Серебряный век русской культуры 20 века»

Перегудова Ольга Николаевна

Конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                                    Технологическая карта занятия

по теме «Серебряный  век русской культуры 20 века».

Занятие по  обобщению, систематизации  изученного и расширению знаний студентов  о Серебряном веке.

 

Цели и задачи занятия:

  •  создание условий для формирования у студентов положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений о поэзии «Серебряного века». 
  • формирование представления о сущности социокультурного феномена «Серебряного века» через интеграцию предметов: истории, литературы, МХК.

п/п

Этап занятия.

Время.

1.

Организационный момент.

5 мин.

2.

Этап подготовки студентов к активному, сознательному усвоению знаний.

10 мин.

3.

Представление исследовательских работ студентами по литературе.

25 мин.

4.

Этап самостоятельной работы.

Выполнение

заданий студентами.

15 мин.

5.

Этап проверки и обобщения изученного.

20 мин.

6.

Формулирование выводов занятия

10 мин.

7.

Информация о домашнем задании.

5 мин.

Таблица 2

Карточки ЭОР к занятию по литературе по теме «Серебряный век  русской культуры 20 века»

Заголовок

Гиперссылка

Описание

  1. Информационный слайд.

Тема, эпиграф занятия.

Презентация преподавателя.

  1. Слово преподавателя литературы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca79041c-9f11-48fa-ae73-58f819970d7f/Mandelshtam_Notre_Dame.htm 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e8617c9-5769-467f-a2b9-e7f5b1cf9a00/Komarovskiy_Anne_Ahmatovoy.htm

Слушаем аудиозапись.

Электронный учебный модуль «Серебряный век» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на занятиях литературы. Модуль содержит задания для проверки (контроля) знаний по теме «Серебряный век».

  1. Выступления студентов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=&interface=pupil&class=54&subject=10&rub_guid[]=ead4c5a4-ceab-45c3-b2e4-35a74ca989e1&context=current&onpage=20&page=2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87f5079f-576a-4eb7-b4a7-438e183a1ce5/Ahmatova_Vecherom.htm

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=&interface=pupil&class=54&subject=35&rub_guid[]=f6a24696-dc90-4185-ae55-7ace3b613fcd&rub_guid[]=016ec3e5-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf&context=current&onpage=20&onpage=20&page=

Электронный учебный модуль «Серебряный век» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на занятиях литературы. Модуль содержит задания для проверки (контроля) знаний по теме «Серебряный век».

Конспект

занятия  по литературе

«Серебряный век»  русской культуры 20 века».

                                                                    Перегудова О.Н., преподаватель литературы;

                                             

Дата:

Группа:

Дидактическая цель занятия:

  • создание условий для формирования у студентов положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений о поэзии «Серебряного века». 
  • формирование представления о сущности социокультурного феномена «серебряного века» через интеграцию предметов: истории, литературы.

Задачи по содержанию:

Образовательные:

  • раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в

искусстве конца XIX – начала XX века.

  • организовать деятельность обучающихся по поиску  и обобщению необходимой

информации через индивидуальную и групповую работу.

Развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;
  • развивать умения определять особенности поэтики различных авторов.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к родной культуре, искусству.
  • пробудить интерес к различным произведениям искусства, к личности и

       творчеству отдельных деятелей литературы и искусства «Серебряного века».

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Тип занятия: интегрированное занятие.

Форма занятия: урок – салон.

Образовательные технологии: использование технологии на интегративной основе литературы и истории; использование личностно-ориентированной технологии.

Основные понятия: серебряный век, реализм, модерн, символизм, акмеизм, имажинизм,

авангардизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, нигилизм, идеализм.

Оборудование к занятию: компьютер, проектор, презентация по теме, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Оформление кабинета: репродукции художников, сборник поэтов «серебряного века», скатерть, свечи, шаль, ручка, чернильница.

План занятия:

  1. Объявление темы занятия, цели его и задачи, эпиграф к занятию.
  2. Вступительное слово преподавателя истории.
  3. Вступительное слово преподавателя литературы.
  4. Сообщения группы обществоведов.
  5. Сообщения группы литературоведов.
  6. Сообщения группы искусствоведов.
  7. Выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века под музыку С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;
  8. Итоги занятия.

Ход занятия:

                 Эпиграфы к занятию:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

                                                                                                                                Н. Бердяев

 «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что».                

                                                                                                                             Д.Мережковский.

