Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 6-го класса. Учебник-хрестоматия для национальной школы под редакцией М.В.Черкезовой / 4 урока
Содержание программы
Введение — 1 ч.
Литература как художественное отражение жизни.
Мифы народов мира — 7ч.
Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна). Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов. Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа. Похищение Персефоны Аидом.
Мифы о Геракле. Подвиги Геракла. Шестой подвиг Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.
Мифы древних славян (1—2 мифа по выбору). Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
Фольклор — 3 ч.
Русские народные песни. Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Жанр песни в русском фольклоре. Народная песня как отражение основ народного бытия, народных духовно-нравственных ценностей. Песни исторические («На поле Куликовом») и лирические («Не одна во поле дороженька...»). «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» как образец разбойничьих песен.
Русские народные песен в произведениях художественной литературы.
Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
Героический эпос русского народа — 3 ч.
Былины. Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Особенности композиции былин. Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря. Илья — народный заступник, защитник родной земли. Соловей-разбойник как отрицательный персонаж. Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола, Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.
Героический эпос народов России — 4 ч.
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения. Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
«Калевала». Образец мифологического эпоса. Воспевание мирного труда. Особенности построения и исполнения карело-финского эпоса.
«Песнь о Роланде». Яркий образец эпического творчества Средневековья. Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры. Мужественный, храбрый и гордый рыцарь Роланд — один из популярных героев Средневековья.
«Песнь о нибелунгах». Средневековая германская эпическая поэма «Песнь о нибелунгах» — одно из выдающихся произведений человечества. Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Зигфрид один из популярных героев как «Песни о нибелунгах», так и всего Средневекового эпоса.
Литература XIX века — 46 ч.
И. А. Крылов. Рассказ о писателе.
«Волк и ягненок». «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Иносказательный смысл басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи. Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Историко-культурный контекст басни. «Волк на псарне». Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в родной литературе учащихся.
А. С. Пушкин. Рассказ о поэте.
«И. И. Пущину». Биографическая основа стихотворения. Тема дружбы в лирике Пушкина. Дружба как высокое нравственное чувство. Искренние чувства любви, благодарности и нежности лирического героя к другу.
«Няне». Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя.
«Зимнее утро». Картины русской зимы в стихотворении. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.
«Дубровский». Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие. Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа. Образы Троекурова и Дубровского. Описание крестьянского бунта, образы крестьян. Образ Маши, ее нравственный выбор. Соотношение эпического и лирического в романе. Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на родную литературу учащихся.
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.
«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 г. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.
«Листок». Центральный образ стихотворения — гонимый бурей листок как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров — листка и чинары. Поиски страдающей души спокойствия и понимания.
«На севере диком стоит одиноко...». Вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна стоит одиноко». Тема одиночества в стихотворении Лермонтова. Олицетворение как основной прием изображения главных героев стихотворения.
«Тучи». Биографическая основа стихотворения. Его связь с душевным состоянием поэта. Тучи как символ неустроенности судьбы.
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.
«Ночь перед рождеством» (в сокращении).
Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции. Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического. Образы Вакулы и Оксана. Поэтическое изображение православных обрядов в канун великого праздника. Связь с фольклором.
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе.
Стихотворения в прозе. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе. Лаконизм и емкость стихотворений прозе.
«Два богача». Смысл названия. Преимущество духовного богатства над материальным.
«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти. Любовь как движущая сила жизни.
«Русский язык». Родной язык как символ родины. Прославление родного языка — выражение глубокой веры в могучие силы народа. «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог». Понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна самопожертвования. Двойственное отношение к подвигу героинь: оценка его как святости или неразумия. Проблема нравственного выбора.
«Певцы» (рассказ из «Записок охотника»). Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от их сословной принадлежности и образованности. Близость автора к народной культуре.
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте.
«Фонтан». Взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Композиция стихотворения как воплощение авторского замысла.
«С поляны коршун поднялся...». Связь человека с природой. Философский смысл стихотворения.
«Неохотно и несмело...». Пример поэтического пейзажа. Природное явление как возможность передать настроение лирического героя. Художественные образы, создающие картину грозы.
А. А. Фет. Рассказ о поэте.
«Летний вечер тих и ясен...». Картины летнего вечера. Душевное состояние лирического героя стихотворения. Зрительные и звуковые художественные образы.
«Уснуло озеро; безмолвен черный лес...». Картина ночного безмолвия погруженной в сон природы. Зрительные и слуховые образы стихотворения.
