Презентация к уроку по русскому языку в 6 классе "Морфемика. Словообразование"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологические этапы урока: вызов – вовлечение в проблему или процесс кластер, мозговой штурм. осмысление содержания инсерт , визуализация, составление таблицы, рефлексия синквейн
Цели урока: вспомнить и сформулировать определения морфем; учиться определять значение частей слов; совершенствовать умения в подборе однокоренных слов; составить таблицу.
Организация Учитель – ученики.
Девятое октября Морфемика приставка корень суффикс окончание основа
Учёный – лингвист А.Н.Тихонов писал: «Каждая часть слова что – то выражает, несёт какой – то смысл, для чего – то служит».
Тема урока: «Части слова».
Цели-результат урока: вспомнить и сформулировать определения морфем; учиться определять значение частей слов; совершенствовать умения в подборе однокоренных слов; составить таблицу
Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам вспомнить определения частей слова (морфем). Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании . Среди окончаний есть нулевые окончания . Основа – это часть изменяемого слова без___________ окончания или всё неизменяемое слово. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех______________________ однокоренных слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после_______ корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед _________ корнем или перед другой приставкой и служит для образования новых слов.
На полях поставить значки: « V » – уже знал, «+» – новое, «?» – не понял, есть вопросы. № Определение Значок 1 Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи в словосочетании и предложении . Среди окончаний есть нулевые окончания. 2 Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. 3 Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 4 Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. 5 Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Лингвистическая сказка на тему: « Корень. Однокоренные слова». Название сказки «Чудесные превращения».
- Земл - ДЕЛ (е)+ Земледелие як Земляк ПРИ Приземлился Не Неземной
Вопросы по тексту: 1. О каком корне идёт речь? 2. Какие чудеса происходили с корнем –ЗЕМЛ-, когда он надевал различные одежды – морфемы? 3. В каком значении употребляется слово ПРЕВРАЩЕНИЕ? 4.Какие наряды « надевает» корень –ЗЕМЛ-, перечислите их.
Каждая морфема имеет своё значение и назначение. ЗЕМЛ +(е)+ДЕЛ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ЗЕМЛ + ЯК ЗЕМЛЯК ПРИ + ЗЕМЛ ПРИЗЕМЛЯЛСЯ НЕ + ЗЕМЛ НЕЗЕМНОЙ Как вы считаете, являются ли эти слова однокоренными?
Обратимся к значению слова «Земля» Земля – планета, населённая людьми, «почва, верхний пласт земной коры».
1. Земной - относящийся к нашей земле, к миру, к земному шару. (Земная жизнь, земное дело); 2. Неземной - приставка не употребляется в значении отрицания. (Неземная красота, неземная жизнь). Земляной –относящийся к земле. (Земляной червь, земляной уголь)
Подберите однокоренные слова Рабочая таблица - Крас - - Глот- -Круг- Однокоренные слова Краска, красить, крашение, краситель, украсить. Глотать, глотка, поглощать, проглатывать, проглотить. Кружить, закружиться.
Синквейн Корень Главный и значимый Содержит, объединяет, увлекает Корень - лексическое значение слова Морфема
Домашнее задание Составить лингвистическую сказку на основе предложения из упражнения162, стр. 90 - «5» ; Придумать однокоренные слова к словам «друг», «обида». Упр. 161, стр. 90.- «4» ; Упр. 158, стр. 89.- «3»
Спасибо за внимание!