Звучит фрагмент из  второго концерта для фортепьяно с оркестром С.В.Рахманинова.

    Преподаватель литературы:

… скорбь великая растёт в душе у всех…

 Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

 Каким путём, куда идёшь ты, век железный?

 Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?

                                                                                                          Д.С.Мережковский

                    Слайд 1.

Преподаватель: Тема нашего занятия «Серебряный век русской культуры». Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил  яркий след в русской и мировой культуре.

                                Слайд 2.

Работа с текстами  (рабочие листы ) в группах.(5-7 минут).

Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20 века?

Какие пути выхода из кризиса они предлагали?

Тексты.

1. М. Гершензон: «Что делала наша интеллигенция последние полвека? Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» - и все создания высыпали на улицу, на площадь, хромые, слепые, безрукие - ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома - грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, - да оно и легче и занятнее, нежели черная работа дома... Никто не жил - все делали (или делали вид, что делают) общественное дело».

«Революция всегда задерживала прогресс. Вызывая реакции, они могут сокрушить даже самый организм или надолго сделать его больным и немощным... Насилие, резня, террор суть врагов, а не помощников просвещения, откуда бы они ни шли - сверху или снизу».

П. Струве: «Русская интеллигенция выполняет функцию вечного несогласия, бунта, революционности. Идейной ее формой являлось отщепенство. В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции - ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции».

«Вехи» 1909г.

2. Н. Арсеньев  вспоминает о философе В.А. Кожевникове.

«Владимир Александрович Кожевников был не только ученый, но и мыслитель с очень сильно проявленным эстетическим чувством. Его манила и привлекала красота в мире и искание красоты в истории человеческого духа. Две противоположные темы особенно волновали и интересовали его: переживание красоты, чувство красоты природы в литературе и вообще в сознании человечества и смерть, уничтожение красоты, т.е. бессмысленность всего, раз все самое прекрасное подлежит уничтожению»

3. Философ Николай Бердяев. Из книги «Судьба России»:

   «Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?»

4. Философский словарь о Сергее Николаевиче Булгакове.

« Он утверждал, что личное и общественное устройство может опираться только на абсолютно  нравственные принципы. Критиковал марксизм, видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращение человеческого общества в «муравейник». Искал пути религиозно-философского обновления общества».

 5. Из трудов В.Соловьева:

  1. Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить.
  2. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.
  3. Убедить их можно, только раскрыв истину.
  4. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека.
  5. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление Эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство Бога, Природы и Человека.»

   Группа – обществоведов делает вывод, что философы:

 

  • ищут пути философско-религиозного обновления общества;
  • пытаются понять идею России, определить ее задачу и место в мире
  • отвергают революцию как средство переустройства общества.
  • социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

                            Слайд 3.

Преподаватель:

     Как же чувствовала себя в это время художественная интеллигенция? В этом вам поможет разобраться литература, которая рассматривает данные события через призму переживаний, мироощущений и чувств.

     Название «серебряный век» возникло по аналогии «золотой век», которым называли  «пушкинский период» русской литературы. Название это поначалу относилось только к поэтическому творчеству рубежа веков.  Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству двух или даже нескольких десятков значительных художников слова.  Ощущение разлома, кризисности, катастрофичности своего времени, ощущение того, что направление пути страны исчерпало себя,  так или иначе звучит в стихах всех поэтов «серебряного века». Именно это и определяло новую по отношению к традициям русской литературы идеологию. Духовные границы времени фиксируются в названиях: В.Вересаев «Без дороги», «На повороте»;  М.Арцыбашев «У последней черты», А Амфитеатров «Закат старого века».

   

 Какие направления и стили характеризуют «Серебряный век»?

   

Задача работы группы литературоведов – дать краткий обзор течений и направлений в литературе конца XIX – начала XX века, ярко представленных в поэзии. Для этого вам предложены некоторые произведения известных в то время поэтов и документы, в которых поэты заявили обществу, порой даже чересчур громко,  о своём существовании

                               Слайд 4.

Материалы для работы в группе литературоведов:

  -   стихи И.Бунина (реализм), К.Бальмонта «Далёким близким», А.Блока «Под шум и звон» (символизм), Н Гумилёв «Я и вы» (акмеизм), В Маяковского «Нате!» (футуризм), С Есенина «Гой ты, Русь моя родная» (имажинизм), М Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (романтизм);

  -  выдержки:

     а) статьи Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»;

     б) статьи М.Кузмина «О прекрасной ясности»;

     в) заявления футуристов «Пощёчина общественному вкусу».