«Учись у них — у дуба, у березы...». Пример философской лирики поэта. Художественные средства изображения. Береза и дуб как символы стойкости и жизнелюбия.
А. К. Толстой. Рассказ о поэте.
«Вот уж снег последний в поле тает...», «И у меня был край родной когда-то...». Музыкальность, искренность и лиризм поэзии А. К. Толстого. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.
«Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Нравственная проблема баллады. Образ Ивана Грозного. Поэтическое изображение чувства любви к родине человека из народа, его чувства долга и преданности.
К. Р. (К. Романов). Рассказ о поэте.
«Растворил я окно...», «Колокола». Глубокий лиризм стихотворений поэта. Средства художественной выразительности, передающие чарующую картину весенней ночи. Романс П. И. Чайковского на слова стихотворения «Растворил я окно...». Лирический герой стихотворения «Колокола». Элегическая тональность стихотворения — острая тоска по далекой родине. Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные проблемы произведения. Горестная насмешка автора над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе.
«Детство» (глава XV). Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева, его отношение к Богу, родителям, окружающему миру, чистота и непосредственность его восприятия жизни. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Тонкий психологизм писателя, глубокое раскрытие душевного состояния мальчика.
А. П. Чехов. Рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. Иллюстрации художников Кукрыниксов к рассказу.
«Хамелеон». Отражение нравственных представлений писателя о человеке, культуре взаимоотношений людей. Обличение ложной справедливости, стремления угодить «сильным». Подтекст рассказа. Особенности чеховской иронии. Образ Очумелова. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.
«Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости. Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Влияние творчества Чехова на развитие родной литературы учащихся.
Литература XX века — 46 ч.
И. А. Бунин. Рассказ о писателе.
«Танька». Тема голодного детства. Взаимоотношение детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души.
«Подснежник». Воспоминания детства и юности писателя. Ощущение детской тоски по родным и близким людям. Счастье общения с отцом. Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.
В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Противостояние лирического героя толпе обывателей. Драматизм стихотворения. Своеобразие ритмики, интонации и рифмы. Влияние творчества Маяковского на поэзию родной литературы.
С. А. Есенин. Рассказ о поэте.
«Пороша», «Поет зима — аукает», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...», «С добрым утром!». Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.
Изображение чувства любви к природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
М. М. Зощенко. Рассказ о писателе.
«История болезни». Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.
А. П. Платонов. Рассказ о писателе.
«Цветок на земле». Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.
А. С. Грин. Рассказ о писателе.
«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея. Его взросление, возмужание. Чистота и возвышенность чувств романтических героев. Утверждение веры в чудо. Лиризм в эпическом произведении.
М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Природа в восприятии писателя как поэтическая сказка, как зеркало души человека. Гармония человека и природы. Своеобразие жанра произведения. Смысл названия сказки-были. Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян. Художественная функция пейзажа. Нравственный стержень главных героев произведения. Отношение автора к Насте и Митраше. Художественное своеобразие повести. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.
К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.
«Избушка в лесу». Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.
Н. А. Заболоцкий. Рассказ о поэте.
«Не позволяй душе лениться...». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о постоянном совершенствовании человека. Тема ответственности, самовоспитания.
«Некрасивая девочка». Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою. Внешняя и внутренняя красота человека.
Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.
«В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.
«Звезда полей». Светлое, оптимистическое настроение, пронизывающее стихотворение. Гармония человека с природой.
В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.
«Крепкий мужик». Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.
В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.
«Гирманча находит друзей». Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирмачни. Доброта, сочувствие, взаимопонимание — пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба — путь к возникновению межнациональных конфликтов.
Г. Тукай. Рассказ о поэте.
«Родной язык», «В школе». Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.
Зарубежная литература — 10 ч.
Гомер. Рассказ о поэте.
«Одиссея» (фрагмент). Человек и судьба в древнегреческой литературе. Сюжетная основа поэмы Гомера. Тема прославления человека. Главный герой поэмы — Одиссей — символ жажды познания, творческого отношения к миру. Образ Одиссея в мировой культуре и родной литературе.
Э. А. По. Рассказ о поэте.
«Колокольчики и колокола». Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.
Д. Дефо. Рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека. Образ Робинзона Крузо. Черты характера героя, которые помогли ему выжить, способность пре-одолеть препятствия, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Гуманистическое звучание романа. Преобразование мира как жизненная потребность человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_literatura.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.
В школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы. Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано.
В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.
Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане МКОУ СОШ с. Майрамадаг: «Русская литература» в базисном учебном плане МКОУ СОШ с.Майрамадаг предусматривает изучение курса в VI классе в количестве 136 часов.
Пояснительная записка
Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся, расширять их культурный кругозор, способствует формированию культуры чтения. Кроме того, современные социокультурные факторы, основные из которых — интенсивное развитие контактов между народами и формирование открытого общества — выдвигают на одно из первых мест организацию межкультурного взаимодействия учащихся и формирование у них толерантности по отношению к иным национальным культурам. Большая роль в этом процессе также принадлежит русской литературе: она содействует взаимообогащению национальных литератур, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения.
Цели курса представлены на нескольких уровнях — личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты даны в сферах: познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, коммуникативно-речевой:
— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), к культурам других народов;
— формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
— формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
— овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях — собственную интерпретацию;
— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
— овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Задачи изучения литературы в 6 классе:
- формирование представлений о литературе как явлении культуры народа;
- формирование духовно развитой личности;
- приобщение к русской, зарубежной литературе и литературе народов России на примере отдельных произведений выдающихся писателей;
- овладение начальными знаниями по теории литературы и умениями использовать их в процессе анализа художественного произведения;
- развитие умений грамотного владения устной и письменной русской речью.
Учебно-тематиечский план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки развития речи | Контрольные уроки | Примечание |
1. | Введение. | 1 | |||
2. | Мифы народов мира | 7 | Проект -1 | ||
3 | Фольклор | 3 | Проекты - 2 | ||
4 | Героический эпос русского народа | 3 | |||
5 | Героический эпос народов России | 4 | |||
6 | Произведения русских писателей 19 века и 20 века | 46 46 | 1 | Проекты-5 Проекты-4 | |
7 | Зарубежная литература | 10 | |||
120 | 1 | 12 | + 3 резервных ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и названия изученных произведений;
- сюжет и героев изученных произведений;
- основные признаки понятий: устное народное творчество(фольклор), художественный образ, идея и тема, басня, эпитет, метафора, сравнение.
Учащиеся должны уметь:
- воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;
- различать эпические и лирические произведения(басня, рассказ, лирическое стихотворение);
- давать развернутые оценки событий, героев;
- характеризовать героя изученного произведения;
- сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- правильно и выразительно читать художественный текст;
- пересказывать устно и письменно(изложение) эпические произведения(фрагменты);
- составлять план прочитанного произведения;
- воспринимать произведения литературы в тесной связи с другими видами искусства(живописи, музыки).
Виды деятельности учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ произведения;
- сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики жанра, выявление национально обусловленных различий;
- самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык;
- составление планов;
- написание изложений с элементами сочинения;
- написание сочинений на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Метапредметные результаты освоения учащимися курса литературы:
- умение понимать проблему, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- создание связного устного и письменного текста на русском языке с учётом норм русского литературного языка;
- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать и уметь:
В познавательной сфере:
- знание и понимание содержания изученных литературных произведений;
- восприятие и анализ художественного текста: выделение и формулирование проблематики изученного произведения; характеристика героев, сюжета, композиции; роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставление эпизодов литературных произведений;
- владение изученными теоретико-литературными понятиями.
В эстетической сфере:
- выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- участие в диалоге по прочитанным произведениям, понимание чужой точки зрения и аргументация своей;
- сопоставление произведений русской и родной литературы, близких по тематике, проблематике, жанру; выражение своего отношения к прочитанному.
В коммуникативно-речевой сфере:
- выделение смысловых частей художественного текста, составление плана;
- владение различными видами пересказа;
- построение устных и письменных высказываний в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; написание отзывов о произведениях, самостоятельно про-читанных на русском и родном языках, изложений с элементами сочинения;
- перевод на родной язык фрагментов русского художественного текста.
Содержание программы
Введение — 1 ч.
Литература как художественное отражение жизни.
Мифы народов мира — 7ч.
Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна). Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов. Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа. Похищение Персефоны Аидом.
Мифы о Геракле. Подвиги Геракла. Шестой подвиг Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.
Мифы древних славян (1—2 мифа по выбору). Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
Фольклор — 3 ч.
Русские народные песни. Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Жанр песни в русском фольклоре. Народная песня как отражение основ народного бытия, народных духовно-нравственных ценностей. Песни исторические («На поле Куликовом») и лирические («Не одна во поле дороженька...»). «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» как образец разбойничьих песен.
