Конспекты
Открытые уроки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок мужества в 7 «Б» классе
«От героев былых времён…»
(на примерах героев Отечественной войны 1812 года)
Классный руководитель Корюшкина М.В.
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.
Задачи.
1. Воспитание гражданина - патриота, формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.
2 Воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину.
3. Расширение знаний о событиях 1812 года.
4. Приобщение к культурным ценностям страны.
Учитель:
XIX век… 1812 год…
Чем удивит? Что принесет?
В тот год решил Наполеон все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её". В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию. “Великой армии” был зачитан приказ Наполеона.
“Солдаты! Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Идемте же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Мир, который мы заключим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение 50 лет оказывала на Европу”.
Численное превосходство в силах позволило на первом этапе войны Наполеону занять значительную территорию. 6 июля император Александр 1 обратился к народу с манифестом.
“Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие. Да встретит враг в каждом дворянине- Пожарского, а в каждом духовном- Палицина, а в каждом гражданине - Минина”.
Чтец 1:
Россия – мирная страна, войне никто не рад.
Сражались русские войска
Отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!
Ведущий 1: Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".
Ведущий 2: Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино.
Чтец 2:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Ведущий 1: Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!".
Ведущий 2: Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.
Чтец 3:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его - сражен булатом,
Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Учитель:
И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу Москва враждебно отвечает
Но даже, когда он взял Москву, триумфа не получилось.
Ведущий 1:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар.
Ведущий 2: Армия, сохраненная Кутузовым, но по приказу "Отступать!" отошла вглубь страны, ибо, как считал великий полководец, с потерей Москвы, еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут и Москва и Россия. Приказываю - отступать!".
Ведущий 1: Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению “великой армии”, а пожар в Москве сделал невыносимым положение французов.
Ведущий 2: Война становилась народной, священной. Армия Наполеона вошла в полыхающую пожарами Москву. От пожаров сгорели Вешняки, Выхино, Жулебино, Котельники. Знаменитый Никита Муравьев вспоминал “ Свет от пожара был такой яркий, что в 12 верстах от города я ночью свободно читал какой-то газетный листок”.
Чтец 1:
Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке, на высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!..
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!..
Учитель: Отечественная война 1812 года оставила свой след в истории нашего района. 1 сентября 1812 года начальник главного штаба генерал-майор Ермолов подписал диспозицию на 2 сентября: "1-я и 2-я армии выступают в 3 часа пополуночи по Рязанской дороге к деревне Панки”.
Сохранилась схема расположения военного лагеря на отдыхе. На западной окраине Люберец раскинули биваки два пехотных корпуса. Три кавалерийских корпуса устроили стоянку на левом берегу речки Люберки и пруда. Хороший водопой и густые травы обеспечили отдых уставшим коням. Остальные части и вся артиллерия были отведены в район Панков, Котельников, Часовни.
Ведущий 1: В тесных крестьянских избах, конечно, не могла разместиться вся армия. Солдаты ночевали в шалашах, сделанных из ветвей деревьев и соломы. Пищу варили в котлах над кострами. Люберецкие жители встретили воинов с присущим русскому народу хлебосольством.
Ведущий 2: Получив передышку в Люберцах, армия отправилась дальше. Главнокомандующий русской армии светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов верил в победу русского оружия, в стойкость русского народа, в беззаветную храбрость воинства. Его фланговый марш- маневр с Рязанской на Калужскую дорогу и далее на Тарутино золотыми буквами вписан во все военные учебники армий мира
Учитель: Оставление Москвы – наиболее драматический акт войны 1812 г. На рассвете 2(14) сентября русская армия начала движение, уходя по Рязанской дороге в направлении к Бронницам. К вечеру ее главные силы находились уже в 15 км к востоку от Москвы. Армии расположилась на ночлег у села Панки.
Решение Кутузова оставить Москву без сражения – свидетельство большой силы воли и мудрости полководца. На такой шаг мог решиться только человек, обладавший качествами крупного государственного деятеля, твердо веривший в правильность своего стратегического замысла, осуществление которого должно было привести к гибели наполеоновской армии.
После остановки в деревне Панки армия делает переход до деревни Жилино, где располагается на ночлег штаб Кутузова Среди отступивших был командир роты Александр Фигнер, который, переодевшись в штатское, вернулся в Москву, вынашивая дерзкий план: убить Наполеона.