     г) Декларации имажинистов;

    -  выдержки из  словаря литературоведческих терминов:

        а) реализм; б) символизм; в) акмеизм;  г) футуризм; д) имажинизм.

По мере рассказа о литературных направлениях на экране появляются портреты И.Бунина, К.Бальмонта, А.Блока, Н.Гумилёва, В.Маяковского, С.Есенина, М.Цветаевой, учащиеся читают их  стихи.

Реализм.

    Главными темами были социальные, гражданские. «Маленький человек» в литературе предшествующего века унижен и оскорблён, он достоин страдания. Писатель 19 века видит причину его страданий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнёте социальной среды. Иной взгляд на человека в литературе начала 20 века. Человек – сам причина своих обретений и утрат, это творец. «Человек – это звучит гордо!» -

                            Слайд 5.

А.М.Горький.  Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов – классики реализма. Чехов считает жизнь по какому-то идеологическому шаблону, лишённую самостоятельности, пошлой.  В своих произведениях, поражающих своим тематическим разнообразием, он призывает по капле «выдавливать из себя раба». «Пестрота души» русского человека – постоянный мотив прозы Ивана Бунина, разноголосая людская масса наполняет произведения Александра Куприна, тяга к странничеству присуща лирическому герою Максима Горького. Важной становится категория судьбы.

Символизм.

     Это первое модернистское течение, возникшее на русской почве. В 1892г. Д.Мережковский читает лекцию, переработанную затем в книгу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая и стала толчком к самоопределению новых течений.

     В основе названия не конкретные образы, а символ – условный знак, он многозначен. Символисты считали символ звеном, которое связывает небо (космос, вечность, бесконечность) и землю (жизнь с различными страстями). Душа вечна, только меняет телесную оболочку, поэтому ей (душе) необходимо вернуть память о том, какой она была во времена, когда люди были детьми света, Солнца, т.е. те времена, о которых были созданы мифы и легенды

(связь с мифологией).

Слайд 6

«Символ – окно в бесконечность», - говорил Ф.Сологуб.  Поэт-символист не стремился быть понятным всем, он обращается к «посвящённым». Стихотворение должно передать не столько мысли и чувства автора, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь в постижении «высшей реальности».

                                                                                                                К.Д.Бальмонт

                                                       Далёким близким.

Мне чужды ваши рассужденья:

«Христос», «Антихрист», «Дьявол», «Бог».

Я нежный иней наслажденья,

Я ветерка чуть слышный вздох.

Мне чужды ваши восклицанья:

«Полюбим тьму», «Возлюбим грех».

Я причиняю всем терзанья,

Но светел мой свободный смех.

Вы так жестоки – помышлением,

Вы так свирепы – на словах.

Я должен быть стихийным гением,

Я весь в себе – восторг и страх.

Вы разделяете, сливаете,

Не доходя до бытия.

Но никогда вы не узнаете,
Как безраздельно целен я.

                                                                                                                          А.Блок

                                                          Под шум и звон.

Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что и как…

Кругом – снега, трамваи, зданья,

А впереди – огни и мрак.

Что, если я, заворожённый,

Сознанья оборвавший нить,

Вернусь домой уничижённый, -

Ты можешь ли меня простить?

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк.

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Иль может лучше: не прощая,

Будить мои колокола,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела?

                                                                                                                           

                                                              Акмеизм.

   Слайд 7.

  Возникло в начале 1910-х годов. Аkme (греч.) – высшая степень чего-то, в названии подчёркивалось стремление поэтов к «вершинам» искусства. Течение создалось из литературного объединения «Цех поэтов».  Акмеисты стремились преодолеть умозрительность символистов, говорили о необходимости стройности композиции, логичности замысла, рациональном использовании всех элементов художественной формы.  Борьба между акмеизмом и символизмом – это борьба за красочный, звучащий, имеющий формы, вес мир. Течение просуществовало до первой мировой войны.

      Сергей Городецкий, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут.

                                                                                                            Н.С. Гумилёв.

                                                              Я и вы.

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришёл из иной страны.

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев струны.

Не по залам и по салонам

Тёмным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне

Припадает к воде и пьёт,

А не рыцарем на картине,

Что на звёзды смотрит и ждёт.