Русские народные песен в произведениях художественной литературы.
Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
Героический эпос русского народа — 3 ч.
Былины. Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Особенности композиции былин. Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря. Илья — народный заступник, защитник родной земли. Соловей-разбойник как отрицательный персонаж. Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола, Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.
Героический эпос народов России — 4 ч.
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения. Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
«Калевала». Образец мифологического эпоса. Воспевание мирного труда. Особенности построения и исполнения карело-финского эпоса.
«Песнь о Роланде». Яркий образец эпического творчества Средневековья. Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры. Мужественный, храбрый и гордый рыцарь Роланд — один из популярных героев Средневековья.
«Песнь о нибелунгах». Средневековая германская эпическая поэма «Песнь о нибелунгах» — одно из выдающихся произведений человечества. Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Зигфрид один из популярных героев как «Песни о нибелунгах», так и всего Средневекового эпоса.
Литература XIX века — 46 ч.
И. А. Крылов. Рассказ о писателе.
«Волк и ягненок». «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Иносказательный смысл басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи. Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Историко-культурный контекст басни. «Волк на псарне». Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в родной литературе учащихся.
А. С. Пушкин. Рассказ о поэте.
«И. И. Пущину». Биографическая основа стихотворения. Тема дружбы в лирике Пушкина. Дружба как высокое нравственное чувство. Искренние чувства любви, благодарности и нежности лирического героя к другу.
«Няне». Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя.
«Зимнее утро». Картины русской зимы в стихотворении. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.
«Дубровский». Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие. Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа. Образы Троекурова и Дубровского. Описание крестьянского бунта, образы крестьян. Образ Маши, ее нравственный выбор. Соотношение эпического и лирического в романе. Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на родную литературу учащихся.
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.
«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 г. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.
«Листок». Центральный образ стихотворения — гонимый бурей листок как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров — листка и чинары. Поиски страдающей души спокойствия и понимания.
«На севере диком стоит одиноко...». Вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна стоит одиноко». Тема одиночества в стихотворении Лермонтова. Олицетворение как основной прием изображения главных героев стихотворения.
«Тучи». Биографическая основа стихотворения. Его связь с душевным состоянием поэта. Тучи как символ неустроенности судьбы.
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.
«Ночь перед рождеством» (в сокращении).
Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции. Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического. Образы Вакулы и Оксана. Поэтическое изображение православных обрядов в канун великого праздника. Связь с фольклором.
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе.
Стихотворения в прозе. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе. Лаконизм и емкость стихотворений прозе.
«Два богача». Смысл названия. Преимущество духовного богатства над материальным.
«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти. Любовь как движущая сила жизни.
«Русский язык». Родной язык как символ родины. Прославление родного языка — выражение глубокой веры в могучие силы народа. «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог». Понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна самопожертвования. Двойственное отношение к подвигу героинь: оценка его как святости или неразумия. Проблема нравственного выбора.
«Певцы» (рассказ из «Записок охотника»). Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от их сословной принадлежности и образованности. Близость автора к народной культуре.
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте.
«Фонтан». Взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Композиция стихотворения как воплощение авторского замысла.
«С поляны коршун поднялся...». Связь человека с природой. Философский смысл стихотворения.
«Неохотно и несмело...». Пример поэтического пейзажа. Природное явление как возможность передать настроение лирического героя. Художественные образы, создающие картину грозы.
А. А. Фет. Рассказ о поэте.
«Летний вечер тих и ясен...». Картины летнего вечера. Душевное состояние лирического героя стихотворения. Зрительные и звуковые художественные образы.
«Уснуло озеро; безмолвен черный лес...». Картина ночного безмолвия погруженной в сон природы. Зрительные и слуховые образы стихотворения.
«Учись у них — у дуба, у березы...». Пример философской лирики поэта. Художественные средства изображения. Береза и дуб как символы стойкости и жизнелюбия.
А. К. Толстой. Рассказ о поэте.
«Вот уж снег последний в поле тает...», «И у меня был край родной когда-то...». Музыкальность, искренность и лиризм поэзии А. К. Толстого. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.
«Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Нравственная проблема баллады. Образ Ивана Грозного. Поэтическое изображение чувства любви к родине человека из народа, его чувства долга и преданности.
К. Р. (К. Романов). Рассказ о поэте.