Среди отступивших была и кавалерист-девица Надежда Дурова. Жизнь ее необычна, полна самых невероятных приключений. В молодости, в день своих именин, она обрезала косы, облачилась в мужской казакин и бежала из дома. По примеру отца, который был гусаром, поступила под мужской фамилией солдатом в казачий полк. Отечественная война застала Дурову на коне. Безумной храбростью отличалась она. Именно здесь , во временной ставке Кутузова, у нее состоялся разговор с Кутузовым. Надежду Дурову он взял в свои адъютанты.
Ведущий 1: По преданию, перед тем, как из Жилина выступить с армией дальше на Тарутино, Михаил Илларионович тем же ранним утром 4 сентября молился Царице Небесной в белокаменном Успенском храме, во дворе которого еще долгие годы хранилась свидетельница тех знаменательных событий – небольшая пушка. Позже она была перевезена в Люберецкий краеведческий музей…
Ведущий 2:
Синева в поднебесье над Жилинским храмом
Век от века поет свою дивную песнь.
Мы приходим сюда за Святыми Дарами
И, уносим в сердцах и умах благовест.
Ведущий 1: Завершив маневр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, и Тулу с ее оружейным заводом. В результате выхода русской армии 3 октября в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением, конским составом и всеми видами снабжения.
Ведущий 2: Тарутинский маневр – одно из наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 г. – важный этап на пути к победе над армией Наполеона. Он завершил собой целую полосу военных действий, когда русские войска вынуждены были обороняться и отступать в глубь страны под натиском превосходящих сил противника. Став лагерем у села Тарутино, армия Кутузова заняла те исходные рубежи, с которых вскоре начала свое победоносное контрнаступление
Учитель: После более чем трехмесячного отступления она впервые за всю войну остановилась на довольно продолжительное время. Взойдя на крутой берег реки Нара, Кутузов обратился к находившимся с ним генералам и офицерам со словами: “Теперь ни шагу назад. Приготовиться к делу, просмотреть оружие, помнить, что вся Европа и любезное Отечество на нас взирают”.
Чтец 2:
У лошадей подпалины в хвостах Москва – не хлеб да соль для супостата. Лавиной льется конница Мюрата То рысью, то аллюром три креста. Скорей! Французы горячат коней, Вот-вот на плечи русским сядут. Противник в этой стороне, Скорей, скорей . Ждут награды. Но стоп! Погони пыл иссяк. Остались за плечами Бронницы. Мюрат по рощам рыщет волком. Любимец славы не привык К таким негаданным конфузам. Так близок был победы пир. Что скажет сир? Что скажет сир? Исчезли армии Кутузова И никаких тебе наград И только тут прозрел Мюрат: Ведь и Москва- не пир победы, Скорее, Пиррова победа!
Ведущий 1: Народный патриотизм был велик, и примеров тому масса. Ополчение состояло из трех егерских и восьми пехотных полков (в полку четыре батальона, в батальоне четыре роты, в каждой роте по 250 человек). С оружием было туговато: ружьями были экипированы три егерских и один пехотный полки, остальные довольствовались пиками.
Песня “Солдатушки, бравы ребятушки”.
Ведущий 2: Ополчение составлялось из крепостных крестьян. Из села Коренева и деревни Малые Овражки, владений девиц Левашевых, ушли в ополченцы пятеро, от Телепнева из села Косино – трое, из села Богородского, Красково тож, от статского советника Орлова – двенадцать, от Чирикова из сельца Мотякова и села Котельники с деревнею Чагино – тридцать семь человек, из Лыткарино от графа Зотова – девять и т.д. А вернулось, по подсчетам, менее трети.
Учитель: 6 октября, оставив город, пустились французы в обратный путь. Были сожжены Котельники, Подосинки, Выхино, Жулебино, Петровское. Разграблению подверглось Косино. Из церкви было похищено 1696 рублей. “В селе осталось всего 26 душ нищенских”, – горевали современники. В храмах Николо-Угрешского монастыря, превращенных в конюшни, стояли лошади. Широкое распространение в народе получила легенда, что холм у въезда в Лыткарино был насыпан над братской могилой французских воинов.
Лыткаринские мужики, В руках рогатины, да вилы… Сосна дорогу преградила В засаде лучшие стрелки Хитер! И мы не лыком шиты, Уж ты не обессудь, бонжур, Напал ты нынче на сердитых И попадешь как в ощип кур Пали! Один, второй сражен Куда ж ты лезешь на рожон? Хоть басурман, - христиане мы,- Земле твои тела предали. Нашел у нас ты не медали- Свои могильные холмы . Сегодня город здесь растет, А в тех холмах истлели кости. Не приходи с мечом к нам в гости, У нас по гостю и почет
Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге. В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение “Певец во стане русских воинов”. Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев. Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.