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

     

     Не все поэты соглашались с требованиями того или иного литературного направления. Марина Цветаева говорила о том, что ей тесно быть в каких-то рамках. Она считала себя в тот период романтиком.

                                                                                                                      М. И. Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами.

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись головами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце , не у нас над головами, -

За то, что вы больны – увы! - не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!

                                               1915 г.


                                                    Слайд 8.

Имажинизм.

     От слова «имаго», означающего стадию развития бабочки. Как бабочка проходит различные стадии яйцо → гусеница → кокон → взрослое насекомое, так и поэты этого немногочисленного направления «взрослели», не находя  себя в том или ином литературном направлении.

     Сергей Есенин, Анатолий Мариенгольф, Вадим Шершеневич.

Слайд 9.

Футуризм.

     Это интернациональное литературное явление. Название образовано от лат futurum – будущее.  Русский футуризм впервые заявил о себе 1910 г. выходом в свет стихотворного сборника «Садок судей», авторами которого были Дмитрий Бурлюк, Велимир Хлебников и

Василий Каменский. Затем к ним примкнул Владимир Маяковский. Футуризм, как любое авангардное явление страшился равнодушия, поэтому важным условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Протест – вот что является главным. Цель творчества футуристов – побуждение к действию. В их текстах можно не встретить знаков препинания, но  необычное расположение слов (лесенка В.Маяковского), использование математических и музыкальных знаков. Лирический герой футуристов выражает не индивидуальную, а массовую психологию, настроение человека улицы, это разрушитель культурных традиций.

                                                                                                                            В.В. Маяковский.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов  и транжир и мот.

                                 Слайд 10.

Преподаватель: И они поклонялись искусству! Искали свой стиль, свое направление. Начало 20 века – это время уникального разнообразия живописи.

Группа искусствоведы.

На фоне музыки («Вокализ» С.Рахманинова) ученики представляют полотна, ставшие символами эпохи. (Полотна проектируются на большой видеоэкран).

М.В. Нестеров. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889).

Михаил Васильевич Нестеров обращается к поискам русского религиозного идеала, через который пытается понять сущность национальной души.

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Художник избирает эпизод из жизни Сергия, когда ему, посланному отцом на поиски стада, является видение. Таинственный старец одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного писания и даром премудрости. Фигуру отрока художник писал с болезненной крестьянской девочки, помещенная в самом центре картины, она едина с красками природы. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Преподаватель: 

1. Как вы думаете, почему именно к образу этого человека обращается Нестеров?

(надежда на духовное возрождение).

2.  К какому направлению можно отнести творчество М.Врубеля? (реализм)

3. Что в этой картине как бы подсказывает зрителю, что юноша этот станет Святым для России?

(церковь вдали, складная икона в руках старца напоминает храм, сквозь хмурое небо пробивается зыбкий свет, нимб показывает, что не каждый человек может увидеть святого, только нравственно чистые люди, избранные богом).

Духовное возрождение ждет Россию.

Михаил Врубель. Картина «Демон» 1890г.. Слайд №12

 «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

-Демон олицетворение зла.  Одинокий, сидит он в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

     Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Преподаватель: К какому направлению можно отнести творчество М.Врубеля? (символизм

Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г.  

                           Слайд 13.

В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.

"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Преподаватель: К какому направлению можно отнести творчество К.Малевича? (модерн)

Преподаватель истории: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям?  (Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения).

   Подведение итогов занятия.

Преподаватель литературы:

     Конец 19 – начало 20 века подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших поэтов, каждый из которых индивидуален.  Это был феноменальный расцвет малых форм в литературе. Это время,  как будто призванное предвосхитить колоссальный рывок России. Однако случилось обратное, и трагические уроки 20 века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но «в глубине строки» искать ответы на «проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь художественное творчество: «Что делать?», «Куда идти?».

     В.Маяковский. Стихотворение «Послушайте…»

     Трагически сложилась судьба «звёзд» - большинства поэтов «серебряного века», но все они пронесли через революцию, огонь мировой и гражданской войны, эмиграцию, застенки ЧК, ошибки и заблуждения,  веру в то, что «Россия будет великой» (А.Блок), что

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращённых в прах…

Возникнет праведная Русь.

                                                                                                     М. Волошин.

Домашнее задание: 

к занятию по истории: написать эссе на тему: "Мой Серебряный век".

к занятию литературы: подготовить в виде презентации рассказы о поэтах «Серебряного века».