«Растворил я окно...», «Колокола». Глубокий лиризм стихотворений поэта. Средства художественной выразительности, передающие чарующую картину весенней ночи. Романс П. И. Чайковского на слова стихотворения «Растворил я окно...». Лирический герой стихотворения «Колокола». Элегическая тональность стихотворения — острая тоска по далекой родине. Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные проблемы произведения. Горестная насмешка автора над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе.
«Детство» (глава XV). Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева, его отношение к Богу, родителям, окружающему миру, чистота и непосредственность его восприятия жизни. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Тонкий психологизм писателя, глубокое раскрытие душевного состояния мальчика.
А. П. Чехов. Рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. Иллюстрации художников Кукрыниксов к рассказу.
«Хамелеон». Отражение нравственных представлений писателя о человеке, культуре взаимоотношений людей. Обличение ложной справедливости, стремления угодить «сильным». Подтекст рассказа. Особенности чеховской иронии. Образ Очумелова. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.
«Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости. Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Влияние творчества Чехова на развитие родной литературы учащихся.
Литература XX века — 46 ч.
И. А. Бунин. Рассказ о писателе.
«Танька». Тема голодного детства. Взаимоотношение детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души.
«Подснежник». Воспоминания детства и юности писателя. Ощущение детской тоски по родным и близким людям. Счастье общения с отцом. Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.
В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Противостояние лирического героя толпе обывателей. Драматизм стихотворения. Своеобразие ритмики, интонации и рифмы. Влияние творчества Маяковского на поэзию родной литературы.
С. А. Есенин. Рассказ о поэте.
«Пороша», «Поет зима — аукает», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...», «С добрым утром!». Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.
Изображение чувства любви к природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
М. М. Зощенко. Рассказ о писателе.
«История болезни». Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.
А. П. Платонов. Рассказ о писателе.
«Цветок на земле». Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.
А. С. Грин. Рассказ о писателе.
«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея. Его взросление, возмужание. Чистота и возвышенность чувств романтических героев. Утверждение веры в чудо. Лиризм в эпическом произведении.
М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Природа в восприятии писателя как поэтическая сказка, как зеркало души человека. Гармония человека и природы. Своеобразие жанра произведения. Смысл названия сказки-были. Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян. Художественная функция пейзажа. Нравственный стержень главных героев произведения. Отношение автора к Насте и Митраше. Художественное своеобразие повести. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.
К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.
«Избушка в лесу». Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.
Н. А. Заболоцкий. Рассказ о поэте.
«Не позволяй душе лениться...». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о постоянном совершенствовании человека. Тема ответственности, самовоспитания.
«Некрасивая девочка». Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою. Внешняя и внутренняя красота человека.
Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.
«В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.
«Звезда полей». Светлое, оптимистическое настроение, пронизывающее стихотворение. Гармония человека с природой.
В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.
«Крепкий мужик». Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.
В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.
«Гирманча находит друзей». Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирмачни. Доброта, сочувствие, взаимопонимание — пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба — путь к возникновению межнациональных конфликтов.
Г. Тукай. Рассказ о поэте.
«Родной язык», «В школе». Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.
Зарубежная литература — 10 ч.
Гомер. Рассказ о поэте.
«Одиссея» (фрагмент). Человек и судьба в древнегреческой литературе. Сюжетная основа поэмы Гомера. Тема прославления человека. Главный герой поэмы — Одиссей — символ жажды познания, творческого отношения к миру. Образ Одиссея в мировой культуре и родной литературе.
Э. А. По. Рассказ о поэте.
«Колокольчики и колокола». Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.
Д. Дефо. Рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека. Образ Робинзона Крузо. Черты характера героя, которые помогли ему выжить, способность пре-одолеть препятствия, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Гуманистическое звучание романа. Преобразование мира как жизненная потребность человека.
Приложение.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта | ||
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).
В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:
Эмоциональная реакция | - выразительное чтение; - ответы на вопросы после первого чтения произведения; - оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом; -сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки. |
Осмысление содержания | - составление плана содержания; - сжатый пересказ; - комментирование текста; - ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера; - рассмотрение композиции художественного произведения; - сопоставление литературных произведений; - сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции. |
Работа воображения | - творческие пересказы (с изменением лица рассказчика); - устное словесное рисование; составление киносценария; - инсценирование; -домысливание сюжета; - реконструкция внесценических эпизодов драмы. |
Реакция на художественную форму | - пересказ, близкий к тексту; - стилистический анализ; - оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования; Сопоставление произведения и его реальной основы. |
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл.
