Суффиксы субъективной оценки в текстах Пригова Д.А. на уроках русского языка
В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Суффиксы субъективной оценки в текстах Пригова Д.А. на уроках русского языка
В процессе обучения русскому языку школьники знакомятся с основными сведениями о современной словообразовательной системе и об историческом словообразовании. Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутьё школьников [Теория и практика обучения русскому языку, Сабаткоева, 2005]. Знакомство с типовыми для русского языка суффиксами повышает лингвистическую грамотность обучаемых. К таким суффиксам относятся суффиксы субъективной оценки. Например, такие суффиксы, как еньк/оньк, онк/енк, очк/ечк и другие.
В процессе изучения суффиксов мы обратились к текстам Д.А. Пригова - известного литературного деятеля, художника, прозаика, драматурга и эссеиста. Дмитрий Пригов - автор большого количества графических работ, инсталляций, многих поэтических сборников и книг прозы. В текстах Пригова нами отмечено большое количество суффиксов субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.
В последний раз, друзья, гуляю
Под душем с тёплою водой
А завтра – может быть решётка
Или страна чужая непривычная
А может быть и куда проще –
Отключат тёплую водичку
И буду грязный неприличный я
Но рядом немножечко – то простоял рядом
Как зверь влачит своей супруге
Текущий кровью жаркий кус
Так я со связочкой моркови
С универсама волокусь
Ещё лучок там, может репка
Картошечки пакетик – два
Ещё бутылочка там крепкой
Чтоб закружилась голова.
Суффиксы в текстах Дмитрия Пригова весьма многочисленны.
В филологии статус деминутивов проблематичен: если в трудах А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.А. Богородицкого, А.А. Дементьева, Л.И. Осипова и др. деминутивы относятся к области словоизменения, то для Е.С. Кубряковой, А.М. Родимкиной и др. это словообразовательные явления [Материалы межд.науч.конф.,Араева, 2008].
Суффиксы субъективной оценки используются в текстах поэта как в нарицательных именах, так и в собственных. В журналистских публикациях о Пригове встречаются упрощённые, редуцирующие интерпретации его поэтики: «ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, чёрный юмор». Интеллектуальная деятельность Пригова включает в себя гипертрофированный элемент рефлексии, навыки осмысления - не только любых своих художественных и даже бытовых жестов, но и их контекста, ситуационного и исторического [Сорокин, 2007].
Для многих имён в текстах Пригова, в особенности для тех, у которых основа краткой формы оканчивается на твёрдый согласный, основная немаркированная ласкательная форма чаще всего образуется с помощью суффиксов – очка/-ечка. Например:
Эка деточка-Лолиточка
Да Наташечка Ростовочка…
Поэт использует полную и уменьшительно-ласкательную формы личного имени героини романа В.Набокова «Лолита». Особенность поэзии Пригова − в употреблении им прецедентных имен в непривычных формах.
Тем не менее, формы на -очка/-ечка передают нечто большее, чем просто «хорошие чувства». Многие учёные считают, что их основное значение уменьшительно-ласкательное, иногда просто ласкательное, в особенности при обращении к детям. Формы на данные суффиксы сочетают в текстах Дмитрия Александровича «что-то маленькое», хорошие чувства, и ориентацию на детей [Прохоров, 2007]. Суффикс -ечка (Наташечка) придаёт этому имени что-то детское, и, как обычно, выражает лёгкую нежность.
В положении после твёрдой согласной выступает вариант –очк-, в положении после мягкой согласной – вариант –ечк-.
С точки зрения морфологии суффикс -очка – дважды уменьшительный, и это значимо также семантически, поскольку он предполагает маленький размер предмета речи и положительное отношение. Формообразующий суффикс субъективной оценки –очк- безударен, а ударение падает на мативирующую основу [Сиротинина, 2003].
Вот я котлеточку зажарю
Бульончик маленький сварю…;
Вот заявился дым колечком
Вышла кошка на крылечко….;
Конфеточку нарезывает он
И на хлеб кладёт
О, деточка болезная
Послевоенных лет;
Грибочки мы с тобой поджарим
И со сметанкой поедим…
Такие формы, как котлеточка, крылечко, колечком, конфеточка, грибочки, деточка, вызывают в памяти мир маленьких детей и ту эмоциональную ауру, которая возникает при общении с детьми. Входя в этот мир, взрослый испытывает смесь нежности, умиления, игривости, несерьёзности и т.п. В текстах Пригова таких суффиксов довольно много: бутылочка, связочкой (сущ.), немножечко (нар.) и т.д. [Прохоров, 2007].
Мягкие краткие формы (например, тонкий, худой) не типичны для взрослых и поэтому не нуждаются в «уменьшении», будучи использованы как обращение к детям. С другой стороны, иногда и их требуется заменить на что-то более нежное и ласковое, это в тестах Пригова осуществляется с помощью суффиксов –еньк/-оньк (Например, глупенький, целёхонькие, худенький). Формообразующие суффиксы безударны, а ударение падает на мотивирующую основу.
