Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Морфемика. Словообразование"

Попенко Наталья Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika._slovoobrazovanie.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Попенко

 Наталья

 Константиновна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория

 МОБУ «Русский язык»

   Открытый урок по русскому языку в 6 классе, разработанный на основе технологии критического мышления через чтение и письмо, на тему: «Морфемика. Словообразование»»

Предмет: русский язык

Класс:  6

Тема: «Морфемика. Словообразование»

Место урока в системе уроков по данной теме: 1-ый урок в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи».

Цели:

-обучающие: повторить с обучающимися раздел русского языка – морфемика,  учиться определять значение частей слов, совершенствовать умение в подборе однокоренных слов, формировать умение отличать изменение смысла в слове от изменения формы.

- развивающие:  развивать умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать.  Развивать мышление, творческое воображение, развивать культуру устной и письменной речи.

- воспитательные:  воспитывать гражданина России, уважающего национальные ценности,  народную   культуру.  Воспитывать культуру общения с одноклассниками на основе совместной деятельности ( умения сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Тип урока: урок повторения и актуализации знаний

Планируемые результаты:

Предметные: ученик дает определение понятия “морфемика”, понимает роль морфемы в слове, выделяет значимые части слова, подбирает однокоренные слова, отличает от формы слова.

Метапредметные: анализирует состав слова, строит рассуждение, делает обобщения, создает и преобразовывает текст

Личностные: высказывает и аргументирует свою точку зрения, соотносит цели и задачи урока, вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности работы

Приемы обучения: работа с текстом, инсерт, кластер, таблица, синквейн

Формы работы на уроке: групповая,  парная, фронтальная

Оборудование: учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, компьютерная презентация.

Предварительная подготовка: конспект урока

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I

Организационный момент

II

 Вызов

III

Осмысление содержания

IV

Рефлексия

Домашнее задание

Приветствие.

-Я произнесу слово СТЕКЛО.  Что вы представляете,  когда слышите это слово?  ( прозрачный твёрдый материал)

-Напишем это слово большими печатными буквами. Что вы представляете, когда слышите слово СТЁКЛЫШКО? ( маленький прозрачный твёрдый материал)

- Это совсем два разных слова или в них есть что-то общее? (общий смысл)

- Напишите слово Стёклышко большими печатными буквами под словом СТЕКЛО

- Какая морфема добавилась? ( суффикс –ышк-)

-Эта часть слова поменяла слово стекло на слово стёклышко, и оно стало называть этот же самый предмет уже по-другому. Слово вошло в наше сознание с другим значением, а значит и с другим пониманием и восприятием его нами. Как же этой маленькой части слова - морфеме удаётся менять наше сознание?

Чтобы ответить на этот вопрос сегодня на уроке мы будем исследовать  значение  морфем в строении слова.

- Вспомним, что изучает раздел русского языка морфемика? Почему этот раздел лингвистики получил такое название? (Вместе с обучающимися составляется кластер). Слайд 5

- Приводятся слова учёного – лингвиста А.Н. Тихонова (слайд 6), которые помогают учителю обобщить материал, а обучающимся определить тему урока.

Тема урока: « Части слова»

А теперь сформулируем цели нашего урока. (слайд8)

Цели:

- вспомнить и сформулировать определения морфем;

-учиться определять значение частей слов;

-совершенствовать умение в подборе однокоренных слов;

-составить таблицу. (Слайд8)

Работа в парах с раздаточным материалом

Задание: Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам  вспомнить определения морфем. (Слайд 9,10)  Если вы испытываете затруднения, откройте теоретический материал параграфа, прочитайте и отметьте значками (слайд 11).

V- уже знал

+-новое

?-не понял, есть вопрос

Какие вопросы появились? На какие вопросы не ответили?

-После изучения текста полностью формулируются определения морфем, цветным маркером выделяются ключевые слова для запоминания.

Работа в группах.

Каждой группе предоставляется текст лингвистической сказки «Чудесные превращения»

   Жил-был корень ЗЕМЛ в стране Морфемике. Наскучило ему одиночество, и отправился он в страну Словообразования. Обрадовался ему король Русич и подарил на родостях волшебный сундук, а в том сундуке было великое множество нарядов.

Решил ЗЕМЛ их примерить. Пошёл он работать в огород, взял с собой корень ДЕЛ, а в качестве перчаток надел соединительную гласную Е. Не успел ЗЕМЛ оглянуться, как превратился в ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Решил корень ЗЕМЛ встретиться с друзьями, надел он на себя суффикс ЯК и превратился в слово ЗЕМЛЯК.

 Понял тогда ЗЕМЛ, что каждая морфема – одежда имеет своё определённое назначение и значение. И если теперь он падал, то подкладывал приставку ПРИ и мягко приземлялся. А если он отправлялся в другую страну или на бал, то надевал приставку НЕ, и всё восклицал: « Ах, какой он НЕЗЕМНОЙ красоты!»

I группа

 Проанализировать текст, ответить на поставленные вопросы.