Тематическое планирование
по русской литературе
для 6-го класса
Учебник-хрестоматия для национальной школы под редакцией М.В.Черкезовой / 4 урока
1 четверть
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Введение | ||||
2 | Литература — художественное отражение жизни | ||||
3 | Мифы древней Греции | ||||
4 | «Похищение Персефоны Аидом» | ||||
5 | Подвиги Геракла | ||||
6 | Подвиги Геракла | ||||
7 | КК Гесиод «Труды и дни» | ||||
8 | Мифы древних славян | ||||
9 | Былины | ||||
10 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||||
11 | Эпос народов России | ||||
12 | Эпос народов России | ||||
13 | Нартовский эпос. «Сказание о Сослане» | ||||
14 | «Сказание о Сослане» | ||||
15 | Подробное изложение отрывков | ||||
16 | Подробное изложение отрывков | ||||
17 | Русские народные песни | ||||
18 | Жанр песни в русском и осетинском фольклоре | ||||
19 | К/К В.Скотт «Айвенго» | ||||
20 | И.А.Крылов «Листы и корни» | ||||
21 | И.А.Крылов «Лжец» | ||||
22 | Басни Крылова | ||||
23 | А.С.Пушкин «Няне» | ||||
24 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | ||||
25 | А.С.Пушкин «Москва...как много в этом звуке...» | ||||
26 | А.С.Пушкин «Дубровский» | ||||
27 | А.С.Пушкин «Дубровский».Картины жизни русс. барства | ||||
28 | «Дубровский» | ||||
29 | «Дубровский» | ||||
30 | Изложение | ||||
31 | Изложение | ||||
32 | Тестирование | ||||
33 | |||||
34 | |||||
35 | |||||
36 | |||||
37 | |||||
38 | |||||
2 четверть
1 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». Образ исторического события | ||||
2 | «Бородино» | ||||
3 | М.Ю.Лермонтов «Листок» | ||||
4 | «Утес» и «Тучка». Олицетворение. | ||||
5 | К/К Л.Н.Толстой «Война и мир» | ||||
6 | К/К Денис Давыдов «1812 год» | ||||
7 | Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница» | ||||
8 | «Майская ночь или Утопленница» | ||||
9 | «Майская ночь или Утопленница» | ||||
10 | «Майская ночь или Утопленница» | ||||
11 | «Майская ночь или Утопленница» | ||||
12 | Обобщенный урок по повести | ||||
13 | Р\Р | ||||
14 | Р\Р | ||||
15 | Р\К А.Коцоев «Пасха Гиго» | ||||
16 | И.С.Тургенев «Певцы» | ||||
17 | «Певцы» | ||||
18 | И.С.Тургенев «Два богача», «Воробей» | ||||
19 | «Морское плавание», «русский язык» | ||||
20 | «Стихотворение в прозе». Внеклассное чтение | ||||
21 | Н.А.Некрасов «Школьник» | ||||
22 | Н.А.Некрасов «На Волге» | ||||
23 | «На Волге» | ||||
24 | «Железная дорога» | ||||
25 | «Железная дорога» | ||||
26 | «Железная дорога». Образ народа | ||||
27 | Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||||
28 | |||||
29 | |||||
30 |
3 четверть
1 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||||
2 | Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» | ||||
3 | «Листья» | ||||
4 | И.С.Никитин «Лес» | ||||
5 | «Встреча зимы» | ||||
6 | Подготовка к сочинению. Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег» | ||||
7 | Сочинение | ||||
8 | А.Фет «Летний вечер тих и ясен» | ||||
9 | «Уснуло озеро» | ||||
10 | А.К.Толстой «Вот уж снег послед.в поле тает» | ||||
11 | «И у меня был край...» | ||||
12 | Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» | ||||
13 | Л.Н.Толстой «Детство» | ||||
14 | «Детство» | ||||
15 | Составление рассказа «Лучшие воспоминания моего детства» | ||||
16 | К\К В.Железняков «Чучело» | ||||
17 | К\К В.П.Распутин «Уроки французского» | ||||
18 | «Уроки французского» | ||||
19 | А.П.Чехов «Хамелеон» | ||||
20 | А.П.Чехов «Смерть Чиновника» | ||||
21 | Р\Р | ||||
22 | Р\Р | ||||
23 | А.И.Куприн «Бонза» | ||||
24 | «Бонза» | ||||
25 | Бунин «Понедельник», «Танька» | ||||
26 | С.Есенин «Пороша», «Черемуха» | ||||
27 | С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» | ||||
28 | С.Есенин «С добрым утром» | ||||
29 | И.Арнигон «Челе» | ||||
30 | М.Зощенко «История болезни» | ||||
31 | Юмористический рассказ | ||||
32 | А.Платонов | ||||
33 | А.Платонов «Цветок на земле» | ||||