Чтец 3:
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Перед строем он прекрасен!
И сколь врагу ужасен!
О диво! Се орел пронзил
Над ним небес равнины…
Могущий вождь главу склонил;
Ура! Кричат дружины.
Ведущий 1: Все выше поднималась волна народного партизанского движения. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами….
Ведущий 2: Широко известны стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других. Это их имел в виду Л. Толстой говоря “…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил , с глупой простотой, но с целесообразностью не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.
Чтец 1: Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии: прославленным поэтом - гусаром Денисом Давыдовым, А. Н. Сеславиным, А.С. Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон. Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов – кавалеристов писал Д. Давыдов в стихотворении “Партизан”.
Чтец 2:
И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный,
Его любовь – кровавый бой,
Родня - Донцы, друг – конь надежный…
Учитель: Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тыс. французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года
Мы храним память о великих подвигах наших предков. Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев жизни, встал на защиту Родины.
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 5 «Б» классе
по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Предметные задачи:
- познакомить учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
- развивать способность понимания авторской позиции текста;
- учить делать выводы и применять опыт прочитанного в условиях реальной жизни;
- развивать способность высказать своё отношение к прочитанному, к поступкам героев;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
Метапредметные задачи:
- освоение способа перехода от первичного смысла к обобщённой версии.
Действия учителя | Действия ученика |
Вводный этап.
Толкование понятия «нравственность» (запись оформлена на доске) Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова). | Выступление заранее подготовленных учащихся. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Обсуждение понятия, высказывание своей точки зрения, аргументация её, приведение примеров из личного опыта. |
I этап – первичный смысл произведения.
2. Постановка проблемного вопроса. – Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека? | Учащиеся отмечают номера правильных произведений:
|
II этап – анализ смысловых версий детей и соотнесение их с текстом. Подведение к проблемной ситуации. – Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”. Что же представляет из себя это “дурное общество”? Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”? Прав ли отец, обвиняя сына в воровстве? |
Дети озвучивают свои версии. Похожие версии объединяются в одну. Каждый учащийся пробует доказать свою версию словами из текста.
Учащиеся либо соглашаются с доказательством и принимают его, либо опровергают и приводят более точное понимание и толкование смысла текста. |
III этап – работа над пониманием смысловой линии произведения (групповая форма работы). – Глубже понять мотив поступков Васи нам поможет следующая работа. Японцы и китайцы верят, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д. – Попробуйте представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая Васей у Сони, (а, по словам отца, украденная) расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа) и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы. – Выясните, с кем, по словам самой куклы, ей было приятнее всего находиться? – Подумайте, была ли другая возможность у Васи получить куклу для Маруси, например: попросить у отца? – Попробуйте составить такой диалог между отцом и сыном (задание каждой группе). – Определите, какие черты характера проявляются у мальчика в истории с куклой? | Рассказы детей, составленные в группах, обсуждение с учениками соотношения поступков взрослых и детей. При работе над пересказом фрагментов текста следует обратить внимание на интонации героев, на глаголы, описывающие действия и чувства героев. – Что изменилось в чувствах Васи после вмешательства Тыбурция? |
IV этап – фиксация обобщённой смысловой версии в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». – Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? – Что Вася нового открыл в самом себе? – Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?
| – Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие. – Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы. – Знакомство с «дурным обществом» помогло Васе по-иному взглянуть на отца, а случай с куклой окончательно уничтожил барьер, существовавший между Васей и отцом. |
V этап – изменение и обогащение смысловой версии учащимися. – В начале урока мы обратились к толкованию понятия «нравственность». Удивительно, «нравственность» и «дурное общество» – понятия несовместимые. Парадокс! “Дурное общество” повлияло на становление личности Васи и помогло ему найти контакт с родным отцом. Как это произошло? Рефлексия. – Продолжите фразу: «Человек – это звучит гордо, потому что …». Домашнее задание. – Составить несколько вопросов, с которыми вы хотели бы обратиться к Васе – герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Индивидуальные высказывания учащихся, объединение их версий в одну. – История дружбы Васи с «детьми подземелья» – это история его внутреннего перерождения. «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком» в сердце мальчика. |