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся. Институт образования человека, ЦДО «Эйдос», 2012

5. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.: «Просвещение»,2014г.

6.Хуторской А.В. Системно – деятельностный подход в обучении. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство института образования человека, 2012, стр. 35.

7.Чаурина Р.А. Правописание числительных и частей речи, от них образованных

На материале пословиц и поговорок народов мира // Русский язык. – 2001. - № 10.