34 | Тестирование | ||||
35 | |||||
36 | |||||
37 | |||||
38 | |||||
39 | |||||
40 |
4 четверть
1 | А.С. Грин «Алые паруса» | ||||
2 | «Предсказание» | ||||
3 | «Грей» | ||||
4 | «Алый секрет» | ||||
5 | Урок развития речи | ||||
6 | М.М. Пришвин | ||||
7 | «Кладовая солнца» - сказка-быль | ||||
8 | «Кладовая солнца».Знакомство с героями | ||||
9 | «Кладовая солнца». Анализ глав | ||||
10 | «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши | ||||
11 | Р\Р | ||||
12 | Р\Р | ||||
13 | К.Г.Паустовский «Избушка в лесу» | ||||
14 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяйте душе лениться» | ||||
15 | Н.М.Рубцов «Деревенские ночи» | ||||
16 | К\К А.Грин «Победитель» | ||||
17 | Нравственный выбор героя рассказа А.Грина | ||||
18 | Ф.А.Абрамов «Бревенчатые мавзолеи» | ||||
19 | В.П.Астафьев «Гирманча находит друзей» | ||||
20 | Характеристика героя | ||||
21 | Ги де Мопассан «Папа Симона» | ||||
22 | Трудная жизнь Джека Лондона | ||||
23 | Джек Лондон «Любовь к жизни» | ||||
24 | Рассказ о смелых людях | ||||
25 | К\К Г.Ф. Бюргер «Песнь о благородном человеке» | ||||
26 | К\К Г.Бочаров «Что человек может» | ||||
27 | А.А.Новиков — прибой «Цусима» | ||||
28 | Р\Р | ||||
29 | Тестирование | ||||
30 | Заключительный урок | ||||
31 | |||||
32 |
123 часа заняты из 136
№ | Тема урока | ||
| I. Введение. | ||
1. | Литература как художественное отражение жизни. | ||
| II. Мифы народов мира. | ||
2. | Понятие о мифе. | ||
3. | Мифы древней Греции. | ||
4. | Мифы о Геракле. Шестой подвиг Геракла. | ||
5. | Мифы древних славян. | ||
6-7. | Марийские мифы. «Как Юмо сотворил жизнь», «Как Юмо спустился к марийцам» | ||
| III. Устное народное творчество. | ||
8. | Жанр былины в устном народном творчестве. | ||
9-10. | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||
11. | Героический эпос народов России(обзор).»Калевала», «Олонхо», «Нарты». | ||
12. | Исторические легенды и предания народа мари(Обзор). «Князья-богатыри Алтыбай, Урса и Ямшан» | ||
13. | Сергей Чавайн «Йыланда»(легенда) | ||
14. | Жанр песни в русском фольклоре. | ||
| IV. Из русской литературы XIX века. | ||
15. | И.А.Крылов. Рассказ о писателе. | ||
16. | И.А.Крылов «Волк и Ягненок», «Листы и корни». | ||
17. | И.А.Крылов «Волк на псарне». | ||
18. | Рассказы о природе Мичурина-Азмекея. «Заячьи лапки». | ||
19. | Рассказы о природе Мичурина-Азмекея. «Дикий гусь», «Окунь и сорожка» | ||
20. | А.С.Пушкин. Рассказ о поэте | ||
21. | А.С.Пушкин «Няне», «Зимнее утро» | ||
22-23. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 1. | ||
24-25. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 6. | ||
26. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 7. | ||
27. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 8. | ||
28. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 12. | ||
29. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 18. | ||
30. | А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 19. Подготовка к сочинению. | ||
31-32. | Сочинение «Мое отношение к героям повести» | ||
33. | М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте | ||
34. | М.Ю. Лермонтов «Листок» | ||
35. | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Притчи в родной литературе. | ||
36. | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | ||
37. | А.В.Кольцов. Рассказ о поэте. | ||
38. | А.В.Кольцов «Песня пахаря» | ||
39. | Образ крестьянина-пахаря в марийской и татарской литературе. | ||
40. | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе | ||
41. | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 1 «Ганна» | ||
42. | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 2 «Голова» | ||
43. | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 3 «Неожиданный соперник.Заговор» | ||
44 | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 4 «парубки гуляют» | ||
45 | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 5 «Утопленница» | ||
46 | «Майская ночь, или Утопленница». Глава 6 «Пробуждение» | ||
47 | Обобщающий урок по повести. Размышления над прочитанным. | ||
48. | Сочинение «Мой любимый герой повести» | ||
49. | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе | ||
50-51. | И.С.Тургенев «Певцы» | ||
52. | Русские народные песни и песни родного края | ||
53. | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. «Два богача». | ||
54. | И.С.Тургенев «Морское плавание» | ||
55. | И.С.Тургенев «Воробей», «Русский язык» | ||
56. | Образ родины и родного языка в марийской и татарской литературе . | ||
57. | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте | ||
58. | Н.А.Некрасов «На Волге» | ||
59-60. | Н.А.Некрасов «Железная дорога» | ||
61. | Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте | ||
62. | Стихотворения Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | ||
63. | Сочинение-миниатюра «Человек-царь земли» | ||
64. | А.А.Фет. Рассказ о поэте. «Летний вечер тих и ясен» | ||
65. | Стихотворения А.А.Фета | ||
66. | Лирические миниатюры Владимира Ведерникова | ||
67. | А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает» | ||
68. | К.К.Романов . Рассказ о поэте. | ||
69. | Стихотворения К.К.Романова. | ||
70. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. | ||
71-72. | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||
73-74. | «Премудрый пискарь» | ||
75. | Изложение по сказке «Премудрый пискарь» | ||
76. | Марийские сказки о животных | ||
77. | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. | ||
78. | Л.Н.Толстой «Детство» | ||
79. | Сочинение-миниатюра «Лучшие воспоминания моего детства» | ||
80. | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. | ||
81. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» | ||
82. | А.П.Чехов «Смерть чиновника» | ||
83. | А.П.Чехов «Хамелеон» | ||
84. | «Кодекс морали» Чехова. | ||
85. | Сатирические произведения в марийской литературе. | ||
| V. Русская литература ХХ века | ||
86. | И.А.Бунин рассказ о писателе. | ||
87-88. | И.А.Бунин «Танька» | ||
89. | Картины тяжелого детства в марийской и татарской литературе. | ||
90. | И.А.Бунин «Подснежник» | ||
91. | В.В.Маяковский. Рассказ о поэте. | ||
92. | Стихотворения Маяковского. | ||
93. | С.А.Есенин. Рассказ о поэте | ||
94. | С.А.Есенин «Пороша»,»Поет зима-аукает» | ||
95. | С.А.Есенин «Черемуха», «С добрым утром!» | ||
96. | Картины родной природы в творчестве марийских поэтов. | ||
97. | М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. | ||
98-99. | «История болезни» | ||
100-101 | «Приключения обезьяны» | ||
102. | Андрей Платонович Платонов. Рассказ о писателе | ||
103-104 | «Цветок на земле» | ||
105. | А.С.Грин. Рассказ о писателе | ||
106-107 | «Алые паруса» глава 1. «Предсказание» | ||
108-109 | «Алые паруса» глава 2. «Грей» | ||
110-111 | «Алые паруса» глава 3. «Алый Секрет» | ||
112 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» главы 1-4, 7 | ||
113 | «Кладовая солнца» глава 8 | ||
114 | «Кладовая солнца» глава 9. | ||
115 | «Кладовая солнца» главы 10-11 | ||
116 | «Кладовая солнца» глава 12 | ||
117 | К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Избушка в лесу» | ||
118 | Н.А.Заболоцкий. Рассказ о писателе. «Не позволяй душе лениться» | ||
119 | Н.А.Рубцов. Рассказ о писателе. | ||
120 | Стихотворения Заболоцкого «Деревенские ночи», «Январское» | ||
121-122 | В.М.Шукшин «Крепкий мужик» | ||
123-124 | В.П.Астафьев. «Гирманча находит друзей» | ||
| VI. Зарубежная литература | ||
125. | Гомер. Рассказ о поэте. | ||
126. | Гомер «Одиссея». | ||
127 | Гомер «Илиада» | ||
128-129 | Эдгар Аллан По. «Колокольчики и колокола» | ||
130 | Джек Лондон. Северные рассказы Дж.Лондона | ||
131-132 | Дж.Лондон «Любовь к жизни» | ||
133-135 | П.Мериме. «Маттео Фальконе» | ||
136 | Обобщающий урок по всему курсу. |