«Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении бурятского языка»
В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_npk.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадмаева Дынсыма Викторовна
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
«Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении бурятского языка»
В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным.
Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Именно в экспериментальном исследовании талантливый школьник может реально претендовать на получение нового научного результата.
Исследовательская деятельность в школе существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Проблема выявления и обучения детей, интеллектуально одарённых и проявляющих интерес к той или иной области знания, является одной из самых актуальных. Существует три главных направления в работе с одарёнными детьми: выявление – развитие – поддержка. Особое внимание обращается на развитие научного мышления, расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности. Творчество – универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в мире.
Основная задача учителей– создать для ребёнка среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.
1.1 Основные цели и задачи организации научно-исследовательской деятельности
Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по бурятскому языку и литературе является:
- выявление и поддержка одарённых учащихся;
- развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по бурятскому языку и литературе являются:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- участие в проводимых в рамках района, края, страны научно-практических конференциях;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
1.2 Научно-практическая конференция.
Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством учителя. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера, т.е. являются своеобразным психологическим тренингом. Образовательные потребности таких обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным, когда у них формируется теоретическое мышление.
Я работаю учителем бурятского языка и литературы. . К участию в НПК привлекаю учащихся с 5 класса. Работу начинаю с выявления обучающегося, заинтересованного в исследовании какой-либо проблемы. Стараюсь заинтересовать ребёнка в выбираемой теме. Поначалу даются небольшие темы. Например, из фольклора .Это сказки, народные песни, благопожелания. И в старшей ступени они уже владеют навыками исследовательской деятельности. Любая деятельность должна быть мотивирована, иначе успеха не будет. Далее знакомлю обучающихся с этапами подготовки к конференции и алгоритмом самой структуры работы по исследованию с целью – обучить научно-исследовательской деятельности для дальнейшего выступления на научно-практических конференциях различного уровня.
1.4 Этапы работы с учащимися
Рассмотрим этапы работы с учащимися, проявляющими интерес к научным исследованиям.
1. Подготовительный
Для первичного ознакомления детей на классные часах рассказываю, что представляет собой исследовательская деятельность, предлагают интересные темы работ. Затем выделяют группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное – устанавливаю связи с их родителями, убеждаю их в необходимости такой работы.
2. Организационный
подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы, и начинается подготовка (выбор темы работы, определения её цели и задач).
3. Курирование научно-исследовательских работ
Ученики получают необходимые знания и умения для работы по данной научной теме, знакомятся с различными методами проведения научного эксперимента, обучаются работе с научно-популярной литературой. Я, используя индивидуальный подход, направляю деятельность учеников, помогаю в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности и к выступлению на НПК
На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка выступлений, опытов, презентаций . Формирую у учеников умения грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.
На этом этапе я провожу предварительное представление исследовательской работы, сначала в классе, а потом перед школой. Этот этап не просто позволяет выступающим детям получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. После выступлений учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.
Рассмотрим на конкретном примере. Мы с Сундуевым Батором провели исследование на тему «Морфологические особенности служебных частей речи баргузинского говора»
Целью работы являлось анализ морфологических особенностей бурятского языка в сравнении с баргузинским говором.
Задачи являлись:
1Изучить морфологическую особенность баргузинского говора;
2.выявить и выписать диалектные слова и формы;
3.сравнить морфологические особенности баргузинского говора и литературного бурятского языка, рассмотреть на конкретных примерах и сгруппировать по частям речи.
Материал собирался путем прямого наблюдения и индивидуальных записей. При проведении исследования были проведены встречи, беседы со старожилами, опросы жителей, наблюдение за их речью, запись определенных результатов исследования. Кроме того, составлена хронология изучения частей речи бурятского языка. В ходе исследования мы выявили морфологические особенности баргузинского говора в сравнении с литературным языком и составили диалектологический словарь. Составленный словарь имеет практическую значимость: на уроках, внеклассных мероприятиях. Словарь состоит из 140 слов. Данная исследовательская работа заняла в 2011 году 1 место в республиканском НПК «Шаг в будущее». Также мы занимаем призовые места в районных и республиканских научно-практических конференциях. Это 1 место в НПК «Шаг в будущее-2004г.»,4 место в НПК «Шаг в будущее»-2010г. и т.д.
5. Пропаганда научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе
На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем бурятского языка. Многие из них считают, что именно участие в НПК определило выбор будущей профессии и способствовало привлечению к научно-исследовательской деятельности в вузе. Безусловно, успехи на НПК являются серьёзным подтверждением способности школьников, и для многих это становится началом профессионального становления.
1.5 Заключение.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
5. Выступая много раз перед аудиторией ,учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Результат такой деятельности—успешное обучение выпускников в различных вузах, аспирантурах и дальнейшее участие в разных НПК в рамках вузов.
Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства.
Список литературы:
1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. - Народное образование - №3, 2003 г.
2. Головская Н.И., Резникова Ю.Г.«Учебно-исследовательская деятельность школьников» Улан-Удэ, Издательство БГУ,2008г.
3. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С.Ю.Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.
4. Глазкова К.Р. Уроки-исследования : формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.
5. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").-ISBN5-9667-0230-6.
6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13- 15.
7. Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности//Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988..
8. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование - №3, 2000 г.