  1. О каком корне идёт речь?
  2. Какие чудеса происходили с корнем –земл-
  3. В каком значении употребляется слово превращение?  (в случае затруднения обратиться к словарю)
  4. Какие наряды надевает корень –земл-  .
  5. Сделать вывод (слайд13,14).

II группа

Проанализировать текст, определить главную мысль. Найти в этом тексте признаки сказки. Выписать образовавшиеся слова с корнем – земл- , выделить морфемы, составить со словами небольшой связанный текст. (земледелие, земляк, приземлялся, неземной)

III группа

Сравните словообразовательные цепочки  (слайд 15).  Вспомните, какие слова мы называем однокоренными. Как вы считаете, являются ли эти слова однокоренными?

Земл + (е) + дел  -  земледелие

Земл + як – земляк

При + земл – приземлялся

Не + земл – неземной

Работа с этимологическим словарём. Определить значение слов, проанализировать  роль  морфемы при образовании нового слова, как   изменяется его лексическое значение.

ЗЕМЛЯ

Земной, неземной, земляной.

(Слайд16,17)

Каждая группа представляет результаты своей работы, которые обсуждаются, обобщаются с соответствующими выводами.

Результаты работы:

Мы убедились в том, что корень - это значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов, которые могут образовываться с помощью суффиксов и приставок.  Морфема  на каждом отрезке слова имеет свой  смысл. Чтобы понять смысл слова необходимо обращать внимание  на значение  всех его частей. Однокоренные слова также могут использоваться как средство связи предложений в тексте.

Закрепление изученного материала.

1Вырабатывание умения находить однокоренные слова, морфемы, с помощью которых они образуются.

Заполнить таблицу. Из данных слов выписать однокоренные слова, распределяя их в соответствии с корнем.

Подчеркните в корнях чередующиеся гласные и согласные.

Красить, ноша, краска, расти, круг, глотка, земной, крашение, избегать, заберёт, глотать, обходить, носить, выращивать, кружить, нести, рослый, пахать, поглощать, земля, избежать, проглатывать, выбирать, обхождение, выбрать, пашня, краситель, приносить, растительный, закружиться, проглотить, земляника, прибирать, хождение, украсить, разрастаться  (слайд 18).

Вывод:

Каждый корень содержит в себе  неповторимое  лексическое значение. С помощью приставки и суффикса он образовывает ряд однокоренных слов, присущий только ему (слайд18)

2. Продолжить формирование умения отличать изменение смысла в слове от изменения формы.

-Чем отличаются однокоренные слова от формы слова?  Чтобы ответить на этот вопрос, сравним пары слов, определим, что в нихразное: смысл или форма.

Мебель - мебели

- Слова имеют разную форму, т.к. слово мебель называет предмет домашней обстановки, те же предметы домашней обстановки представляются нам, когда произносится слово мебели? Значит, смысл слова мебель вовсе не меняется. Меняется только окончание.

Мебель – мебельщик

 -Слова имеют разный смысл.

Слово мебель (предмет домашней обстановки).  В слове мебельщик суффикс –щик- изменил слово. Оно стало называть человека, который делает мебель.  Слова мебель  и мебельщик являются однокоренными.

Заполнить таблицу. Выпишите в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова.

Подмету, метёт, мести; паркет, паркетный, паркетного; шкаф, шкафчик, шкафчика; окно, подоконник, окна.

Вывод: Форма слова отличается от однокоренных слов тем, что  у формы слова меняется только окончание, а смысл остаётся тот же.

3. Всегда ли слова с одним и тем же корнем являются однокоренными.

Вода, водяной, водянистый, водитель, подводник.

Белый, побелить, беловатый, беличий

Зима, зимний, зимушка, перезимовать,зимовщик.

Вывод:  Если слова имеют один и тот же  корень, но у них разное лексическое значение, то такие слова не являются однокоренными.

Вспомните, какие цели  мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их достичь?

- Может ли морфема повлиять на наше понимание изменения смысла слова? Почему?

Составить синквейн с какой – нибудь  из морфем (по выбору учащихся )?

(Слайд19)

Корень

Главный и значимый

Содержит, объединяет, увлекает

Корень - лексическое значение слова

Морфема

Оцените результаты работы на уроке.

Самое лучшее в занятии было….., а самое худшее….

Самое интересное было….., а самое скучное….

Мне бы хотелось, чтобы…… Мне бы не хотелось, чтобы….

1.Напишите сочинение на одну из лингвистических тем: « О чём рассказывает морфема», «Корень  - родоначальник слова», «Жил – был корень…..» ( по выбору учащихся) – «5»

2. Придумать однокоренные слова к словам «друг», «обида» - «4»

3. Выполнить Упр. 158, стр.89- «3»

«

Регулятивные УУД

  1. Научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Познавательные УУД

  1. осуществлять поиск информации
  2. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  3. давать определение понятиям
  4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  5. основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
  6. структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Коммуникативные УУД

  1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
  2. Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
  3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль
  4. Высказывать и аргументировать свою точку зрения
  5. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности
  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы