Уроки доброты и нравственности в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « Уроки доброты и нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Нравственность – правила , определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. (Из словаря С.И.Ожегова) Добро - всё положительное, хорошее, полезное. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( Из словаря С.И. Ожегова)
ЦЕЛИ УРОКА: - прочитать выборочно эпизоды из рассказа В.П.Астафьева; - исследовать поведение главного героя, изменение его внутреннего мира; - ответить на вопросы по тексту
- Какое значение содержит в себе это название? Случайна ли форма пряника конём? Какие слова и выражения использует автор для создания необычности и значимости пряника конём? Почему мальчику так хочется получить этого коня! Какое чувство переполняет нашего героя, когда он думает о прянике конём?
Синквейн Начало рассказа Пряник конём Белый розовый Привлекает, выделяет среди других, заставляет мечтать П очёт, внимание друзей Радость Конец рассказа ?
Проведём лингвистическое исследование. Сравним лексическое значение двух слов. Преступление – наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание. Проступок – поступок по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинности. - Почему мальчик отправился в лес? - Принёс ли Витя бабушке туесок, наполненный ягодами? - Что мальчик отдаёт бабушке? - Какой ещё отрицательный поступок совершает герой? Как вы считаете преступление или проступок совершает герой рассказа? ПРЕСТУПЛЕНИЕ или ПРОСТУПОК
Искушение -Мог ли семилетний Витя, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание, сам это совершить? -Кто подтолкнул его к обману? (чтение эпизода «Разговор Саньки и героя») - Почему наш герой не смог противостоять Саньке? -Какие чувства вызывает наш герой ? - Какие качества характера проявил герой в этой ситуации?
Вывод: надо уметь говорить нет, уметь быть твёрдым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым, во что бы то ни стало, надо стоять на своём взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера. -Как бы вы повели себя на месте Вити? Давайте подумаем как вести себя в данной ситуации, что говорить?
- Но ещё боле чётко этот контраст настроения мы можем проследить через описание природы. Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. - Испытывает это чувство наш герой или ему всё равно, что он совершил? -Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания героя. МУКИ СОВЕСТИ
Слова передающие цвет : ясный день, рябенькие кукушкины слёзы, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, красные жерла известковых печей, сосняк был в синем куреве. Слова передающие звуки природы: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчёлы, цветки - граммофончики, шмели заслушивались музыкой Какое настроение вызывает пейзаж? ( Радостное, возвышенное)
Понаблюдаем , что происходит в природе и что происходит в душе героя? Природа Красота Спокойствие Гармония Наш герой рассказ а «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена; переживает; мучается
- Сколько лет с тех пор прошло, сколько событий минуло!... А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. Почему так дорог автору пряник конём? Чему научил он нашего героя? ПРОЩЕНИЕ
Синквейн Начало рассказа Пряник конём Белый розовый Привлекает, выделяет среди других, заставляет мечтат Почёт, внимание друзей Радость Конец рассказа Пряник конём Белый розовый дивный Учит не обманывать, воспитывает делает лучше Добро