Низкие тучи спускаются над ночной изрытой дорогой
А я маленький, тоненький мальчонка
Бегу в ужасе от родительского дома…
При помощи суффикса –еньк- образуются существительные женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (маленький, тоненький); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в разговорной речи.
В чём душа у таракана
Бедненького и живёт
Ручки-ножки, ножки-ручки
Тоненькие и живот…;
Ты помнишь, ко мне ходил
Молоденький такой
Из отряда космонавтов?...
С таким же значением при образовании нарицательных существительных женского рода используется в текстах и суффикс –ка.
Я маленькая балеринка
Живущая на склоне лет
Моя цветная пелеринка
Повылиняла весь свой цвет…;
Подумаешь – испачкал ножки,
А то начнёшь строить дорожки…
В данном случае (дорожки, ножки) перед суффиксом –ка- наблюдается чередование заднеязычных согласных с шипящими (нога – ножка, дорога – дорожка). Ударение падает на мотивирующую основу.
Среди русских экспрессивных суффиксов суффикс –ка- самый многосторонний и неуловимый. В лингвистической литературе этот суффикс принято описывать как пейоративный. Он же используется в сфере собственных имён [Сиротинина, 2003].
Ты помнишь этого-то, Кольку?..;
Вроде, Катька ты!..
А.В Суслова и А.В. Суперанская пишут, что суффикс –ка сохранил до сегодняшних дней исконные черты, заключающиеся в выражении высокомерного отношения к адресату и в принижении его статуса в отношениях с говорящим[Сиротинина, 2003].
При помощи суффиксов –онк/-енк в строках Дмитрия Александровича образуются существительные женского и мужского рода со значением пренебрежительности (книжонка, избенка, мальчонка и др.). Формообразующие суффиксы ударны.
Вы слышите! Слышите – дождик идёт! –
Да нет – это плачет сторонка восточная вся…;
Рухнул окровавленный отец
Хватавший и обхватывавший меня
Срывавший с меня рубашонку и штанишки
Исходя пеной из кривого ухмыляющегося рта…
Необходимо отметить и суффиксы –ин/-атин, которые довольно часто встречаются в стихотворениях поэта. Суффикс –ин- образует существительные со значением одного предмета из ряда одинаковых (лилипутина), а –атин- образует имена существительные женского рода со значением употребляющегося в качестве пищи мяса животного, которое названо мотивирующим именем существительного (волчатина).
Данные суффиксы могут быть как ударными, так и безударными [Ефрёмова, Т.Ф., 1996]. В текстах же Дмитрия Пригова субъективные суффиксы –ин/-атин безударны.
В процессе изучения суффиксов мы обратились и к суффиксам –ячк/-ичк. В текстах Дмитрия Александровича суффиксы –ячк/-ичк выделяются в именах существительных женского рода. Словообразующие суффиксы ударны.
А может быть и куда проще –
Отключат тёплую водичку
И буду грязный неприличный я…;
Помнишь, нас ещё знакомили
С морячком одним лихим?-
Нет, не помню!
Ну, неважно…
При помощи суффикса субъективной оценки –це- образуются в текстах имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением.
В будущем как – нибудь детское тельце
К тельцу прижмётся шепча горячо
Здесь вот покоится дедушка Ельцин,
А рядом покоится вождь Горбачёв…
Суффикс –це- присоединяется к непроизводной основе. При этом наблюдается чередование [л] – [л`].
От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные с различными дополнительными эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п. К сожалению, не все тексты Д.А. Пригова можно использовать на уроках словообразования в школе. У поэта – концептуалиста большинство стихотворений написаны для взрослых, поэтому для уроков русского языка необходимо тщательно выбирать тексты, которые будут соответствовать теме и возрасту учащихся.
Литература
1. Пригов, Д.А. Сборник «Домашнее хозяйство»
2. Пригов, Д.А. Сборник «По мотивам поэзии Мишукова»
3. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика/Под ред. О.Б. Сиротининой – 2-е изд. – М.: Едиторил УРСС, 2003. – 256 с.
4. Прохоров, Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение/Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – 3-е изд.,испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 328 с.
5. Пригов, Д.А. Сборник « Законы литературы и искусства ».
6.Сорокин, Владимир. О Вселенной Дмитрия Пригова / http://exlibris.ng.ru/tendens/2007-09-06/8 prigov.html.
7. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.
8. Резниченко, Л.Ю. К проблеме мотивированности языкового знака (некоторые фоносемантические и словообразовательные аспекты исследования диминутивности)/ Л.Ю. Резниченко// Актуальные проблемы современного словообразования. Материалы межд.науч. конф./ Под ред. Л.А. Араевой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – с.60 – 65.
9. Ефрёмова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М: Рус.яз., 1996. – 638с.