Презентация к уроку по русскому языку в 6 классе "Морфемика. Словообразование"

Попенко Наталья Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_morfemika._slovoobrazovanie.pptx190.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе , разработанный на основе технологии критического мышления через чтение и письмо. Тема: «Морфемика. Словообразование». Программа под редакцией М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской , Н.М. Шанского . Учитель русского языка и литературы МОБУ «Русская школа» Попенко Наталья Константиновна.

Слайд 2

Технологические этапы урока: вызов – вовлечение в проблему или процесс кластер, мозговой штурм. осмысление содержания инсерт , визуализация, составление таблицы, рефлексия синквейн

Слайд 3

Цели урока: вспомнить и сформулировать определения морфем; учиться определять значение частей слов; совершенствовать умения в подборе однокоренных слов; составить таблицу.

Слайд 4

Организация Учитель – ученики.

Слайд 5

Девятое октября Морфемика приставка корень суффикс окончание основа

Слайд 6

Учёный – лингвист А.Н.Тихонов писал: «Каждая часть слова что – то выражает, несёт какой – то смысл, для чего – то служит».

Слайд 7

Тема урока: «Части слова».

Слайд 8

Цели-результат урока: вспомнить и сформулировать определения морфем; учиться определять значение частей слов; совершенствовать умения в подборе однокоренных слов; составить таблицу

Слайд 9

Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам вспомнить определения частей слова (морфем). Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании . Среди окончаний есть нулевые окончания . Основа – это часть изменяемого слова без___________ окончания или всё неизменяемое слово. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех______________________ однокоренных слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после_______ корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.

Слайд 10

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед _________ корнем или перед другой приставкой и служит для образования новых слов.

Слайд 11

На полях поставить значки: « V » – уже знал, «+» – новое, «?» – не понял, есть вопросы. № Определение Значок 1 Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи в словосочетании и предложении . Среди окончаний есть нулевые окончания. 2 Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. 3 Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 4 Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. 5 Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Слайд 12

Лингвистическая сказка на тему: « Корень. Однокоренные слова». Название сказки «Чудесные превращения».

Слайд 13

- Земл - ДЕЛ (е)+ Земледелие як Земляк ПРИ Приземлился Не Неземной

Слайд 14

Вопросы по тексту: 1. О каком корне идёт речь? 2. Какие чудеса происходили с корнем –ЗЕМЛ-, когда он надевал различные одежды – морфемы? 3. В каком значении употребляется слово ПРЕВРАЩЕНИЕ? 4.Какие наряды « надевает» корень –ЗЕМЛ-, перечислите их.

Слайд 15

Каждая морфема имеет своё значение и назначение. ЗЕМЛ +(е)+ДЕЛ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ЗЕМЛ + ЯК ЗЕМЛЯК ПРИ + ЗЕМЛ ПРИЗЕМЛЯЛСЯ НЕ + ЗЕМЛ НЕЗЕМНОЙ Как вы считаете, являются ли эти слова однокоренными?

Слайд 16

Обратимся к значению слова «Земля» Земля – планета, населённая людьми, «почва, верхний пласт земной коры».

Слайд 17

1. Земной - относящийся к нашей земле, к миру, к земному шару. (Земная жизнь, земное дело); 2. Неземной - приставка не употребляется в значении отрицания. (Неземная красота, неземная жизнь). Земляной –относящийся к земле. (Земляной червь, земляной уголь)

Слайд 18

Подберите однокоренные слова Рабочая таблица - Крас - - Глот- -Круг- Однокоренные слова Краска, красить, крашение, краситель, украсить. Глотать, глотка, поглощать, проглатывать, проглотить. Кружить, закружиться.

Слайд 19

Синквейн Корень Главный и значимый Содержит, объединяет, увлекает Корень - лексическое значение слова Морфема

Слайд 20

Домашнее задание Составить лингвистическую сказку на основе предложения из упражнения162, стр. 90 - «5» ; Придумать однокоренные слова к словам «друг», «обида». Упр. 161, стр. 90.- «4» ; Упр. 158, стр. 89.- «3»

Слайд 21

Спасибо за внимание!